Несопоставимый масштаб После Мюнхена
Анализ встреч лидеров Азербайджана и Армении на полях Мюнхенской конференции по безопасности продолжается в обеих странах. И первое, что сразу бросается в глаза - колоссальная разница в уровне встреч, которые провели в Мюнхене Алиев и Пашинян.
Сразу замечу, что вывожу за скобки встречи лидеров с госсекретарем США Энтони Блинкеном и канцлером ФРГ Олафом Шольцем. Отмечу лишь, что в ходе трехсторонней встречи Алиева и Пашиняна при содействии Шольца, которая быстро, кстати, превратилась в двустороннюю, глава нашего государства озвучил ровно ту самую позицию, которую он озвучивал всегда - Азербайджан выступает за мир в регионе, считая приоритетными двусторонние контакты между Баку и Ереваном. Президент Азербайджана послал четкий месседж - никому не стоит даже пытаться подменить посредничество между Баку и Ереваном поддержкой Армении.
Вот и в ходе встречи с госсекретарем США Алиев подчеркнул, что в регионе де-факто уже существует мир, и что азербайджано-американские двусторонние отношения должны развиваться самостоятельно, вне процесса нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. То есть, по сути, он повторил главе американской дипломатии то, о чем заявил в своей инаугурационной речи. А это и есть пример твердой, четкой и неизменной внешнеполитической линии официального Баку.
На этом фоне пытающаяся усидеть на многих стульях сразу Армения сталкивается с недоверием в международном сообществе. Посмотрите, с кем встретился в Мюнхене Никол Пашинян. Он провел встречу с основателем и председателем международной политической консалтинговой организации Rasmussen Global, бывшим генсеком НАТО Расмуссеном, с генсеком ОБСЕ Хельгой Шмид, с председателем подкомитета Европейского парламента по вопросам безопасности и обороны Натали Луазо, с главой Национального фонда поддержки демократии Деймоном Уилсоном, с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, с исполнительным секретарем Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Робертом Флойдом, с гендиректором компании Siemens Energy Кристианом Бруком, с исполнительным директором работающей в сфере энергетики компании Fichtner Мартином Штикелем, с главой британской разведки Ричардом Муром.
Сразу замечу, что Расмуссен и Луазо - это те, кто открыто и давно позиционируют себя в роли лоббистов Армении. Расмуссен, как мы помним, вообще давно является «сбитым летчиком», который дискредитировал себя еще в период, когда пытался возложить вину на Азербайджан за «блокаду» Лачинской дороги, инициаторами которой на самом деле были карабахские сепаратисты. Какие еще фокусы экс-генсек НАТО выкинет в будущем - покажет время.
Что до Луазо, то она поблагодарила премьер-министра РА за награждение ее армянской медалью «Благодарность» и отметила, что «продолжит свою активную деятельность и в будущем на благо Армении и дружественного армянского народа». Более неприкрытого признания своей ангажированности эта дама и сделать не могла. Осталось ей, разве что, прайс на свои услуги открыто озвучить. В любом случае, встреча с двумя давними агентами влияния мирового армянства - это не то, чем стоит гордиться Пашиняну по итогам поездки в Мюнхен. И Расмуссена, и Луазо он мог и в Ереване вызвать.
А где же встречи Пашиняна с министрами, премьерами и президентами разных стран мира? В том-то и дело, что их не было. И вот на этом фоне имеет смысл напомнить о том, что президент Азербайджана Ильхам Алиев имел в Мюнхене встречи куда более высокого уровня.
Глава государства встретился с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом, президентом Израиля Ицхаком Герцогом, президентом Украины Владимиром Зеленским, премьер-министром Бангладеш Шейх Хасиной, главой региона Иракский Курдистан Нечирваном Барзани. Кроме того, президент Азербайджана встретился с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных, европейских дел и торговли Мальты Яном Боргом, президентом Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо, исполнительным вице-президентом Европейской комиссии по инициативе «Зеленой сделки», межинституциональным вопросам и прогнозированию Марошем Шефчовичем, министром промышленности и передовых технологий ОАЭ Султаном Ахмедом Аль-Джабером, генеральным управляющим директором Всемирного банка Акселем Троценбургом, генеральным вице-президентом The Rockefeller Foundation по стратегическим коммуникациям, политике и пропаганде Эйлин О'Коннор. Наконец, президент Азербайджана встретился в Мюнхене со специальным координатором президента США по глобальной инфраструктуре и энергетической безопасности Амосом Хохштейном и специальным представителем президента США по вопросам климата Джоном Керри. Причем, все встречи состоялись по инициативе противоположных сторон. А ведь я упомянул не обо всех встречах главы нашего государства. Но и без этого упоминания становится очевидно, сколь велика роль Азербайджана в мире, сколь признаваемы заслуги нашей страны.
Да, Азербайджан играет важную роль в деле обеспечения энергетической безопасности Европы. При этом, есть хорошие возможности для сотрудничества между Азербайджаном и Европейским Союзом в области возобновляемой энергии и борьбы с изменением климата. По этим же вопросам Азербайджан готов сотрудничать и с США. При этом, Азербайджан является примером государства, совершившего колоссальный экономический скачок, что делает нашу страну привлекательной для инвесторов.
По сути, Пашинян приехал в Мюнхен в статусе «хромой утки». И никаких позитивных перемен для него по итогам мюнхенского вояжа, не произошло.
Акпер Гасанов