Центробанк Азербайджана пытается погасить пламя инфляции Обзор Caliber.Az
Согласно недавнему докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вопреки некоторому снижению темпов роста потребительских цен, глобальная базовая инфляция все еще весьма высока и в 2023 году будет превышать целевые показатели регуляторов. Уже второй год Центробанки ведущих государств мира в целях обуздания небывалого роста цен последовательно ужесточают денежно-кредитную политику. В роли главного антиинфляционного механизма выступает повышение ставок рефинансирования, и к этому инструменту наряду с США, ЕС, Великобританией прибегли все постсоветские государства, включая и Азербайджан. Так, Центробанк Азербайджана (ЦБА) принял решение повысить учетную ставку на 0,25 процентных пункта до 8,75%.
Несмотря на то, что многие международные финансовые, донорские и рейтинговые организации прогнозировали снижение ценовой динамики в 2023 году, инфляционные риски по-прежнему достаточно высоки. Как отмечается в опубликованном недавно докладе ОЭСР, базовая глобальная инфляция остается повышенной в связи с подъемом цен на услуги и тарифы во многих регионах мира. Более того, хотя и ожидается постепенное замедление роста потребительских цен в 2023-2024 годы в большинстве стран мира, глобальный уровень инфляции будет оставаться выше целевых показателей ведущих Центробанков как минимум до середины будущего года. Эксперты ОЭСР полагают, что средневзвешенный уровень инфляции в странах G20 замедлится с 8,1% в 2022 году до 5,9% в 2023-м и до 4,5% в 2024 году. Но эти прогнозы охватывают лишь базовый, оптимистический сценарий.
Текущее положение дел усугублено наблюдаемым в марте этого года банковским кризисом в США и Европе. Банкротство сразу трех американских банков, один из которых, Silicon Valley Bank, входил в топ–20 по размеру активов в США, а также разорение First Republic Bank, которому была предоставлена помощь на $30 млрд от пула 11 крупных американских банков, вынудило финансовых регуляторов Штатов пообещать вернуть вкладчикам их средства в полном объеме. Для этого Федеральная резервная служба (ФРС) страны предоставит кредиты под залог активов обанкротившихся банков, что фактически означает дополнительную необеспеченную эмиссию в примерно $250 млрд. Очевидно, что спасение банковских систем ценой вливания сотен миллиардов долларов неизбежно вызовет всплеск инфляции, а именно с этим сегодня упорно, но не всегда успешно борются правительства США и ЕС.
Оценивая происходящие с прошлого года беспрецедентные скачки потребительских цен и нестабильность монетарных факторов в отношении ведущих резервных валют мира – доллара и евро, следует напомнить, что впервые за весь период существования еврозоны инфляция в 2022 году была двузначной, а в Германии она обновила максимум за 71 год. Схожая негативная ситуация наблюдалась и в США, где последний раз сопоставимый скачок цен наблюдался в период энергетического кризиса 1974 года, когда был поставлен абсолютный инфляционный рекорд -12,34%.
Неудивительно, что с конца лета прошлого года в развитых странах мира, в том числе в США, Евросоюзе, Канаде, Швейцарии, Израиле, в государствах Юго-Восточной Азии, ЮАР в целях обуздания уровня галопирующей инфляции началось поэтапное повышение учетных ставок. В частности, ставка рефинансирования в США уже к середине декабря 2022 года достигла 4,5%, а 22 марта 2023 года ФРС повысила ставку на 25 базисных пунктов — с 4,5−4,75% до 4,75−5% годовых. Следом за Америкой аналогичные шаги 24 марта предпринял и Банк Англии, повысив учетную ставку на 25 базисных пунктов до 4.25%, с перспективой довести ее уровень до 5% в мае этого года. Наконец, Центробанк ЕС (ЕЦБ), с мая по декабрь прошлого года несколько раз повышавший учетную ставку с нуля до 2,5%, в середине марта 2023-го также был вынужден повысить ученую ставку до 3,5% и также с прогнозом дальнейшего роста в мае.
Таким образом страны-эмитенты трех ведущих мировых резервных валют вполне однозначно сигнализируют, что период «дешевых» денег и доступных кредитов остался далеко позади, и укрепление монетарной стабильности и снижение инфляции сегодня является первоочередными задачами. Отметим, что посредством учетной ставки Центробанки и мировые эмиссионные центры назначают проценты, по которым кредитуют коммерческие банки и принимают их деньги на хранение, а также формируют другие ставки, в частности по вкладам и кредитам коммерческих банков, по неустойкам и прочим операциям. Вместе с денежно-кредитным регулированием важнейшая функция ставки рефинансирования – сдерживать потребительскую инфляцию. В периоды стабильности и оживления экономики либо с целью выхода из рецессии учетную ставку снижают, увеличивая приток финансирования в экономику. В случае же перегрева финансовой системы и роста потребительских цен, ставка повышается, играя роль тормоза для банков и иных источников финансирования производства, торгового оборота, инвестиционных потоков и т.д.
По этому же пути движется и Азербайджан, где инфляционное давление на экономику и потребительский рынок все еще остается достаточно высоким. В минувшем году среднегодовая инфляция в нашей стране составила 13,9%, преимущественно под давлением факторов импортируемой инфляции, и ключевой целью макроэкономической политики Центробанка было обозначено последовательное преодоление последствий глобального роста цен, в связи с чем учетная ставка была поэтапно повышена на 100 базисных пункта – с 7,25% до 8,25% в конце года.
Этот вынужденный тренд продолжился и в текущем году: первого февраля решением ЦБА учетная ставка была увеличена на 0,25 процентных пункта и составила 8,5%. Принимая во внимание тот факт, что по итогам февраля 2023 года инфляция в Азербайджане выросла до 14,1% относительно прошлогоднего уровня, что значительно выше целевого показателя ЦБА (4±2%), регулятор был просто вынужден вновь увеличить ставку. Это произошло 29 марта, когда решением Центробанка учетная ставка увеличилась на 0,25 процентных пункта до 8,75%, верхний предел процентного коридора был повышен с 9,5 до 9,75 процента, а нижний - с 6,75 до семи процентов.
«Такое решение было принято с учетом динамики факторов, оказывающих понижающее и повышающее влияние на уровень цен во внутренней и внешней среде. Дальнейшие решения по денежно-кредитной политике будут приниматься в зависимости от динамики инфляции, уровня отклонения прогноза от целевого и постоянства рисков. Результаты операций, проводимых ЦБА, и предыдущие решения будут контролироваться и учитываться при принятии решений в сфере кредитно-денежной политики. В целях снижения инфляционного давления путем ограничения чрезмерного расширения совокупного спроса и потребительской активности Центробанк будет адекватно использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты и механизмы. Если прогнозы по снижению инфляции оправдают себя, будет рассмотрена возможность нормализации кредитно-денежной политики, а затем и смягчения ее с учетом временных интервалов», - говорится в сообщении ЦБА.
О следующем решении ЦБА по денежно-кредитной политике страны будет объявлено 3 мая 2023 года, и последующие шаги зависят от эффективности реализуемых в последние месяцы антиинфляционных мер.
Как отмечается в опубликованных вчера прогнозах регулятора, Центробанк сохранил неизменной оценку годовой инфляции по итогам 2023 года на уровне 8% при сохранении базового сценария. «В феврале 2023 года годовая (12-месячная) инфляция в Азербайджане составила 14,1%, что на 1,5 процентных пункта ниже пикового значения в 15,6% в сентябре 2022 года», - говорится в сообщении ЦБА. На внутреннем рынке республики наблюдается снижение инфляции с пикового значения, но при этом сохраняется некоторая неопределенность с учетом ожидаемого изменения в динамике спроса-предложения и поведения экономических субъектов. При этом в ЦБА отмечают, что, по оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в последние 11 месяцев - с апреля 2022 года – в мире наблюдается снижение цен на продовольственные товары.
В условиях стимулирующей фискальной политики и роста валютных поступлений в страну наблюдается расширение совокупного спроса и сохраняются высокие темпы роста ненефтяного сектора. На увеличение спроса, в частности, влияют реализация с начала 2023 года четвертого социального пакета (повышение зарплат для бюджетников и пособий) и повышение кредитной активности банков - 15,7% в феврале текущего года. Впрочем, на уровень цен может повлиять и пересмотр с начала 2023 года ряда тарифов на товары и услуги, регулируемые со стороны государства, и очевидно, что эти факторы могут привести к тому, что фактическая инфляция вновь превысит прогнозные цифры ЦБА и правительства. В этом плане не исключено, что при любом раскладе уровень реальной инфляции ощутимо превысит обозначенный правительством бюджетный прогноз по среднегодовой инфляции - 6,9%.