Дипломатия без тормозов Иранский голос армянского радио
Как уже сообщал Caliber.Az, недавно посол Ирана в Армении Мехди Собхани дал интервью армянскому радио «Свобода», в котором сделал ряд провокационных заявлений в адрес Азербайджана. Эти заявления касались высосанной из пальца проблемы «армян Карабаха» и по своей сентиментальности скорее более подошли бы представителям самой Армении, но никак не дипломату третьей страны.
Так, Собхани заявил: «Наша позиция относительно прав жителей Карабаха ясна. Мы признаем территориальную целостность Азербайджана и подчеркиваем это, но в то же время считаем, что права армянских жителей Карабаха должны уважаться. Этот вопрос подобен ране, и эту рану необходимо залечить. И если эта рана не заживет, возможно, она снова откроется. Когда мы говорим об устойчивом мире, следует учитывать и эту рану».
И словно опасаясь, чтобы его не поняли неправильно, он следом озвучил похожую мысль: «Естественно, основная причина, по которой они покинули этот район, заключалась в том, что они не чувствовали этой безопасности. Я сам общался с карабахцами, когда приехали беженцы, сам поехал в Капан (Гафан – ред.) и потом разговаривал с ними. Они заявили, что «не добровольно покидали свои дома». Никто не покидает свой дом добровольно. Они заявили, что не чувствуют себя в безопасности и поэтому покинули свои дома. Они уехали недобровольно, но мы надеемся, что будут созданы условия для их добровольного возвращения в свои дома».
Напомним, вопреки лживым заявлениям иранского дипломата, армяне покинули Карабах абсолютно добровольно и, слава Богу, тому имеется множество задокументированных свидетельств. Сами выезжающие рассказывали об этом в объективы азербайджанских СМИ. Причем, глупо в этом случае говорить о том, что люди вынуждены были так отвечать, ведь свои вопросы азербайджанские журналисты задавали прямо на границе – можно сказать на глазах у толпы иностранных наблюдателей, которые ощетинились биноклями с той стороны условной границы - неужели азербайджанцы стали бы репрессировать армян у них на виду за неправильный ответ? Так же глупо задерживать людей у себя, если, по логике наших недоброжелателей, хочешь от них якобы избавиться. Далее, имеются некоторые свидетельства того, что представители доживавшего последние дни марионеточного образования, то есть люди, которых армяне Карабаха считали «легитимной властью», сами дали им указание уехать.
Таким образом, в условиях, когда всем всё известно, любое упоминание проблемы «армян Карабаха» носит сугубо политический и провокационный характер. Любопытно, представитель Ирана говорит примерно то же самое, что и Госдеп США. Было бы легче списать это на совпадение интересов, если бы не еще один факт – интервью взяло радио «Свобода», которое существует на деньги США, является рупором либеральных идей, несовместимых с идеологией Тегерана, и более того, регулярно критикующее ИРИ. То есть, по логике иранских властей – «инструментом Сатаны». Поистине, какая-то дьявольская эклектика!
Возможно, иранскому послу настолько важно было озвучить эти мысли, что он даже не побрезговал трибуной вражеского издания, которую ему, можем предположить, предоставил официальный Ереван по указке Вашингтона. Все это показывает, насколько кое-кому в Тегеране просто невыгодно установление мира и стабильности на Южном Кавказе.
Мы пишем «кое-кому», потому что известна подковерная борьба иранских политических элит. Собхани представляет ее крайне правое крыло. Напомним, что к своим обязанностям посла в Армении он приступил сразу после выполнения миссии в Сирии, где, по определению, активно координировал деятельность прокси-группировок. Этот человек тесно связан с иранским журналистом Эхсаном Мухавведяном, который жестко критикует Азербайджан. Необходимо здесь заметить, что оба они на дух не переносят реформатора Масуда Пезешкиана и места себе не могут найти из-за его избрания президентом Ирана.
Нет второго человека, который нанес бы такой сильный удар по ирано-азербайджанским отношениям, как Собхани. Приходится констатировать, что представители ИРИ вроде Собхани не заинтересованы в нормальном развитии отношений между Тегераном и Баку и делают все возможное для их ухудшения. Достаточно вспомнить следующее его заявление, сделанное в апреле этого года: «Израиль — один из основных источников нестабильности на Южном Кавказе, а армянских солдат в Нагорном Карабахе убивали израильским оружием».
Что бы ни было, подобный выпад иранского дипломата в период, когда ирано-азербайджанские отношения находятся в стадии потепления после длительного кризиса, — очень тревожный фактор, и, полагаю, во избежание нового кризиса в межгосударственных отношениях Тегеран должен принять определенные меры к своему не в меру ретивому дипломату.