Армяно-американская хартия и молчание Ирана Экспертные мнения на Caliber.Az
Глава МИД Армении Арарат Мирзоян и госсекретарь США Энтони Блинкен во вторник в Вашингтоне подписали хартию о стратегическом партнерстве между Ереваном и Вашингтоном. Церемонию подписания в прямом эфире транслировало Общественное телевидение Армении. «С Арменией мы сотрудничаем также в сфере безопасности и обороны. В частности, нацелены на укрепление суверенитета Армении», - заявил Блинкен. Он сообщил, что на следующей неделе специальная группа по пограничной безопасности посетит Армению для проведения совместных работ.
Всем известно, что Армения позиционирует себя как одного из ближайших партнеров Ирана. Но США – первый враг действующей власти ИРИ. Как же теперь Тегеран отреагирует на подписание хартии между Арменией и США? Ведь это же недвусмысленный удар и по нему.
Эту ситуацию прокомментировали Caliber.Az зарубежные специалисты по данному профилю.
Доцент кафедры современного Востока и Африки Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Лана Раванди-Фадаи считает, что заключение данного соглашения действительно означает резкое усиления влияния США на внутриполитические процессы в Армении.
«Это вызывает беспокойство в Тегеране. Но обвинять нынешнее армянское руководство иранские власти не спешат, так как Армения, даже прозападная, рассматривается в Иране как противовес «тюркскому фактору». Хорошие отношения с Арменией нужны Ирану для того, чтобы уравновесить усиление влияния Азербайджана в регионе.
В целом, в официальной иранской прессе этот договор упоминается слабо. А если и упоминается, то в первую очередь выдвигаются обвинения не против Армении, а против Америки. Так, в одном из таких изданий, «Машрег», сообщается, что заключенное соглашение продемонстрировало намерения США активно вмешиваться во внутренние дела Армении, в том числе в сфере безопасности и военной сфере. Это может усилить напряженность и нестабильность в регионе, а также ослабить суверенитет Армении, и сделать ее ареной российско-американского конфликта. Также в этом издании отмечается, что секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Акбар Ахмадиан на встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном сообщал ему, что присутствие внерегиональных сил не будет способствовать стабильности и безопасности в регионе», - рассказала иранист.
По ее словам, в целом, она прогнозирует, что до серьезного ухудшения отношений между Тегераном и Ереваном дело не дойдет, так как Иран в любом случае дорожит отношениями с Арменией как со страной, обеспечивающей экономическое взаимодействие иранцев с Европой, а также служащей плацдармом для иранского влияния на Южном Кавказе.
«Поэтому Тегеран уважает право Армении на подписание соглашений с различными странами, в том числе с лидерами западного мира. Но если это будет сопровождаться явно недружественными шагами (например, создание военной базы США в Армении) – тогда отношения могут ухудшиться», - допускает Раванди-Фадаи.
Иранский политолог, специалист по российско-иранским отношениям Амир Мохаммади Чахаки считает, что после безвозвратного выхода Исламской Республики Иран из Сирии и свержения Башара Асада, а также утраты влияния в Ливане в результате разрушения военной структуры «Хезболлы», Иран оказался в сложной ситуации, в историческом тупике, требующем принятия стратегических решений.
«Приход Дональда Трампа в Белый дом и необходимость снижения напряженности с Западом стали дополнительными вызовами этого исторического периода.
Стратегическое соглашение между Арменией и США, несмотря на предупреждения аятоллы Хаменеи в ходе встречи с Пашиняном о рисках сотрудничества с США, воспринимается как суверенное право Армении. В этой ситуации Иран под руководством президента, доктора Пезешкиана стремится снизить напряженность со всеми соседями. Скорее всего, Иран займет осторожную позицию и не проявит желания ослабить свои отношения с Арменией», - полагает Чахаки.
В заключение он отметил, что даже Кремль отреагировал на стратегическое соглашение между Арменией и США сдержанно и осторожно.