Афганский плацдарм для атаки на Таджикистан Три экспертных мнения на Caliber.Az
Группировка Jamaat Ansarullah, базирующаяся в Афганистане, готовится к боевым операциям в Таджикистане. Об этом, как передают иностранные СМИ, говорится в сообщении российского Центра изучения современного Афганистана. Отмечается, что с каждым днем к группировке присоединяются все больше «джихадистов» из Сирии, Ирака и самого Афганистана. Лидер Jamaat Ansarullah избран руководителем военных операций на афгано-таджикской границе и территории самого Таджикистана.
Подконтрольная Талибану Jamaat Ansarullah, которую также называют «таджикским Талибаном», оппозиционная правительству Таджикистана группировка, базирующаяся в афганском Бадахшане на границе с одноименным регионом Таджикистана. Группировка была основана в 2006 г. и выступает за превращение Таджикистана в исламский эмират. Нынешний лидер организации Мухаммад Шарифов, также известный как Мехди Арсалан, является гражданином Таджикистана.
Интересный момент: 28 ноября в Астане состоится саммит ОДКБ, и на нем будет принята программа по обустройству таджикско-афганской границы. Об этом заявил в интервью белорусскому телеканалу СТВ генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов.
«В этом году на Совете коллективной безопасности будет принят очень важный документ – это целевая межгосударственная программа по обустройству таджикско-афганской границы, потому что афганская тематика – одно из актуальных направлений деятельности ОДКБ», - сказал Тасмагамбетов.
По его словам, хотя ситуация вроде бы стабилизировалась, «тем не менее террористических организаций на территории Афганистана еще достаточно, проблема очень серьезная».
«Вот подписание этой программы позволит, безусловно, странам ОДКБ совместно обустроить этот участок границы и тем самым обеспечить безопасность прежде всего стран Центральной Азии», - сказал генсек ОДКБ.
Возможно, это реакция на прежние тревожные призывы Душанбе. Еще 3 июня на заседании Парламентской ассамблеи ОДКБ в Алматы председатель верхней палаты парламента Таджикистана Рустам Эмомали заявил, что Афганистан вновь превратился в рассадник терроризма и источник угроз безопасности на южных рубежах ОДКБ.
«Мы не можем игнорировать потенциальные угрозы на южных рубежах Организации, исходящих с территории соседнего нам Афганистана. Текущая ситуация в этой стране в силу целого ряда факторов остается сложной и реального прогресса или улучшения нами, к сожалению, не наблюдается. Афганистан вновь превратился в рассадник терроризма, на его территории укрепляют свои позиции десятки террористических и экстремистских группировок», – сказал Эмомали.
Он предупредил о росте рисков «переноса с афганского направления разрушительной идеологии религиозного радикализма на наши страны».
«Уже сегодня на территории Афганистана созданы более одной тысячи религиозных медресе, большинство из которых находятся в афганских провинциях, приграничных к южным рубежам ОДКБ. В этих центрах готовят в том числе террористов-смертников», – подчеркнул Эмомали, добавив, что все это может иметь долгосрочные негативные последствия для региона ОДКБ.
Любопытно, чем может всё это закончиться? Насколько силен сегодня Таджикистан и каковы настроения его жителей, чтобы суметь противостоять атаке радикалов, если она случится? И готов ли будет ОДКБ выступить в защиту Таджикистана?
О том, какой видится им эта ситуация, рассказали Caliber.Аz иностранные эксперты.
Таджикский политолог Парвиз Муллоджанов считает, что таджикско-афганскую границу будут укреплять – на этот счет существует консенсус практически у всех региональных и глобальных игроков, от западных стран до государств СНГ.
«Поэтому на эти цели будут выделяться средства из самых различных источников. Причина такого консенсуса заключается в том, что Афганистан под управлением талибов не вызывает ни особого доверия, ни уверенности у его соседей и международного сообщества в целом. В то же время, все понимают, что власть Талибана в Афганистане – это надолго, и с талибами как-нибудь придется договориться и общаться. При этом каждая страна или группа стран (например, государства-члены СНГ) выбирают свою стратегию и политику в отношении талибов. В целом, с одной стороны, с талибами пытаются наладить диалог и сотрудничество, а с другой стороны, принимают меры по предотвращению возможных негативных сценариев – в том числе, в виде укрепления государственных границ с Афганистаном», - отметил аналитик.
По его мнению, в случае возможного серьезного обострения ситуации на таджикско-афганской границе, государства-члены ОДКБ, согласно имеющимся договоренностям, обязаны будут оказать Таджикистану всестороннюю военную и техническую помощь для отражения возможной агрессии со стороны талибов или их союзников – и, скорее всего, так и произойдет.
«В самом Таджикистане, если судить по анализу соцсетей и онлайн-медиа, общественное мнение настроено в целом крайне критически по отношению к Талибану. Поэтому, в случае возможной агрессии, таджикские пограничники и военные смогут рассчитывать на широкую поддержку населения как в целом по стране, так и в приграничных регионах», - уверен Муллоджанов.
Кыргызский политический эксперт, доктор исторических наук, профессор Аскар Джакишев сообщил, что Таджикистан, имея с Афганистаном довольно протяженную границу в почти 1400 км, является наиболее уязвимым звеном в системе ОДКБ по периметру границ этой организации.
«Поэтому понятна озабоченность государств-членов ОДКБ. Это рассматривается особенно критично, ввиду большой погруженности России в военные действия в зоне СВО. В этой связи, как мне представляется, Россия рассчитывает на более весомый вклад в обустройство таджикско-афганской границы со стороны центральноазиатских членов данного альянса», - говорит профессор.
При этом он считает нужным отметить, что государствами ЦА, с момента прихода движения Талибан к власти в сентябре 2021 г., была оказана крупномасштабная гуманитарная помощь Афганистану.
«А Казахстан и Кыргызстан исключили Талибан из списка террористических организаций. От этой позиции несколько отличается политический курс руководства Таджикистана, которое выражает озабоченность положением афганских таджиков, которым отведено неподобающее место в афганском правительстве. Тем не менее, за последние годы с правительством Афганистана налажено взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество в виде поставок туркменского газа, электроэнергии из Таджикистана, поставки и переработки нефти из Узбекистана, широкого ассортимента продукции из Казахстана и Кыргызстана», - рассказал эксперт.
Но вместе с тем, говорит он, таджикские экстремисты, расположившиеся у границ с Таджикистаном, имеют далеко идущие планы вторжения, о чем свидетельствуют неоднократные вооруженные нарушения боевиками таджикской границы.
«Учитывая не совсем устойчивую политическую ситуацию внутри Таджикистана, ввиду наличия мятежного населения Горного Бадахшана, пребывания в республике беженцев из Афганистана, среди которых могут быть и радикалы, положение в этой стране вызывает некоторую обеспокоенность. В ответ на нарастающие угрозы на южных рубежах СНГ уже принимаются соответствующие меры. Об этом могут свидетельствовать такие факты, как кардинальное укрепление вооруженных сил Казахстана, и крупномасштабные поставки бензина из Кыргызстана в Таджикистан в текущем году», - отметил Джакишев.
Казахстанский политический обозреватель Газиз Абишев допустил в свою очередь, что, быть может, Таджикистан и не столь силён, чтобы в одиночку противостоять экстремистам из Афганистана.
«Учитывая, что у тех идеологическая и материальная (страна бедная) мотивация, боевой опыт и вооружения, в том числе оставшиеся от США. Однако, всё же считаю, что союзники не оставят Таджикистан в беде. Страны ОДКБ обязаны по договору помогать одному из своих членов», - подчеркнул эксперт.
Он уверен, что дестабилизация Таджикистана стала бы очень негативным сценарием, несущим огромные угрозы для всей Центральной Азии, включая Казахстан.
«А также и Россию тоже. Потому мало сомнений, что ОДКБ вложится в укрепление таджикско-афганской границы. Не исключено и усиление международного воинского контингента в Таджикистане. В случае полномасштабного вторжения союзники, скорее всего, окажут Таджикистану всемерную помощь. Плюс - уверен, что дипломаты Казахстана, Узбекистана и других стран – конечно, ведут соответствующую работу по своим трекам», - заключил Абишев.