«Армения может спровоцировать новый конфликт с Азербайджаном» Экспертные мнения на Caliber.Az
В Армении вновь панические настроения из-за якобы готовящегося нападения Азербайджана. Первым забил тревогу политолог Ален Гевондян. В беседе с News.am он заявил, что «Армения в наступающем году понесет территориальные потери, эта договоренность была достигнута давно». По его мнению, «есть план минимум и план максимум». «В зависимости от конъюнктуры под так называемым Зангезурским коридором могут подразумевать и весь Сюник, а не только дорогу», – добавил Гевондян.
Чуть погодя к нему присоединился печально известный экс-омбудсмен Армении Арман Татоян. «Правящая партия Армении «Гражданский договор» превратила «мирную» повестку в инструмент удержания власти за счет разрушения основ нашего государства. Несуществующий вопрос с нуля стал частью повестки. Используя ложную концепцию «Западного Азербайджана», власти в Баку требуют «гарантий безопасности» для 300 тысяч азербайджанцев, которых Азербайджан хочет заселить в Армении, включая размещение вооруженных сил третьей страны на суверенной территории нашей страны. Очевидно, что Азербайджан планирует заселить в Армении агентов своих спецслужб, которые обеспечивали блокаду Нагорного Карабаха, выдавая себя за «экоактивистов», – заявил «провидец» Татоян.
Что вдруг случилось? Почему опять разгоняется эта тема? Почему в Ереване считают, что Азербайджану делать больше нечего, кроме как захватывать территории Армении?
Ответить на эти вопросы Caliber.Az взялись известные эксперты.
Российский политолог, эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев отметил, что тут есть три момента.
«С одной стороны, это уязвимость армянской позиции перед требованием Баку начать проработку вопроса судьбы 300 тысяч человек, выселенных из Армении на рубеже конца 1980-х годов. Ереван видит, что Алиев в последние годы провел соответствующую работу с мировым общественным мнением, информируя об этой проблеме. Эта тема бывает в каждом интервью президента по постконфликтной проблематике, включая последнее, для агентства «Россия сегодня». То есть, постепенно это становится предметом для введения в повестку переговоров с Арменией. И Ереван это видит», - уверен исследователь.
Даже если сейчас это не является пунктом в тексте совместного меморандума о мире, то на каком-то этапе станет предметом повестки, говорит он.
«Собственно, со стороны Азербайджана есть и определенные шаги, в виде активности общины Западного Азербайджана, которая стала определенным инструментом гражданской дипломатии в этой теме.
Со стороны Армении ситуация оборачивается таким образом, что если не соглашаться принимать эту тему в качестве пункта переговоров, то единственный вариант развернуть её в свою пользу - развернуть проблему в сторону обострения. Как угрозу со стороны Азербайджана. Такой вариант переворачивания повестки вполне рабочий, учитывая исторический контекст и определенную тюркофобию европейских союзников Армении.
Эта тема интерпретируется в Армении как угроза и так доводится до мирового общественного мнения. И эту якобы угрозу со стороны Азербайджана им транслировать достаточно легко в сложившихся обстоятельствах, в контексте той деятельности, которую Армения проводила на протяжении всех постсоветских лет с общественным мнением западного сообщества. И естественно, работа диаспоры, которая ведется уже многие десятилетия. То есть это в принципе как бы ложится очень хорошо на те рельсы, которые уже были многие десятилетия. Но здесь же есть и прямая военно-политическая выгода. Под эту тему, под тему угрозы со стороны Азербайджана, можно развивать военно-техническое сотрудничество с многими странами. Тут, собственно говоря, все эти примеры обозначились за последние два года. От Индии до Франции», - констатирует эксперт.
Это, по его словам, вполне вписывается в актуальную повестку армянской внешней политики.
«Последнее, что нужно отметить, если мы говорим о переходе к языку дипломатии, он по-разному понимается сторонами. Со стороны Азербайджана этот язык апеллирует к интересам общины азербайджанцев, выходцев из Армении, то есть апеллирует к гражданскому обществу.
А со стороны Армении мы видим, что эта тематика переводится в конфликтную повестку. Результатом этого действительно может стать обострение очень серьезное, которое в какой-то перспективе может перейти в военную плоскость в том числе.
То есть, если резюмировать, скажем так, вот эти опасения и фобию, которые разыгрываются в армянском информационном пространстве, то на самом деле, учитывая предысторию конфликта еще в советское время, вполне возможно, что тема возвращения азербайджанцев на нынешнюю конституционную территорию Армении в среднесрочной перспективе может вылиться даже в военный конфликт. То есть то, что это станет предметом политических дебатов, это уже очевидно - тут осталось только несколько шагов. Но как мы знаем, такой политический клинч может закончиться и военными действиями, которые могут быть просто спровоцированы со стороны Армении. Но и решительным образом они могут быть пресечены азербайджанскими вооруженными силами. То есть, вот этот переход может быть не таким растянутым по времени, как это оказалось к 2020 году, когда от момента, когда было очевидно, что переговоры по возвращению оккупированных территорий зашли в тупик и до военного решения этого конфликта все-таки прошло, ну как минимум, больше десятилетия. Последние переговорные раунды были в конце нулевых – начале десятых годов», - напомнил Караваев.
В свою очередь политический комментатор Мурад Сададдинов отметил, что, по его мнению, это связано с появлением перспектив подписания мирного договора, потому что армянская и азербайджанская стороны озвучили информацию о том, что текст мирного договора в основном согласован.
«То есть, из 17 пунктов согласовано 15. Остались два пункта, которые армянская сторона должна реализовать. И они связаны в основном с изменением конституции. И для этого правящая партия вынуждена будет обратиться к своему населению, провести референдум. Вот определенные оппозиционные силы понимают, что если мирный договор будет заключен, то их шансы прийти к власти, свергнуть Пашиняна равняются нулю.
Поэтому они будут любыми правдами и неправдами придумывать различного рода политические фейки, разводить небылицы и запугивать народ, обвинять Пашиняна в проазербайджанской, протурецкой позиции, обвинять в том, что он якобы продает национальные интересы Армении и так далее, лишь бы любыми путями сорвать подписание мирного договора. Подписание мирного договора поднимет, конечно, авторитет Пашиняна внутри Армении и в дальнейшем свергнуть его оппозиционным силам не будет представляться возможным.
Хотя и на сегодняшний день у них нет никаких перспектив, но после подписания мирного договора, восстановления отношений с Азербайджаном и Турцией, открытия границ, коммуникаций, это все будет в плюс Пашиняну. Поэтому любого рода подобного действия направлены именно на срыв подписания мирного договора, против решения вопросов, которые мешают на сегодняшний день окончательному согласованию текста мирного договора. Я считаю, что это связано именно с этим», - сказал Сададдинов.