Целились в Россию, а выстрелили в мир на Южном Кавказе Аналитика Сергея Богдана
В пятницу в Брюсселе состоялась трехсторонняя встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна, председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и госсекретаря США Энтони Блинкена. Западные участники проводили ее в контексте своего противостояния с Россией, тогда как армянская сторона рассматривала ее как инструмент войны против Азербайджана. Саммит закончился с минимальными результатами для Армении, но ударил по мирному процессу на Южном Кавказе — на границах с Азербайджаном возросла военная активность армянской стороны.
Пашинян в Брюсселе: Не солоно хлебавши
Участники встречи в Брюсселе говорили о мире. Но на фоне отсутствия представителей Азербайджана, слова о «мире» выглядели лицемерием. Западные участники обещали Еревану помощь и прозападные либеральные СМИ заверили, что «ЕС и США выделят Армении сотни миллионов».
Озвученные цифры и другие статистические данные указывали на иную реальность. На этой неделе председатель комиссии по европейской интеграции армянского парламента Арман Егоян обнародовал любопытные цифры. Он с гордостью напомнил, что в 2021 году ЕС обещал Армении экономическую и инвестиционную программу на общую сумму 2,6 млрд евро. Правда, выяснилось, что до сих пор из этой суммы армяне получили только 550 млн евро — т. е. жалкая подачка в размере около 150 млн в год. Большая часть — взаймы и даже не правительству, а бизнесу, т. е. Евросоюз сделал показательный выбор в стране, где правительство и так предельно ослабло. По всей видимости, и 270 млн евро, которые Ляйен пообещала Пашиняну в Брюсселе, являются частью вышеупомянутого пакета 2021 года.
Помощь США оказалась даже скромнее. В Брюсселе в пятницу Блинкен заявил о выделении Армении 65 миллионов долларов из американского бюджета на этот финансовый год — на все программы. По его словам, это аж наполовину больше, чем два года назад. Номинально он прав, но цифра сама по себе невелика (бюджет небольшого городка на Западе больше), вдобавок, если учесть реальную инфляцию, то окажется, что Вашингтон сумму увеличил на какие-то копейки.
Еще больше просчитался Ереван с получением поддержки своих стратегических проектов. Главной затеей пашиняновской команды, разумеется, стал к настоящему времени план «Перекресток мира». Борясь за поддержку этого плана, Пашинян даже провел его ребрендинг. Инаугурация «Перекрестка» состоялась на связанном с китайскими инициативами мероприятии «Шелкового пути» в Тбилиси. В Брюсселе армянский премьер попытался продать «Перекресток» противоположной стороне, предложив интегрировать его со стратегией ЕС «Глобальные ворота», задуманной как средство борьбы с китайскими инициативами в Евразии!
Такой оппортунизм армянскому лидеру не помог. Ляйен лишь приветствовала проект «Перекресток» и отмахнулась от дальнейших прожектов Пашиняна, сказав, что «ЕС изучит трансграничные перевозки, когда позволят условия». А Блинкен ограничился вежливой отговоркой, что американская сторона «поддерживает идеи, лежащие в основе проекта «Перекресток мира». На дипломатическом языке это означает вежливый отказ от каких-либо обещаний на данный счет.
Да, Ляйен пообещала евросоюзовские инвестиции в инфраструктурные проекты в Армении, но среди них были упомянуты лишь: 1) гораздо теснее связанный не с Арменией, а с Грузией проект Черноморского электрического кабеля; 2) абстрактные проекты производства возобновляемой энергии.
Одним словом, западная поддержка армянского правительства остается в основном вербальной. Последовательно эти вопросы отстаивают лишь несколько идеологизированных или прямо связанных с армянскими структурами западных политиков. Например, в контексте брюссельского саммита премьер Пашинян в армянском посольстве встретился с давней приятельницей московского олигарха и бывшего главаря карабахских сепаратистов Варданяна — главой Агентства США по международному развитию Самантой Пауэр.
А накануне вышла статья бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, опубликованная, разумеется, в парижском «Лё Монде». В ней, повторяя привычные идеологические клише либерального крестового похода «за демократию», он призывает Евросоюз поддержать армянских националистов. В первую очередь он требует «отказа от ошибочного представления о том, что ЕС должен быть нейтральной стороной в отношениях между Арменией и Азербайджаном», поскольку «Армения выбрала сообщество европейских демократий, в то время как Азербайджан находится в лагере агрессивных автократий». По его словам, дело не в Армении и Азербайджане: логика поддержки армянской стороны откровенно связывается с другими раскладами – «несмотря на историческую, экономическую, энергетическую и военную зависимость от России, и физическое присутствие тысяч российских солдат на ее земле, правительство Армении предприняло смелые усилия по консолидации демократии Армении и построению более тесных отношений с демократическим Западом».
Консенсуса по Армении на Западе нет
Но это все громкие слова «бывшего», а из Бельгии Пашинян вернулся практически с пустыми руками. Минимальные результаты саммита в Брюсселе не должны удивлять. Сама конфигурация встречи указывает на отсутствие не только широкого консенсуса среди членов «коллективного Запада» относительно поддержки армянского руководства, все гораздо хуже. Ее участники действуют во многом в авантюрном ключе, пытаясь заработать политические очки на показной борьбе с Россией, поскольку под всеми ними шатаются кресла, собственных реальных ресурсов вкладывать в реализацию обсуждаемой схемы они не спешат, не говоря уже о готовности решиться на нечто серьезное ради крошечной страны вдалеке от ЕС. При этом, несмотря на весь своей авантюризм, они понимают, что стратегически у Запада нет альтернативы выстраиванию отношений с Азербайджаном в том или ином варианте уже хотя бы ради энергетических и транзитных вопросов.
Чтобы прояснить нашу мысль о том, что под каждым участником брюссельского саммита «шатается кресло», давайте присмотримся к каждому из них. Начать можно с хозяйки брюссельской площадки — Урсулы фон дер Ляйен, главы Еврокомиссии. Пожалуй, никто в евросоюзовском истеблишменте не сможет составить ей конкуренцию в антирейтинге политиков, вызывающих наибольшее раздражение у избирателей. Она взошла на политический олимп в ЕС как случайная партийная выдвиженка, после скандальной карьеры в ФРГ. Несмотря на свои слабые позиции, Урсула хотела бы в ближайшее время добиться второго срока, но над ней внезапно зависло коррупционное расследование. Ее обвиняют в сговоре с воротилами фармацевтической индустрии в закупке многомиллиардной партии вакцин «Пфайзер» посредством обмена СМСками с последующим удалением доказательств.
В общем она, чуя, что пахнет жареным, ринулась напролом с радикальными инициативами, в т. ч. скандальными военными планами. В этом она может опереться на французского президента Макрона с его стратегическими проектами эскалации противостояния с Москвой. Брюссельская сделка с Арменией — из все того же эскалационного военного пакета, посредством которого Урсула пытается изобразить из себя глобального политика.
Положение госсекретаря Блинкена немногим лучше Урсулы. Представляя команду идущего на переизбрание слабого президента Байдена, он в принципе сейчас не может пойти на радикальные внешнеполитические шаги в столь экзотических направлениях. Нынешнему руководству США сейчас важно справиться с конкуренцией на выборах со стороны Трампа, а не влезать в мелкотравчатые проекты вроде поддержки армянских националистов, мгновенно ведущие к обострению отношений с одной из крупнейших военных держав в составе НАТО — Турцией.
И, наконец, мы видим Пашиняна, который удерживает власть в Армении, отчаянно играя на надеждах части армянского общества уйти под крыло Запада, избавившись хотя бы так от бесконечной коррупции, бедности и войн, куда их завел нынешний армянский истеблишмент. Кресло под Пашиняном шатается, и чтобы не упасть ему приходится бежать вперед, на Запад, даже когда ему, как мы отметили выше, на Западе ничего серьезного не предлагают.
Чтобы наша мысль стала еще понятнее, давайте очертим, как могла бы выглядеть встреча, которая свидетельствовала бы о готовности Запад превратить Армению в свою цитадель. Во-первых, сейчас — на фоне пока беспросветного для администрации Байдена кризиса в США — ее проводить не было смысла. Во-вторых, на ней должны были быть люди посерьезнее Урсулы — например, генсек НАТО. За которыми бы стояла не только что проигравшаяся в Африке Франция с ее хроническим блефом и прожектерством о «стратегической автономии», а более авторитетные в лагере «коллективного Запада» игроки — например, британцы либо сплоченная коалиция других западных держав.
В таких условиях естественно, что участники встречи были объективно не способны предложить друг другу серьезных, конструктивных для Южного Кавказа вещей. Однако они могли договориться о деструктивных для мирного процесса шагах. Ведь ломать — не строить, это проще и легче.
«Европейские армии не будут защищать наши границы»
О сомнительности сделки с некоторыми западными кругами проговариваются даже некоторые армянские евроэнтузиасты. Один из самых радикально прозападных политиков Армении, глава НПО «Союз осведомленных граждан» Даниел Ионнисян, выступая на этой неделе в армянском парламенте на слушаниях «Новые перспективы и вызовы евроинтеграции Армении», предостерег от чрезмерных ожиданий в отношении западной помощи. По его словам, «европейские армии не будут защищать наши границы. ЕС поможет нам развиваться посредством нашей усердной работы: развивать свою экономику, права человека, человеческий капитал, безопасность». Ионнисян, как и многие постсоветские «либералы», на поверку раз за разом оказывается обычным националистом. Призвав не бояться реакции России на переход Армении в антироссийский лагерь, Ионнисян заявил, что «все самое плохое Россия уже сделала» - сепаратистские структуры и планы армянской территориальной экспансии уничтожены, да и вообще Россия, дескать, ослабла. Правда на всех западных мероприятиях звучат другие оценки, но прозападные либералы в бывшем СССР существуют в своей параллельной вселенной.
Показательно, что, даже готовясь «уйти на Запад» однопартийцы Пашиняна продолжают очень осторожно говорить о российском присутствии. В среду депутат пашиняновской фракции Армен Хачатрян сделал очередной такой реверанс в сторону Запада, с одной стороны намекнув на вывод российской 102-й военной базы, а с другой, не решаясь открыто об этом заявить: «Военная база существует, в любом случае, из архитектуры новой системы безопасности Армении станет ясно, как все будет дальше. Эта военная база ничего не сделала, когда оккупировали суверенные территории Армении».
Впрочем, и французский посол в Ереване осторожно прокомментировал армянские стратегические перспективы в контексте брюссельской встречи. В среду Оливье Декотиньи дал интервью, в котором заявил, что брюссельская встреча посвящена «обеспечению соответствующей поддержки Армении со стороны США и ЕС», а что касается военных вопросов, то «за безопасность Армении отвечает Франция». Более того, Армения уже давно, по его словам, получает помощь от Запада, а «Россия не обеспечивает безопасность Армении».
Правда, Декотиньи прибавил крайне любопытные детали. Во-первых, подчеркнул двусторонний характер военного сотрудничества Парижа и Еревана: «Я представляю Францию, не Европу или США. Мы первая страна НАТО, которая поставляет вооружения члену ОДКБ. Сотрудничество также включает переквалификацию военных и помощь французских инструкторов по обучению в Армении и во Франции».
Во-вторых, выяснилось, что Париж не прочь переложить ответственность за выполнение своих обещаний армянам на... Иран. По его словам, «у нас есть разногласия с Ираном, но нас объединяет обеспокоенность территориальной целостностью и суверенитетом Армении. Иран многократно подтверждал свою поддержку территориальной целостности Армении».
Здесь любопытно даже не то, что Запад вряд ли сможет сотрудничать с Ираном в поддержке армянских реваншистов в ситуации все более жесткого противостояния западных стран с иранскими союзниками в окрестностях Суэцкого канала. Дело в том, что армянские СМИ намедни смогли добиться от посла Ирана в Армении Мехди Собхани лишь напоминания, что Тегеран наблюдает за процессами на Южном Кавказе и увещевания «мы решительно осуждаем тех, кто хочет создать напряженность в регионе». Они, разумеется, поспешили истолковать это в свою пользу, дескать, иранцы против азербайджанских предложений по восстановлению исторического единства Южного Кавказа. Но вообще-то иранское правительство гораздо больше, особенно в последнее время, выступало против попыток Еревана втянуть в региональные процессы внерегиональных игроков, особенно из числа стран «коллективного Запада» и именно с ними Тегеран связывает попытки «создать напряженность в регионе».
Французы поставят оружие, если кто-то заплатит
Несмотря на ее минимальные материальные результаты, брюссельская встреча опасна как политическое прикрытие сговора между реваншистскими кругами армянского истеблишмента и империалистическими элементами на Западе, прежде всего во Франции. Парижские господа делают это в рамках своей нынешней политики, направленной на то, чтобы переиграть в свою пользу стратегические расклады в ЕС и НАТО, взяв на себя даже неожиданную и ничем не подкрепленную роль лидера в противостоянии с РФ в Восточной Европе и на Южном Кавказе.
Дело в том, что вслед за воинственными заявлениями французского посла о поставке некоего боевого вооружения (пока факты касаются лишь мизерных поставок техники колониального типа) появилась иная информация, указывающая на твердую волю Парижа переложить расходы по вооружению армянской стороны на ЕС. Сначала о намерении оказать Армении «существенную поддержку» оружием через механизмы «Европейского фонда мира» заявил посол Евросоюза в Армении Вассилис Марагос. Вслед за этим, председатель комиссии по европейской интеграции НС РА Арман Егоян рассказал, что в связи с разработкой к концу весны политического документа, который определит взаимные обязательства Армении и ЕС, Ереван добивается включения механизмов «Европейского фонда мира» в отношении Армении. Иными словами, поставок оружия и прочей военной помощи, оплаченных ЕС, а не Францией.
Но интересно не только то, что французы не намерены оплачивать оружие для армян. Их действия уже создают проблемы внутри западных структур. Фактически Париж уже потерпел неудачу в попытках привлечь НАТО к выстраиванию армянской военной мощи. Сделать это невозможно ввиду позиции Турции, которую, несомненно, поддержит целый ряд других стран-членов. На этой неделе глава делегации Турции в Парламентской организации НАТО Мевлют Чавушоглу вновь заявил в Баку, что Анкара не доверяет заверениям союзников Армении о том, что их действия не направлены против Азербайджана. Он многозначительно напомнил о стратегическом союзе Турции и Азербайджана.
Но действия французского руководства вызывают протесты не только в Турции. После того, как во вторник макроновский министр иностранных дел Стефан Сежурне начал восхвалять Армению как единственную страну, «желающую и пытающуюся избежать конфликта в этой части света» и сделал угрожающие намеки в отношении проведения климатического саммита СОР29 в Баку, не выдержали уже итальянцы. Замминистра иностранных дел Италии Эдмондо Чириелли на следующий же день заявил: «Было бы уместно и полезно, чтобы французский министр Сежурне не подрывал усилия тех, кто, руководствуясь здравым смыслом, продвигается вперед для достижения прочного мира в регионе».
В завершение можно лишь повторить, что для разрушения нужны гораздо меньшие усилия чем для созидания. Это заметно даже на минимальных примерах: несмотря на очень ограниченную помощь, которую получил Ереван от Запада в контексте встречи в Брюсселе, этого оказалось достаточно, чтобы придать новый импульс военному реваншизму и подрыву мирного процесса. В понедельник азербайджанские военные сообщили о размещении дополнительных армянских войск на границе, строительстве укреплений и размещении на них артиллерии...