Бессильные усилия Нам и без договора неплохо
Президент Европейского Совета Шарль Мишель возобновляет усилия, направленные на установление длительного мира между Арменией и Азербайджаном. По словам двух высокопоставленных дипломатов ЕС, в начале этого месяца были проведены двусторонние встречи с лидерами Армении и Азербайджана в кулуарах саммита Европейского политического сообщества в Великобритании. Шарль Мишель также написал письмо обеим сторонам, призывая их вернуться за стол переговоров и «завершить мирное соглашение», достигнув прогресса в решении таких вопросов, как делимитация границ. Об этом говорится в публикации Politico.
Ну что тут скажешь – намерения самые что ни на есть благие. «Блаженны миротворцы», как сказано в Писании, но есть и кое-что настораживающее. А если и не настораживающее, то заставляющее задуматься и пристальнее вглядеться в то, чего, собственно говоря, добивается Евросоюз. Цитирую высокопоставленного дипломата, не самого Шарля Мишеля: «Встречи в Британии состоялись лишь через девять месяцев после того, как Азербайджан начал военное наступление с целью отвоевания Карабаха. Это произошло после многомесячных переговоров, которые вел Мишель, и несмотря на предупреждения Запада о том, что только дипломатическое решение может принести мир в регион».
Помните, что именно в «Мастере и Маргарите» сказал Жоржу Бенгальскому, ну, конферансье, Коровьев-Фагот? «Поздравляю вас, гражданин, соврамши». Дело в том, что мир в регион принесли не дипломатические переговоры. Мир в регион принесли Вооруженные силы Азербайджана, навсегда закрыв «серую зону» и вырезав сепаратистский гнойник. Международное право восторжествовало не за столом переговоров, противника заставили уйти с наших земель именно силой оружия, и никак иначе. И давайте не будем лицемерить, интерес Евросоюза совершенно не в «установлении длительного и прочного мира» между Арменией и Азербайджаном, интерес Евросоюза в контроле за транзитными коридорами. Да, над Зангезурским, а вот именно этого нам допускать не следует. Почему? А хотя бы потому, что Евросоюз является внерегиональной силой. Плюс, не стоит забывать, что посредничество ЕС или США на переговорах между Азербайджаном и Арменией – это совершенно не «равноудаленность во имя справедливости, гуманизма и торжества международного права». Нет. Это будет игра на стороне Армении и против Азербайджана. Нам ли червонцев не знать? Опыт, знаете ли. Желание Евросоюза «поучаствовать» в переговорах чисто по-человечески вполне понятно, еще бы, поучаствует и вырежет себе часть пирога «за работу и продемонстрированную в ходе работы приверженность общечеловеческим ценностям».
Кроме того, искренность призывов Евросоюза к миру несколько подмочена тем, что 22 июля Совет ЕС принял решение о предоставлении первой в истории помощи в поддержку Вооруженных сил Армении на сумму 10 миллионов евро. Об однозначной, стопроцентной поддержке Армении «локомотивом» ЕС, а именно – Францией, я уже и не говорю, недавний инцидент на открытии Олимпийских игр (я не о непотребстве синего цвета, тетях с бородами и прочей похабщине), я о словах комментатора, который заявил, что «Армения — страна, исторически близкая сердцу французов», после чего озвучил антиазербайджанские лозунги, связанные с Карабахским конфликтом. «Армяне пострадали от азербайджанской армии и потеряли Нагорный Карабах», — сказал комментатор. В общем, комментатор прозрел. Ну да, потеряли. Они были сурово наказаны за сепаратизм, после чего решили покинуть пределы Азербайджана. Вот честное слово, мы совершенно по ним не скучаем.
Кстати, на днях чрезвычайный и полномочный посол Франции в Армении Оливье Декотиньи написал в соцсетях, что «армяне Нагорного Карабаха обладают правами, признанными Международным судом, в первую очередь это касается права на возвращение». Ну да, ну да, ваш звонок очень важен для нас. Так что, может быть, мы вернемся к теме возвращения армян в Азербайджан исключительно после возвращения азербайджанцев в Армению. И то, может быть. В любом случае, мы обязательно подумаем. Но, как вы уже поняли, это будет потом и не сейчас.
Если брать шире — смысл любых переговоров — это не только прийти к какому-то соглашению. Это еще и дать понять противнику, что за неприемлемое поведение он заплатит цену, которая будет превышать любые приобретения. И вообще — заставь врага предполагать худший из всех возможных результатов. А если посмотреть шире — дипломатия без оружия — это музыка без инструментов. Мир не выпрашивают — он обеспечивается мощью вооружённых сил, потому что мир построен именно на силе, несмотря на все европейские и общечеловеческие ценности, вместе взятые. Потому что если честно, то именно сила и есть самая главная европейская, да и общечеловеческая ценность. А потому — никакого мирного договора до внесения изменений в Конституцию Армении не будет. Нам и без договора неплохо, это Армения, сидя в логистическом и инфраструктурном тупике, должна если и не валяться у нас в ногах, громко рыдая и обещая, что больше никогда так не будет, просить о разблокировке региональных коммуникаций, то, как минимум, посмотреть на политическую карту мира. Желательно трезвыми глазами, а внимательно на неё посмотрев, содрогнуться, поняв, что у нее заблокированы два из четырех участков государственной границы. Так что мы по большому счету никуда не торопимся: чему суждено созреть и упасть, то обязательно и созреет, и упадет, как следствие.