«Армения окажется в тупике, если Пашинян не пересмотрит свои подходы» Ишхан Вердян на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с армянским активистом и блогером Ишханом Вердяном.
- Депутат Милли Меджлиса Рамин Мамедов встретился в городе Ходжалы с представителями армянского населения Карабаха. Что вы об этом думаете? Какова, по-вашему, эффективность таких встреч, есть ли шансы прийти к какому-либо согласию?
- Встреча депутата Рамина Мамедова с представителями проживающих в Карабахе армян оставила двоякое впечатление. С одной стороны, надо понимать, что с господином Мамедовым общались вовсе не голуби мира, а самые что ни на есть главари группировки, незаконно удерживающей власть в Ханкенди. У этих людей есть свое видение ситуации, свои мотивации, свои цели, и в эти цели интеграция армян в Азербайджан не входит, о чем сразу же после встречи было громко объявлено Араиком Арутюняном. Подозревать этих людей в доброжелательном отношении к Азербайджану не приходится, и высока вероятность того, что если они выходят на контакт с его представителями, то итоги таких переговоров будут использованы ими в целях разнообразных провокаций. Например, тот же Арутюнян заявил, что на встрече была достигнута договоренность о восстановлении снабжения газом и электричеством Карабаха и «открытии» (кавычки – ред.) лачинской дороги. И если один из указанных кейсов останется нереализованным, это послужит поводом, чтобы в Армении посредством СМИ принялись трубить на весь мир о «недоговороспособности» Азербайджана. По этой причине переговоры в том виде, в котором они ведутся сейчас, представляются больше деструктивными, чем конструктивными, если учитывать, какие именно силы вызвались разговаривать с представителями Азербайджана.
С другой стороны, всегда есть вероятность существования некоего глубинного, скрытого от общественности слоя диалога: по сути, все важнейшие договоренности всегда достигаются именно так - способом непубличного диалога по ситуации на земле. И это дает пусть и маленькую, но надежду на то, что хоть какой-то рабочий фундамент будет заложен. Но опять-таки, если принять во внимание личности и резюме переговорщиков с армянской стороны, особых надежд на успех возлагать не приходится.
- Можно ли назвать диалог, который состоялся в Ходжалы, прямым, если он проходил при посредничестве российской стороны?
- Хотелось бы обозначить ключевую деталь. Так называемые «власти» Карабаха, один из представителей которых присутствовал на встрече с господином Мамедовым, не представляют собой субъектности. Они всегда опирались и сегодня опираются на российскую сторону и воображают из себя неких прокси, которые продвигают интересы РФ в данном конкретном вопросе. С этой точки зрения физическое присутствие представителей РМК при диалоге не является решающим фактором, ибо люди, возглавляющие режим в Карабахе, так или иначе связаны с РМК и не будут проявлять самодеятельность. Даже если следующая встреча действительно пройдет в Гяндже и на ней не будет представителей РМК, это вовсе не будет означать, что ее итоги и последующие события не пройдут через фильтры РМК. Следовательно, Россия при существующем формате диалога так или иначе остается его стороной, а факт наличия или отсутствия ее представителей на конкретной встрече - вторичен.
- Возможны ли сегодня прямые контакты, без какого-либо посредничества?
- Если имеются в виду контакты с армянами, проживающими в Карабахе, то в существующем формате ни о каком прямом разговоре речи идти не может. Сепаратистские власти Карабаха на самом деле представляют собой единую, централизованную, хорошо отлаженную систему псевдогосударственного управления, сбои в которой представляются маловероятными. Это означает, что вне зависимости от лица, представляющего этот режим на встречах, итог у них всегда будет одинаковым - централизованным, и он будет очень сильно зависеть от позиции РМК по причинам, изложенным выше.
Таким образом, по моему скромному мнению, если Баку желает прямо говорить со своими потенциальными гражданами, заинтересованными в мирном сосуществовании, ему нужно будет найти какие-то другие инструменты воздействия, нацеленные на общение именно с теми людьми, которых он рассматривает как своих граждан. Сегодняшние же участниеки встречи на мир не настроены - они борются за признание независимости их образования, и исходя из этого никакого конструктива от диалога с ними ожидать не приходится.
- Как вы думаете, руководство Армении за или против армяно-азербайджанского урегулирования? Судя по его заявлениям, сложно понять, чего оно хочет.
- Правительство Никола Пашиняна за урегулирование армяно-азербайджанских отношений. Я понимаю, что делать такое однозначное утверждение исходя из его противоречивой риторики невозможно, но у меня есть свои предпосылки думать так. Я неплохо знаю его и его окружение, слежу за всеми его выступлениями на армянском языке, улавливаю скрытый контекст его слов, вижу его рвение нормализовать отношения с Турцией, имею активное общение с ереванцами, и всё это дает мне возможность говорить, что Пашинян хочет мира. Однако проблема состоит в том, что он не понимает, как добиться этого мира.
Думаю, что факт тотального всестороннего давления на него очевиден, и это давление сводит субъектность Пашиняна к нулю, когда дело касается внешней политики страны. Ситуация действительно кажется безвыходной, и она загонит Армению в тупик, если Пашинян не пересмотрит свои подходы, а именно - не вынесет армяно-азербайджанские переговоры на новый, независимый уровень, без посредников. Есть люди, которые могут помочь ему в этом, но, к сожалению, его Генпрокуратура считает таких людей государственными преступниками и держит их на дистанции от Пашиняна.
- Есть ли шанс объяснить жителям Армении и армянам Карабаха, что им наносят вред те, кто внушает им напрасные надежды?
- Да, есть вполне реальный шанс, но без помощи Азербайджана сделать это будет невозможно. Всё слишком переплетено одно с другим, и в этой ситуации односторонние действия ожидаемого эффекта иметь не будут. Однако, по моему скромному мнению, если армяне и азербайджанцы объединят усилия, этот тандем ни одна внешняя сила разрушить будет не в состоянии. Односторонние же действия всегда будут сталкиваться с противоречиями и ожидаемых результатов не принесут.