162 километра, которые никто не строит Статья Владимира Цхведиани
В начале ноября 2025 года состоялось событие в развитии международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг»: по его восточному маршруту из России транзитом через Центральную Азию в Иран прибыл первый регулярный грузовой состав. Он начал свой путь в 900 километрах к северу от Москвы, проследовал через Россию, Казахстан и Туркменистан и прибыл в Иран, где через пограничный пункт Инче-Борун достиг сухого порта «Априн» недалеко от Тегерана.

В отличие от пилотных рейсов предыдущих лет, данный маршрут задуман как регулярный — с прогнозируемой частотой отправлений. Как отметил заместитель генерального директора по эксплуатации и торговле, председатель транзитного комитета «Иранских железных дорог» Мортеза Джафари: «В среднем теперь один контейнерный поезд из России будет прибывать в Иран примерно раз в десять дней, а в будущем планируется увеличить их количество».
Безусловно, восточный маршрут МТК «Север–Юг» имеет большое значение как для России, так и Ирана. Однако гораздо более дешёвым и эффективным является западный маршрут, связывающий железнодорожные системы России и Ирана по кратчайшему расстоянию через Азербайджан. Для его полноценного запуска необходимо проложить всего 162 километра железной дороги между административным центром провинции Гилян — городом Решт — и городом Астара на ирано-азербайджанской границе.
Железная дорога Решт–Астара должна пройти по равнинной местности, без препятствий в виде гор или крупных рек. Технически её строительство не должно вызывать затруднений. Тем не менее фактически этот участок МТК «Север–Юг» до сих пор не начал строиться.

Соглашение о финансировании и строительстве проекта «Решт–Астара» было подписано 17 мая 2023 года. Россия рассматривает 162-километровую железную дорогу как ключевое звено МТК «Север–Юг» — торгового маршрута, соединяющего Индийский океан с Балтийским морем, который, по мнению ряда экспертов, может составить конкуренцию даже Суэцкому каналу. Однако после этого в течение более чем двух лет не было заметных продвижений в реализации проекта.
Лишь недавно стало известно, что власти Ирана внесли коррективы в план строительства железнодорожной магистрали Решт–Астара — формально с целью ускорения работ. Глава Центра международных отношений Министерства дорог и городского строительства Ирана Амин Тарфа сообщил, что под строительство уже выкуплена половина необходимых земельных участков, и контракт на возведение линии между иранской и российской компаниями может быть подписан в самое ближайшее время.
«В настоящее время ведётся координация в сфере железнодорожного, автодорожного и инфраструктурного строительства, а также рассматривается вопрос о заключении контракта между иранской и российской компаниями, выступающими подрядчиками по строительству железной дороги Решт–Астара. Ожидается, что контракт будет подписан в ближайшее время, и проект вступит в фазу реализации», — заявил Амин Тарфа.
Строительство начнётся после того, как иранская сторона завершит выкуп земельных участков под железнодорожную линию. По заверению властей Ирана, это должно произойти к марту 2026 года, хотя изначально, во время подписания соглашения, начало строительства предполагалось ещё в 2023 году. Ожидается, что строительные работы займут 46 месяцев с момента их старта.
Почему же реализация проекта железной дороги «Решт–Астара» продвигается столь медленно? Ведь запуск этого участка однозначно отвечает интересам не только Азербайджана, но и России, и самого Ирана. В прошлые годы задержки реализации можно было объяснять влиянием армянского лобби, традиционно не заинтересованного в крупных транзитных проектах, приносящих выгоду Азербайджану. Однако сегодня Армения фактически отказалась от прежней политики блокирования коммуникаций и, напротив, стремится сама в сотрудничестве с Азербайджаном и Турцией включиться в международные транзитные цепочки. Тем не менее темпы реализации проекта «Решт–Астара» не ускорились.
Это тем более странно с учётом того, что на других важных участках МТК «Север–Юг» на территории Ирана сегодня буквально кипит работа. Прежде всего следует отметить развитие порта Чабахар на юге страны и строительство железной дороги к нему.

4 ноября 2025 года заместитель министра дорог и городского развития и исполнительный директор Иранской железнодорожной компании Джаббар Али Закери на встрече с послом Индии в Иране Рудрой Гауравом Шрестхой заявил, что строительство железнодорожной линии Чабахар–Захедан на юго-востоке Ирана в рамках международного транспортного коридора «Север–Юг» будет завершено в течение ближайших шести месяцев.
По словам Закери, развитие международного транспортного коридора «Север–Юг» является одним из основных приоритетов Иранской железнодорожной компании. Иран рассчитывает, что благодаря тесному сотрудничеству стран-участниц работа в этом направлении будет идти более оперативно.
«Цель Ирана — упростить процесс транспортировки торговых грузов между Индией и Россией через Иран. Развитие Чабахара может сыграть эффективную роль в расширении международного транспортного коридора «Север–Юг» и увеличении доли Ирана в региональном транзите. Иран стремится к скорейшему созданию необходимой инфраструктуры для реализации этой цели», — заявил Джаббар Али Закери.
Закери отметил, что грузоперевозки между индийским портом Мумбаи и иранским портом Чабахар, а также последующее совместное сотрудничество России и Индии могут значительно увеличить транзит грузов по международному транспортному коридору «Север–Юг». По его словам, порт Чабахар не может полноценно функционировать без железной дороги. Иранский чиновник пообещал, что строительство железной дороги Чабахар–Захедан будет завершено в течение следующих шести месяцев, а сама линия будет готова к эксплуатации в течение последующих трёх месяцев.
Также на встрече было отмечено, что порт Чабахар и железная дорога играют важную роль в налаживании железнодорожного сообщения между Афганистаном и Индией. Это направление позволит значительно сократить время и расстояние грузоперевозок между двумя странами. Между тем кратчайший маршрут между Индией и Афганистаном можно было бы без проблем организовать через территорию Пакистана, однако сегодня Индия фактически заинтересована в сохранении напряжённости между Афганистаном и Пакистаном.
Посол Индии в Иране Рудра Гаурав Шрест выразил удовлетворение развитием железнодорожного сотрудничества между Индией и Ираном и отметил эффективную роль Иранской железнодорожной компании в развитии регионального транзита.

Общая протяжённость железной дороги Чабахар–Захедан составляет 634 километра. Строительство линии началось в 2010 году и было ускорено в 2014 году в связи со сменой компании-подрядчика. Реализация проекта получила дальнейший импульс после подписания в мае 2015 года меморандума о взаимопонимании (MoU) между Индией и Ираном о развитии порта Чабахар, а затем — после заключения 13 мая 2024 года долгосрочного контракта между Индией и Ираном на развитие терминала Шахида Бехешти в порту Чабахар.
Таким образом, строительство 634-километровой железной дороги Чабахар–Захедан завершится уже через шесть месяцев, тогда как прокладка гораздо более простой и дешёвой 162-километровой железнодорожной ветки Решт–Астара через шесть месяцев в лучшем случае только начнётся. Если вообще начнётся…
Ведь теоретически могут найтись «принципиальные» владельцы земли, которые наотрез откажутся её продавать, что даст очередной повод ещё больше затянуть начало строительства. И даже если удастся без особых проблем выкупить участки под железную дорогу, на её завершение «планируется» целых 46 месяцев. Хотя линия почти в четыре раза короче, чем железная дорога Чабахар–Захедан.
Кроме того, в отличие от Чабахар–Захедан, проходящей через чрезвычайно сложную горно-пустынную местность, железная дорога Решт–Астара должна быть проложена по обжитой и хозяйственно освоенной равнине, «ровной как стол».
К тому же грузы, прибывающие из Индии в Чабахар, но предназначенные для России и Европы, должны двигаться дальше, и возможностей «восточного маршрута» МТК «Север–Юг» в перспективе явно будет недостаточно. Тем более что железная дорога, «объезжающая» Каспий с восточной стороны через Туркменистан и Казахстан, значительно длиннее, чем маршрут через Решт, Астару и Азербайджан. Соответственно, грузы будут находиться в пути дольше, а их доставка обойдётся дороже.
Сегодня искусственное торможение проекта «Решт–Астара» не имеет никаких рациональных объяснений, кроме политических. Индия пока, к сожалению, не готова отказаться от конфронтации с Пакистаном и недовольна всесторонней поддержкой Пакистана со стороны Азербайджана и Турции. Получается, власти Индии прямо или косвенно пытаются препятствовать проектам, которые идут на пользу Азербайджану и Турции, в итоге нанося ущерб и своим собственным интересам.
Ведь в конечном счёте железная дорога «Решт–Астара» нужна и Индии — для максимально быстрого транзита её грузов по МТК «Север–Юг». Сейчас Индия как никогда заинтересована в надёжной логистической связи с Россией и в кратчайшем маршруте поставок своих товаров в Европу. И то, и другое обеспечивает именно линия «Решт–Астара», без которой грузовые поезда ещё долгие годы будут вынуждены делать значительный крюк вокруг Каспия.
Индии необходимо комплексное развитие коридора «Север–Юг», поэтому она столь активно «подгоняет» иранскую сторону в строительстве железной дороги Чабахар–Захедан. Но парадоксально, что одновременно фактически саботируется и затягивается реализация не менее важной железной дороги «Решт–Астара».
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az







