Центробанк приступил к «зеленой» трансформе финсектора Азербайджана Обзор Caliber.Az
Недавняя пандемия, энергетический, продовольственный и климатический кризисы, а также война в Украине и вызванные ею цивилизационные разломы изменили привычные рамки развития глобальной экономики, ускорив переформатирование традиционных финансовых механизмов. Нынешние тренды свидетельствуют о закате длящейся свыше 40 лет эпохи неолиберализма и формировании качественно нового рынка капиталов, соответствующего ESG-критериям - ответственности в отношении экологии, общества, корпоративного управления. По схожему пути трансформации финансового сектора постепенно движется и наша страна. Так, накануне Центробанк Азербайджана (ЦБА) утвердил дорожную карту по устойчивому финансированию на 2023-2026 годы.
Череда кризисов глобальной экономики и весьма спорные способы их преодоления обострили все застарелые дисбалансы мирового хозяйства, расширив и без того огромную пропасть между богатыми и бедными странами. Но одновременно в мире усилилось понимание того, что экономические проблемы нельзя вылечить только за счет либеральной модели свободного рынка, построенной на принципе максимализации прибылей. Бесконтрольная денежная эмиссия для поддержки национального бизнеса - привилегия США и немногих высокоразвитых стран, для остального мира это ведет лишь к росту гиперинфляции.
Сегодня крупный бизнес Европы, США, ведущих стран Азии переосмысливает базовые принципы корпоративного рынка, распределения прибылей и канализации финансовых потоков: до недавнего времени считалось, что чем больше норма прибыли и чем выше выплаты дивидендов акционерам, тем лучше. Сегодня же на первый план выводятся вопросы корпоративной и социальной ответственности, когда компании вносят свой вклад в общественное благосостояние, решают проблемы изменения климата. Такие подходы, зародившиеся около десятилетия назад преимущественно в корпоративном секторе государств Европы, сегодня широко распространяются в различных регионах мира, и получили название ESG-критериев (environment, social, governance): ответственность в отношении экологии, общества, корпоративного управления. Соответственно, эти подходы сформировали устойчивое понятие - ответственное инвестирование, предусматривающее извлечение прибылей при безусловном соблюдении критериев ESG.
Один из основных принципов ответственного инвестирования заключается в том, что инвесторы должны включать в процесс принятия решений ESG-критерии. Так, при оценке экологических показателей обращают внимание на то, стремится ли компания снизить негативное влияние на окружающую среду. К такой деятельности может относиться, например, стремление компании сокращать количество отходов, содействовать сохранению биоразнообразия, бороться с последствиями изменения климата. Социальные показатели связаны с управлением человеческим капиталом: созданием благоприятных условий труда для сотрудников, обеспечением гендерного равенства, защитой местных сообществ. Среди управленческих факторов значится прозрачная налоговая стратегия, борьба с коррупцией, согласование целей компании с акционерами, включая миноритариев.
Примечательно, что еще около десяти лет назад инвестиции в компании, соответствующие ESG-критериям, были скорее данью моде и не считались гарантией высокого дохода, однако сегодня все больше инвесторов верят в экономическую эффективность таких начинаний. Ответственные инвестиции становятся все прибыльнее, позволяя выявлять лидеров и отстающих в соответствующих отраслях, и согласно данным экспертов банковской группы JuliusBaer, почти половина состоятельных клиентов в мире заявляют, что уже владеют ESG-активами.
Одним из эффективных инструментов ответственного инвестирования считаются «зеленые» облигации, или «зеленые» бонды. Это ценные бумаги, которые компании выпускают для привлечения средств на реализацию проектов в области возобновляемой энергетики, управления отходами, сохранения биоразнообразия, экологичного транспорта, «зеленого» строительства и т.д. В соответствии с принципами «зеленого» инвестирования эмитенты таких бумаг должны следить за целевым расходованием средств и обеспечивать прозрачность всех процессов при реализации проектов. Эмитентом первой «зеленой» облигации — ClimateAwarenessBond — в 2007 году стал Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). С тех пор ЕИБ выпустил «зеленые» облигации на сумму порядка $37 млрд в 16 разных валютах и поступления от размещения облигаций были направлены на реализацию 266 проектов в 57 странах мира. В целом, согласно данным Climate Bonds Market Intelligence, совокупная стоимость выпущенных во всем мире «зеленых» облигаций к концу прошлого года приблизилась к $1 триллиону, а ориентировочно к 2025 году достигнет $5 трлн. Классическим направлением по вложению ESG-инвестиций значатся низкоуглеродная инфраструктура, производство водородного топлива, строительство энергохранилищ, электрозаправочных станций, генерирующих мощностей в сфере солнечной и ветровой энергетики, а также инвестиций в энергоэффективность коммунального и индустриального сектора, переработку отходов и т.д.
Примечательно, что новые тренды в области развития «зеленых» инвестиций всемерно поддерживаются ООН в рамках Целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 года. А в 2021 году страны-участницы Большой двадцатки (G20) под председательством Италии сформировали рабочую группу по устойчивому финансированию (SFWG), сформулировав базовые принципы развития инвестиционных трендов, содействующих достижению целей ООН и реализации Парижского соглашения по климату, а также разработали соответствующую Дорожную карту. Этот документ обозначил три приоритетных направления устойчивого финансирования: достижение согласованности и сопоставимости подходов к приведению инвестиций в соответствие с ЦУР; устранение информационных пробелов за счет совершенствования отчетности в области устойчивого развития и прозрачности информации; повышение роли международных финансовых организаций (МФО) в достижении целей SFWG. Предполагаемым результатом этих мер обозначено увеличения масштабов финансирования справедливого и доступного климатического перехода, обеспечение шагов для устойчивого развития, включая защиту окружающей среды и сохранение биоразнообразия, а также социальные аспекты, такие как обеспечение доступной возобновляемой энергии и сокращение бедности.
Решать аналогичные задачи предстоит и Азербайджану, где накануне решением Центробанка была утверждена дорожная карта по устойчивому финансированию на 2023-2026 годы. Целью дорожной карты является обеспечение устойчивости отечественных финансовых институтов к рискам, возникающим в результате изменения климата, и их соответствия другим критериям ESG - социальным и управленческим, а также реализация возможностей, связанных с переходом к устойчивой экономике. В Центробанке полагают, что реализация дорожной карты способствует формированию в Азербайджане здорового, устойчивого и эффективного финансового сектора. Примечательно, что политика ЦБА по внедрению критериев ESG в финансовом секторе республики приветствуется Всемирным банком (ВБ) и Международной финансовой корпорацией (IFC), готовых поддержать все инициативы Азербайджан на пути к декарбонизации и формирования устойчивой к климатическим, социальным и иным рискам финансовой системы.
«Дорожная карта разработана с учетом передового международного опыта и включает в себя меры по интеграции климатических изменений и ESG-критериев в национальные регулятивные рамки и сферу контроля над финансовым сектором страны, включая интеграцию финансовых институтов (банковских, страховых, рынка капитала) в процессы принятия стратегических решений и управления рисками. Также намечено формирование соответствующих рыночных стандартов и экосистемы устойчивых финансовых инструментов», - говорится в сообщении ЦБА. Важнейшей целью при составлении дорожной карты обозначены климатические и экологические, а также социальные и управленческие факторы. В этих целях реформа финсектора предусматривает создание правовой основы и порядка эмиссии «зеленых» облигаций, разработку дорожной карты и таксономии устойчивого финансирования (система классификации экономической деятельности), включение климатических рисков в структуру финансового контроля, а также меры по формированию нормативной основы в отношении «зеленых» кредитов.
Первые конкретные шаги по переходу на низкоуглеводную экономику предусмотрены уже в текущем году. «В 2023 году в Азербайджане планируется выпуск «зеленых» облигаций, в настоящее время в этом направлении ведутся переговоры с 3-4 частными компаниями с азербайджанским капиталом», - сообщил в конце прошлого года специалист по инвестициям Азиатского банка развития Санан Шабанов. По его словам, в последнее время наблюдается рост интереса к этому направлению, и ожидается, что в перспективе число участников местного ESG рынка будет постепенно возрастать.