Баку и Ереван идут на сближение, трюк Залужного и явление миру Гайаны «События» с Мурадом Абиевым
Редакция Caliber.Аz предлагает вниманию очередной выпуск передачи «События» с Мурадом Абиевым, в которой рассказывается о главных новостях недели, связанных с Азербайджаном и не только.
АЗЕРБАЙДЖАН – АРМЕНИЯ
Уходящая неделя оказалась богатой на события. Начнем, конечно же, с главного. 7 декабря Администрация президента Азербайджана и Аппарат премьер-министра Армении распространили совместное заявление о достигнутой договоренности предпринять ощутимые шаги по укреплению доверия между двумя странами. Руководствуясь принципами гуманизма и в качестве жеста доброй воли, Баку освобождает 32 армянских, а Ереван 2 азербайджанских военнослужащих. Напомню, что речь идет о тех двух военнослужащих, которые, заблудившись, оказались на территории Армении, и в отношении которых были сфабрикованы уголовные дела. Далее стороны подкрепляют это заявление еще одним важным жестом, договорившись поддержать кандидатуры друг друга на некоторых международных площадках.
Пожалуй, можно резюмировать, что в прямых двусторонних переговорах между Азербайджаном и Арменией, кажется, произошел прорыв. Точнее, в том, что это прорыв можно не сомневаться. Вопрос только в том, насколько он будет существенным, и не отступит ли от него Ереван впоследствии. Впрочем, при любом развитии событий, эта договоренность является наглядным подтверждением того, что Азербайджан и Армения могут продвигать мирный процесс без посредников, причем, со значительно большей эффективностью.
Еще одним значимым событием стало распоряжение президента Алиева о проведении внеочередных президентских выборов 7 февраля 2024 года. Этот на первый взгляд неожиданный шаг при внимательном рассмотрении обнаруживает глубокий смысл. После завершения 20 сентября этого года полного восстановления суверенитета Азербайджана над Карабахом, наша страна завершает длительный цикл борьбы за территориальную целостность. С окончанием этого этапа нашей истории перед Азербайджаном открываются новые возможности развития. Вместе с тем, тектонические сдвиги, происходящие в мировой политике, ставят перед страной новые, не менее серьезные вызовы. И сейчас перед лицом новых вызовов и новых свершений, азербайджанскому социуму нужен обновленный общественный договор. В этом смысле, внеочередные президентские выборы послужат прекрасной основой для эффективной перезагрузки азербайджанского общества и политической системы в новую эпоху.
С этого ракурса закономерно также выглядит проведение в Баку международного форума на тему «Карабах: Возвращение домой спустя 30 лет. Достижения и трудности» с участием президента Ильхама Алиева, который в течение нескольких часов отвечал на вопросы иностранных экспертов. Вопросы, и соответственно ответы в основном группировались вокруг тем мирного процесса, восстановления освобожденных территорий, развития коммуникаций в регионе Южного Кавказа и Центральной Азии. Алиев дал развернутую картину положения дел, и зафиксировал Азербайджан в качестве страны, восстановившей справедливость, и открытую для международного сотрудничества. Говоря о мирном процессе, президент еще раз заявил о недопустимости и бесполезности предвзятой антиазербайджанской позиции некоторых посредников.
Кстати, о посредниках. Официальный представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер на брифинге заявил, что Штаты не намерены прерывать отношения с Азербайджаном и подтвердил визит в Баку помощника госсекретаря О’Брайена, того самого, который почти месяц назад как раз-таки и объявил чуть ли не о разрыве отношений. О’Брайен прибыл и был принят президентом Алиевым, а также министром иностранных дел Джейхуном Байрамовым.
На следующий день было опубликовано совместное заявление Баку и Еревана. Злые языки тут же принялись утверждать, что это случилось потому, что Штаты, мол, надавили на Азербайджан. Ну что сказать? Что в этом соглашении невыгодного для нашей страны, что понадобилось давление? То есть, по-вашему, Штаты надавили на Баку для того, чтобы мы смогли наконец получить наших пленных ребят?
Кроме того, соглашения такого типа не могут быть составлены за один день, их обычно готовят в течение более долгого срока. К тому же, если бы Вашингтон был инициатором этого соглашения, то не преминул бы об этом сообщить, - это ведь обычная практика посредников, вам так не кажется?
И еще, есть одно золотое правило в логике – после, не значит вследствие. То есть, последовательность событий не обязательно означает логическую связь между ними. Но пойдем еще дальше. Допустим, что такая связь имеется. Вам не приходило в голову, что даже если и существует некое давление Вашингтона на Баку, то совместное заявление Азербайджана и Армении было принято не благодаря, а вопреки этому давлению?
Если так, то что же тогда заставило Армению пойти на этот прорыв? Ведь последние месяцы и недели мы были свидетелями целого ряда заявлений и действий армянского руководства, направленных на сближение с Западом, и отказом от переговоров без патронажа западных столиц. Может быть, Пашинян, наконец взял на себя ответственность действовать в русле суверенитета страны, которую он возглавляет? Надеемся, что так и есть.
На канале Euronews вышло интервью Ильхама Алиева, данное им еще 23 ноября. Это интервью послужило прекрасным рефреном Алиева собственному выступлению на уже вышеуказанном форуме в университете ADA. Алиев досконально раскрыл западной аудитории суть миролюбивой политики Азербайджана, его решимость реинтегрировать тех карабахских армян, которые захотят получить азербайджанское гражданство, и вместе с тем еще раз решительно отмел возможность какой-либо спекуляции на тему прав карабахских армян вне контекста суверенитета и законодательства Азербайджана. Касаясь международного положения нашей страны, президент заметил, что Азербайджан оберегает себя от любого противостояния крупных держав, и предпринимает усилия для многостороннего сотрудничества. «Если вы посмотрите на транспортный сектор, то увидите, что оба коридора - Север-Юг и Восток-Запад - пересекают нашу страну, и от этого выигрывают и наши соседи, и многие страны в разных регионах», - заявил Алиев.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Армия обороны Израиля объявила о начале третьего этапа операции в секторе Газа - расширение наземного проникновения. На юге израильтяне окружают город Хан-Юнис. Интенсивность боевых действий достигла максимума. Судя по всему, Израиль пытается закончить операцию как можно быстрее. И это то, что от него требует Америка. Госсекретарь США Энтони Блинкен в четверг выступил с критикой действий Израиля на юге Газы, заявив, что существует «разрыв» между заявленным намерением Израиля защищать мирное население и тем, что происходит на местах. США говорят, что нельзя вести военную операцию на юге так же, как на севере и что нужно ее заканчивать к январю. Вообще, быстрое проведение военной операции проходит лейтмотивом требований Вашингтона к Тель-Авиву. Однако возникает логический вопрос. Ускорение военной операции предполагает повышение интенсивности нанесения ударов. А значит, привлечения большего количества войск, огневых средств, и как следствие, больше жертв среди мирного населения. Вот такая вот жуткая логика и не менее жуткая картина.
Между тем, постоянные перестрелки продолжаются и на границе Израиля с Ливаном. Там группировка «Хезболла» обстреливает Израиль, а ЦАХАЛ наносит удары по ее позициям на ливанской территории.
Wall Street Journal, ссылаясь на неназванных американских чиновников, сообщила, что израильская армия вынашивает планы затопить морской водой систему тоннелей ХАМАС. Для этой цели ЦАХАЛ установил в секторе Газа специальные насосы. В публикации отмечается, что слабый напор воды позволит ХАМАС эвакуировать заложников на поверхность, если они там еще остаются.
Между тем вопрос будущего Газы также остается одной из главных тем дискуссий и даже разногласий между Израилем и Штатами. Согласно плану Байдена, Газа после окончания военных действий должна перейти под контроль палестинских властей. Однако Тель-Авив уже говорит о создании буферных зон на территории Газы. Если вспомнить, что сектор представляет собой ну очень маленький клочок земли, то выделение части его территории в буферную зону будет фактически означать крест на перспективе юрисдикции палестинского государства над этой территорией. К тому же, Соединенные Штаты будут возражать против создания буферной зоны внутри сектора Газа, как заявил на брифинге в среду официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер.
УКРАИНА
ВСУ продолжают штурмы возле Бахмута Донецкой области и сдерживают россиян на Авдеевском направлении. На Херсонском направлении Силы обороны удерживают занятые позиции на левобережье Днепра.
Вместе с тем, Украине все труднее вести войну ввиду истощения вооружения и снарядов. Новости из-за океана, между тем, тоже не внушают украинцам оптимизма. Сенат отклонил законопроект, включающий, помимо прочего, помощь Украине на сумму 61 миллиард долларов. Республиканцы блокировали его, настаивая на том, чтобы в пакет были включены поправки об обеспечении безопасности и ужесточении иммиграционной политики на границе с Мексикой.
Итак, решение о предоставлении помощи Украине откладывается. Между тем от американской помощи зависит состояние не только украинской армии, но и социальной системы, включая выплату пенсий и пособий. Это в свою очередь грозит еще больше обострить нарастающий внутриполитический кризис в стране, тем более на фоне того, что и европейская помощь в размере 50 миллиардов евро все еще блокируется странами-противниками конфликта с Россией.
Генсек НАТО Столтенберг сказал, что из-за перебоев в поставках оружия Западу следует ожидать плохих новостей из Украины. И что Украине придется принимать сложные оперативные решения. Превратятся ли сложные оперативные решения в сложные стратегические решения – вот главный вопрос.
Целый бочонок масла в огонь подлила The Washington Post, опубликовавшая гигантское расследование относительно неудачного контрнаступления ВСУ. Смысл материала сводится к тому, что Киев не последовал стратегии контрнаступления, предлагаемой Вашингтоном. Вместо того, чтобы провести мощный бросок в одном направлении, а именно из Запорожской области в направлении Азовского моря, украинцы рассредоточили свои силы для наступления на разных направлениях. Тем временем, украинский общественный деятель Алексей Арестович выдвинул версию о том, что на самом деле главком Залужный всех перехитрил. Видя, что американский план прорыва на юге грозит ВСУ огромными потерями в личном составе, и даже при этом не гарантирует успеха в условиях глубоко эшелонированной обороны российской армии, Залужный, если я правильно интерпретирую версию Арестовича, сымитировал контрнаступление, что позволило добиться для страны главного – сохранить большую часть армии.
ВЕНЕСУЭЛА
В мировые сводки новостей наконец попало государство, о котором многие, скорее всего, никогда за свою жизнь не слышали. Речь идет о Гайане, что расположена на севере Южной Америки. Такой честью страна оказалась обязанной президенту Венесуэлы, который фактически объявил о включении богатого нефтью и спорного региона Гайана-Эссекиба, а это около двух третей территории Гайаны, в состав своей страны. За это решение проголосовало 90% участников общенационального референдума в Венесуэле. То, что в плебисците участвовало всего 10 процентов населения страны, Мадуро не смущает. Он уже отдал распоряжение государственной нефтяной компании выдать лицензии на разработку нефтяных месторождений региона и предложил Национальной ассамблее страны принять законопроект о включении этой территории в состав Венесуэлы.
Впрочем, мало объявить аннексию, ее еще нужно осуществить. Ландшафт между странами почти непроходимый, и для быстрого передвижения войск необходимо использовать территорию Бразилии. А та уже стянула войска к границе с Венесуэлой.
Нужно отметить, что Гайана все еще является членом британского Содружества, хотя, будучи республикой, не признает власть британского короля. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. Можно ли назвать действия Венесуэлы переходом Глобального Юга в наступление или она действует на свой страх и риск? Как далеко пойдет Мадуро в своих претензиях, а главное, как далеко пойдет Великобритания в своей реакции?
Однако и это еще не все. Американцы, следуя доктрине Монро, считают все западное полушарие сферой интересов США, и если найдут в действиях Каракаса руку, запущенную из восточного полушария, а мне почему-то кажется, что найдут, то воспримут это как вызов американской гегемонии. Тем более, что они обладают правами на разработку крупных запасов нефти в водах спорной территории. Точно так же, как и в случае с Британией встает вопрос, осталась ли Америка все той же Америкой, какой была в начале 90-х годов прошлого века, когда наказала Саддама Хуссейна за агрессию против Кувейта? И не потому ли Мадуро пошел на этот шаг, что ответ на этот вопрос отрицательный. Ну по крайней время в ближайшее время, когда администрации демократов вовсе не с руки вмешиваться в еще один конфликт в преддверии выборов.
Также встает вопрос, а есть ли Венесуэле чем ответить, если Соединенное королевство и Соединенные Штаты примут в отношении нее жесткие меры. Впрочем, физической аннексии еще не произошло. Возможно, Мадуро, наученный горьким опытом Саддама, будет действовать постепенно.