Операция «Мобилизация»: новый ход для россиян, не рвущихся на фронт Экспертные мнения на Caliber.Az
Система электронных повесток, которая запускается в России на фоне планов увеличить численность армии на сотни тысяч человек, будет включать автоматический запрет на выезд из страны, следует из законопроекта о новом механизме призыва.
«Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, со дня, когда такая повестка считается врученной, в качестве временной меры, направленной на обеспечение их явки по повестке, запрещается выезд из Российской Федерации», — говорится в документе, опубликованном в базе Госдумы.
При этом «врученной» повестка будет считаться с момента ее размещения в личном кабинете гражданина в системе «Госуслуг». Если же личный кабинет отсутствует, а вручение заказным письмом произвести не удалось, повестка считается врученной автоматически — спустя семь дней после ее появления в реестре повесток. Таким образом, отказаться от получения повестки де-факто будет невозможно.
«В случае, если гражданин отказался от получения повестки военного комиссариата, направленной по почте, или от ее личного вручения, повестка гражданину считается врученной в день такого отказа», — говорится в законопроекте.
По повестке необходимо явиться в военкомат в течение 20 дней. Если же этого не сделать, то, согласно проекту, гражданин теряет право проводить сделки с недвижимостью, управлять автомобилем, получать кредиты, а также быть самозанятым или индивидуальным предпринимателем.
Новые нормы, которые разработаны на фоне планов Кремля довести численность армии до 1,5 миллиона человек, заработают уже в ближайшие недели. Законопроект был принят Госдумой во втором и третьем чтении уже во вторник, 11 апреля, а его вступление в силу состоится сразу после официального опубликования — без отсрочки.
Одновременно с системой электронных повесток заработает единый реестр военнообязанных, который Минобороны соберет на основе данных других госведомств. К нему подключатся, в частности, Федеральная налоговая служба, суды, Фонд пенсионного и соцстрахования, вузы и Минпросвещения, которым предстоит собрать сведения об учащихся.
Закон об электронных повестках — российском «ноу-хау», которое не опробовано нигде в мире, — не связан с планами по новой волне мобилизации, которых «не было и нет», заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Это связано с воинским учетом, который должен идти в ногу со временем», - сказал он, добавив, что работа по модернизации военкоматов «абсолютно необходима», а в новом виде система будет «быстрой и легкой» для всех граждан.
В ближайшее время губернаторам и властям на местах дано указание найти 400 тысяч добровольцев и контрактников для воюющей в Украине армии, рассказывали Bloomberg источники, близкие к Кремлю. По их словам, таким образом власти надеются избежать открытой мобилизации, первая волна которой ударила по рейтингам президента и уронила поддержку войны. Но в реальности перспективы мобилизации будут зависеть от ситуации на фронте: если произойдет прорыв Украиной линии обороны, то никакие политические аргументы этому не помешают.
Первая волна мобилизации спровоцировала массовую эмиграцию из России в масштабах, которых статистика не видела с развала СССР. Демографы и аналитики оценивают численность уехавших в 500-800 тысяч человек, а то и в миллион.
То есть, если судить просто по имеющимся фактам, Россия вновь нацелена на максимальное увеличение численности личного состава армии. И понятно для чего – для продолжения попыток вооруженного захвата Украины. Последнее наступление войск РФ, о котором так много говорилось, сейчас очевидным образом захлебывается и сходит на нет на Донбассе. Другими словами, оно провалилось. При том, что Украина готовит свое контрнаступление. Но Москва, похоже, не желает отказываться от планов продолжения братоубийственной войны. К чему приведет новый этап мобилизации с помощью современных технологий? Если границы действительно окажутся закрыты для молодых мужчин, и им перекроют возможности зарабатывать на жизнь в случае отказа от призыва, то выльется ли это в протестные выступления и сопротивление властям?
На эти вопросы Caliber.Аz согласились ответить зарубежные эксперты.
Как считает глава Центра политических исследований «Доктрина» (Киев) Ярослав Божко, этим шагом РФ хочет убить сразу трех зайцев.
«Во-первых, это попытка расчистить авгиевы конюшни, которые сложились в связи с хаотичностью предыдущих волн массовой мобилизации. Изменение правил, ужесточение наказаний и репрессивные меры.
Во-вторых, это попытка создать впечатление о готовности к долгосрочной конфронтации. Дескать, если нужно - инфраструктура для следующих мобилизаций будет готова немедленно, в электронном формате.
В-третьих, это удар по оппозиционным гражданам в РФ. Это прямой сигнал - уезжайте уже сейчас, иначе после повестки вы автоматически становитесь невыездными. Это попытка выдавить несогласных из общества, которая властям РФ в целом удается», - отметил Божко.
Как заявил в свою очередь российский эксперт по странам Восточной Европы, журналист Радио Свобода/Эхо Кавказа Вадим Дубнов, ему кажется, что закон принимался в безумной спешке.
«И это известно – еще 11 апреля утром в него вносились последние правки. И в этом смысле тут не чувствуется почерка даже людей из администрации, которые хоть как-то попытались бы придать какую-то форму работе над этим законом, чтобы получше его преподнести.
Да, пропаганда в этом смысле сейчас находится в проигрышном положении, и ей сейчас придется судорожно отрабатывать какие-то моменты этого демарша.
Тем не менее, я сомневаюсь в том, что всё это выльется в серьезные протестные выступления. То есть, они возможно будут где-то, какого-то локального характера, но страна очень большая, и власть научилась распределять силы по нейтрализации или локализации (извините за каламбур) и без того локальных протестов. Потому что где-то можно их подавить, где-то можно купить, где-то – нивелировать и ослабить давление. Есть ряд способов справляться с этими протестами, пока они не приняли массового и более или менее широкого, глобального характера. А такой характер они вряд ли примут», - говорит эксперт.
Кроме того, полагает он, у власти есть возможность растянуть исполнение этого закона во времени. Она не может пока позволить себе прибегать к нему одномоментно по всей стране и рассылать повестки сразу всем, кому возможно. Раньше это было устроено довольно просто – с советских времен, условно говоря, рассылалась тысяча повесток для того, чтобы собрать хотя бы человек 250. Слабонервные приходили, и на этом кампания заканчивалась. Так примерно было и в последний раз, с тем лишь отличием, что достаточно много людей решило не просто не прийти в военкоматы, а уехать из страны, рассказал комментатор.
«Теперь тоже те, кто имеют возможность, уедут. Но этот фактор я тоже бы не переоценивал, потому что, собственно говоря, еще недавно загранпаспорта были всего у 10% населения и не думаю, что эта цифра сейчас изменилась принципиально сильно. В глубинке таких документов многие и не видели, а именно оттуда и будут набирать людей. Оттуда, где люди не особо юридически грамотны, и более лояльны к власти – тут дело не в том, что им нравится война, а в привычке подчиняться тому, что говорит власть.
Да, возможно некоторое падение популярности власти. Возможны какие-то локальные протесты. Но я не думаю, что есть серьезная угроза для власти в этой предстоящей волне мобилизации. По крайней мере, пока», - заключил В.Дубнов.
Самир Ибрагимов