Азербайджан строит будущее Аналитика Сергея Богдана
Строительство лучшего будущего для Азербайджана и Южного Кавказа не сводится лишь к освобождению территорий, захваченных армянскими националистами. Оно также требует восстановления коммуникаций и хозяйственных связей внутри региона и с сопредельными странами и регионами. Этому будут способствовать решения, принятые в ходе визита президента России Путина в Азербайджан на этой неделе. Это событие также означает поворот в политике Кремля, порвавшего с горбачевским наследием поддержки армянского экспансионизма.
Говорить о «переориентации» Азербайджана нет оснований. Это видно и по принятому в ходе визита заявлению Алиева и Путина о приоритетах союзнических отношений. Оно отсылает к соответствующей Декларации 2022 года, но и подчеркивает роль Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), причем российская сторона поддержала повышение статуса Азербайджана в ШОС и «его интерес к сотрудничеству в БРИКС». Недавно Азербайджан принял активное участие в саммите ШОС в Астане, а намедни объявил о подаче заявки на членство в БРИКС. Полноценная многовекторная внешняя политика позволила азербайджанскому руководству выйти на прорывные решения с соседней страной без оглядки на мнение третьих сторон, даже если это – мировые державы. В этом, собственно, и заключается суверенитет.
Кремль подвел черту
В этот раз Путин посетил Азербайджан с государственным визитом – это самый высокий уровень для таких мероприятий. Перед этим он побывал в Баку шесть лет назад, в другую историческую эпоху, и формат визита был тогда более скромным. Его нынешний приезд подводит черту под российским переосмыслением и принятием стратегических изменений, произошедших в регионе за эти годы вследствие восстановления территориальной целостности Азербайджана.
Это потребовало времени, что и неудивительно, если принять во внимание бэкграунд российско-армянских отношений, который включает в себя многолетнее крупномасштабное военное присутствие РФ в Армении и влияние армянской диаспоры в России. Но сейчас российское руководство дало понять, что оно намерено развивать отношения в новой геополитической реальности. Это стало очевидно и по символическому, но в политическом отношении значимому шагу — посещению Путиным «Аллеи шехидов», где покоятся и те, кто погиб, сражаясь с армянскими националистами, пытавшимися захватить территорию Азербайджана.
И уж совсем многозначительно прозвучало после этого заявление российского лидера в завершение визита, который, говоря об обсуждении с президентом Алиевым возможного – при необходимости – российского содействия в процессе нормализации на Южном Кавказе, пообещал: «Конечно, после визита в Азербайджан я свяжусь с премьером Пашиняном, расскажу ему о результатах наших переговоров».
Впрочем, в контексте последних новостей упомянутое Путиным содействие в урегулировании на Южном Кавказе означает прежде всего противодействие фактическому саботажу мирного процесса. Хотя в последнее время Баку и Ереван в разработке мирного договора и подготовке нормализации отношений обходились без посредников, но на прошлой неделе опасный шаг в направлении срыва нормализации предприняло министерство иностранных дел Армении. Оно предложило подумать о продолжении работы т. н. Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (МГ ОБСЕ).
Конец опытов с трупами
Тем самым Ереван отверг призыв азербайджанского руководства упразднить МГ ОБСЕ. Президент Алиев еще в июне отметил, что такой шаг продемонстрирует реальные намерения участников переговоров. Он сказал: «Мы уже предложили армянской стороне, чтобы Азербайджан и Армения вместе выступили с обращением к ОБСЕ для упразднения Минской группы. В ней нет никакой необходимости, она сейчас не функционирует. Мы де-факто не позволим ей функционировать. Что касается де-юре, то юридически она должна быть упразднена, и это покажет, насколько Армения искренна».
МГ ОБСЕ была создана в 1992 году якобы для посредничества и содействия в урегулировании конфликта между Азербайджаном и Арменией. На деле она сразу же превратилась в бессмысленный орган, ничем не помогавший азербайджанским жертвам агрессии армянских националистов, но способствовавший ползучему узакониванию и закреплению на международном уровне результатов армянской территориальной экспансии и оккупации азербайджанских земель. Этому способствовал состав группы, сопредседателями которой стали США, Франция и Россия – страны с традиционно сильным армянским лобби в госструктурах.
Призывы возобновить ее деятельность являются издевательством над здравым смыслом не только ввиду прискорбного баланса деятельности этой «прозаседавшейся» структуры в прошлом. Учитывая полувоенные отношения между Западом и Россией, в нынешних обстоятельствах эта группа работать не сможет и поможет лишь годами, если не десятилетиями, волокитить и мариновать любой вопрос. Что и говорить о Минской группе, если после начала российско-украинской войны практически перестала функционировать сама ОБСЕ, равно как и другие международные площадки, связанные со взаимодействием России и коллективного Запада.
Иными словами, армянская сторона предложила всем погрузиться в абсурд. Но, судя по последним заявлениям Путина, Москва не собирается подыгрывать Еревану в попытках реанимации МГ ОБСЕ и подобных инициативах. На это указывают и другие шаги российской стороны. В понедельник глава российского МИД Сергей Лавров прямо назвал армянское правительство ответственным за срыв договоренностей о восстановлении транспортных коммуникаций в регионе. За это на него всю неделю не прекращали набрасываться и армянский МИД, и разнообразные активисты.
Лавров указывал, что Ереван не выполняет соответствующего положения трехсторонних договоренностей Баку, Еревана и Москвы от 9 ноября 2020 года о разблокировании коммуникаций между основной частью Азербайджана и Нахчываном. Нынешнее руководство Армении и не скрывает, что вместо договоренностей 2020 года оно хочет, опираясь на Францию и другие западные страны, реализовать совсем другой план — «Перекресток мира», предложенный Пашиняном в прошлом году.
Пашинян теряет ключевой рынок
В официальном списке подписанных в ходе пребывания Путина в Баку документов не было соглашений в энергетической отрасли. Но эти вопросы на переговорах в разном формате обсуждались. Делегация Газпрома сопровождала Путина, а затем председатель правления Алексей Миллер заявил: «Речь идет о проекте «Север – Юг», о подписании в сентябре программы комплексного научно-технического сотрудничества [SOCAR и Газпрома]. Достигнута договоренность о расширении разнопланового стратегического партнерства». Действительно, в самом начале визита российский вице-премьер Александр Новак рассказал о рассмотрении нового проекта на каспийском шельфе – напомним, в настоящее время российский ЛУКОЙЛ владеет 19,99% в проекте «Шахдениз». Российские источники также говорят о заинтересованности Кремля в доступе к азербайджанской газотранспортной системе, т.н. Южному газовому коридору, что позволит экспортировать российский газ в различных направлениях.
Однако отдельно стоит остановиться на двух подписанных на этой неделе соглашениях с непретенциозными названиями, но также потенциально способных привести к серьезным политическим изменениям. Это – межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений и Соглашение между Агентством пищевой безопасности Азербайджана и Роспотребнадзором о сотрудничестве в области безопасности пищевой продукции. Фактически, это прокладывает дорогу для расширения азербайджанского экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в Россию. Он (а также аналогичный экспорт из Турции и некоторых других стран) является естественной альтернативой такой же экспортной продукции из Армении.
Как показывают последние новости относительно претензий к качеству армянских товаров данной категории, российские фирмы уже ищут им альтернативу. Это означает не только укрепление позиций Азербайджана на российском рынке, но и серьезную проблему для Пашиняна. Ведь перенаправить такие товары на западные рынки у него вряд ли получится — выход на рынки сельскохозяйственной продукции того же ЕС жестко регламентирован, да и сами рынки давно поделены и изменения на них крайне болезненно воспринимаются в объединении. Иными словами, Ереван, затягивая процесс нормализации с Азербайджаном и ради этого пытаясь эксплуатировать конфликт России и Запада, пока добился лишь ослабления своих международных позиций — которые в случае продолжения нынешнего курса продолжат ухудшаться в долгосрочной перспективе. У Еревана банально будет все меньше денег.
Армяне могут очень скоро потерять ключевой для себя российский рынок, хотя пока что статистика товарооборота с РФ и создает иллюзию благополучия. Напомним, в прошлом году армяно-российский товарооборот благодаря обходу антироссийских санкций составил $7,3 млрд, тогда как в последний «нормальный», нековидный и невоенный 2019 год эта цифра составляла лишь $2,5 млрд! Говоря громкие слова об уходе на Запад и грозя лично российскому президенту, Ереван продолжает делать бизнес на антироссийских санкциях.
Для сравнения: за первое полугодие 2024 г. товарооборот России и Азербайджана вырос более чем на 5% и составил $2,5 млрд. Это меньше, чем товарооборот России и Армении, но это реальный стабильный товарооборот и реальный рост — в отличие от стремительно надувшихся и в любой момент готовых лопнуть «мыльных пузырей» рекордного товарооборота России и Армении.
Баку, в отличие от Еревана, воздерживается от участия в грызне сверхдержав, а просто наращивает конструктивное взаимодействие с соседней огромной страной в обоюдных интересах и интересах сопредельных регионов — Южного Кавказа, Прикаспийского региона и т. д. Ведь разумное правительство и ответственный политик не станет в угоду Западу приносить в жертву мир и развитие в своем непосредственном окружении. А такие мир и развитие невозможны без развития отношений с соседними странами, особенно Россией.
И, кстати, попытки некоторых армянских реваншистов представить азербайджано-российские отношения в ложном свете не просто провалятся, разбившись об элементарные факты и статистику. Они не сработают и по еще одной, элементарной причине. В современной мировой политике действительно суверенный курс государства, особенно если оно способно за себя постоять, всегда заставляет мировых игроков с ним более серьезно считаться. Примером тому стали произошедшие в последние пару лет изменения в отношениях между Саудовской Аравией и США. Как только Эр-Рияд укрепил отношения с Китаем, Вашингтон начал отказываться от ранее предъявленных им требований к саудовскому правительству. Американцев вдруг все стало устраивать даже в отношении самых деликатных вопросов безопасности. Так что напрасны усилия – Азербайджан будет сотрудничать со всеми дружественно настроенными странами.