Саудовская Аравия и Россия сверили часы Международная панорама на Caliber.Az
Визит президента России Владимира Путина в ОАЭ и Саудовскую Аравию привлек внимание международных СМИ. Какие цели преследовал Кремль, почему эти встречи важны для саудовского руководства и для эмиратских властей?
В СМИ появляются осторожные комментарии в духе того, что стороны обсуждали продолжение инвестиционного сотрудничества, состояние на энергетическом рынке и сотрудничество в ОПЕК+. Однако за этими туманными рассуждениями скрываются важные события.
Во-первых, для Кремля важно продемонстрировать, что он не находится в состоянии международной изоляции. Как отмечает издание Forbs, «после того как в марте нынешнего года Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на арест Владимира Путина, любая зарубежная поездка российского президента становится событием». Пышная встреча российского руководителя и его переговоры с лидерами двух самых влиятельных и самых богатых арабских государств Персидского залива должны подчеркнуть международное влияние Кремля.
Во-вторых, не менее важен аспект, связанный с энергетикой. Незадолго до визита были достигнуты договоренности между Россией и Саудовской Аравией о сокращении добычи нефти. Эти сделки согласованы со странами ОПЕК+. Саудовская Аравия продолжит сокращать поставки на 1 млн баррелей в сутки в начале 2024 года, в то время как Россия сократит экспорт на 200 тыс. баррелей в сутки. Такие сделки приносят сторонам миллиарды долларов прибыли. Впрочем, эти соглашения создают для их участников проблему. Высокая стоимость нефти обогащает американские нефтяные компании, в том числе занятые разработками сланцевой нефти (66% американского рынка). Получив дополнительную финансовую подпитку благодаря высоким ценам, высокотехнологичные сланцевые компании США увеличивают инвестиции в новые технологии, тем самым добиваясь сокращения своих издержек и наращивая производство. Этот фактор усиливает конкуренцию на рынке нефти и потенциально угрожает производителям США и стран Персидского залива.
У энергетического сотрудничества есть и другая сторона. ОАЭ и Саудовская Аравия покупают по хорошим скидкам российскую нефть, а затем перепродают ее с огромной выгодой для себя. Приобретенная с дисконтом сырая нефть идет на реэкспорт, подрывая западные антироссийские санкции. Хотя Россия теряет благодаря санкциям миллиарды долларов, она таким образом демонстрирует унижение Запада, в настоящий момент не способного помешать ей экспортировать нефть.
В-третьих, ОАЭ и, в перспективе, быть может, Саудовская Аравия, важны для России как удобная площадка для инвесторов и для обхода западных санкций. Товарооборот России с ОАЭ в 2022 году вырос на 68%, достигнув $9 млрд, и продолжает быстро увеличиваться. Подобно Турции, Эмираты становятся тихой гаванью для российских капиталов в их попытке уйти из-под санкций, площадкой для различных финансовых и торговых операций. В то же самое время ОАЭ являются крупным инвестором в российскую экономику: за последний год инвестиции в ненефтяной сектор выросли на 103%. Товарооборот с Саудовской Аравией существенно меньше, достигая лишь около 1,5 млрд долларов.
Что касается самих саудовцев и эмиратцев, то, кроме экономических выгод, сотрудничество с Россией дает им дополнительные политические преимущества. В этом смысле обе страны повторяют турецкую внешнеполитическую линию президента Эрдогана, проводя сбалансированную политику.
Президент США Джо Байден неоднократно словесно атаковал фактического руководителя Саудовской Аравии, принца Мохамеда бин Салмана, обвиняя его в убийстве оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги, и угрожая прекратить поставки оружия. Также США наложили санкции на Турцию, после того как она приобрела российские системы ПРО\ПВО С-400, удалив ее из программы производства и приобретения истребителей F-35.
Однако сближение Анкары с Москвой, включая их растущее экономическое партнерство (товарооборот Турции и России увеличился за последние пару лет более чем в два раза, составив 70 млрд долларов), заставил Вашингтон скорректировать свою линию, и сегодня в США обсуждают поставки в Турцию других новейших самолетов - F-16 блок 70\72.
Также сближение саудовцев и эмиратцев с геополитическими противниками США - Россией и Китаем, заставило администрацию Байдена сменить тон. Когда саудовцы стали усиливать экономическое партнерство с Москвой, они отказались выполнить требование США увеличить производство нефти, ибо не заинтересованы в снижении ее стоимости. Кроме того, Эр-Рияд восстановил дипломатические отношения с врагом Америки - Ираном, причем сделал это при посредничестве Китая.
Тогда тон США изменился. Теперь Вашингтон предлагает Эр-Рияду грандиозную сделку, которая включает двустороннее дипломатическое признание Саудовской Аравии и Израиля при американском посредничестве, создание при помощи США новой транспортной инфраструктуры (портов и железных дорог) стоимостью в 17 млрд долларов, которая свяжет саудовцев и эмиратцев с Израилем и, одновременно с Индией и Евросоюзом, поставки новейшего оружия и помощь в развитии гражданской ядерной энергетики.
Поэтому Саудовская Аравия и Эмираты будут и дальше проводить свою многовекторную политику. В условиях соперничества держав, можно говорить их правителям: «Мы готовы с вами дружить, но если вы будете на нас давить, мы придем с аналогичными предложениями к вашим конкурентам. Поэтому будьте с нами исключительно вежливы и аккуратны, учитывайте наши интересы».