«Франция убивает армян с дружелюбной улыбкой» Ишхан Вердян на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с армянским блогером, активистом и общественным деятелем Ишханом Вердяном.
— Армения вместо того, чтобы активно работать над мирным договором с Азербайджаном, занята перевооружением своей армии, заключая военные соглашения с Парижем, Афинами, Дели. Не означает ли это, что Ереван готовится к новой войне?
— Я в любом случае не стал бы отнимать у Армении право на самооборону. Известно, что основным поставщиком вооружений для Армении была Россия, а после громких скандалов, связанных с неполучением оружия, за которое Армения заплатила, вовсе не странно, что Ереван закупается вооружениями там, где это ему доступно.
С другой стороны, я согласен с тем, что на деле не предпринимаются шаги, которые могли бы реально способствовать мирному процессу. Те же самые намеренные искажения азербайджанских официальных топонимов, а также заведомо ложные тезисы в звучащих официальных речах играют роль раздражителя для Азербайджана, что на фоне военных закупок Армении создаёт впечатление, что та готовится к агрессии.
Армения действительно готовится к войне, но оборонительной. Я очень сомневаюсь, что в Армении остался хотя бы один человек, который серьезно рассматривает военное вторжение в Азербайджан. Республика Армения вряд ли пойдет на самоубийство, затеяв захватнические игры с Азербайджаном. Однако опять-таки официальный Ереван действительно почти ничего действенного не делает для нормализации отношений с Баку. Армения в своей новейшей истории не знала, что такое дружелюбный Азербайджан, и, кажется, и дальше не желает знать. Привычка.
— Увеличивает ли все это вероятность смены внешнеполитического курса Армении?
— Я удивляюсь, что произношу такое, но, кажется, Армения действительно меняет свой политический курс, она уходит из-под прямого политического влияния России. Однако уход от России вовсе не означает автоматический уход на Запад. Этот сложившийся биполярный стереотип очень мешает разглядеть реальную картину, которая состоит в том, что Армения пытается регионом компенсировать Россию. Армения уходит от России в регион. Уходит очень неуклюже, часто ошибается и спотыкается, но уверенно уходит. Если регион примет Армению, ее ждёт успех, если же ее отвергнет, то никакой Запад уже не поможет, разворачивайся к нему хоть лицом, хоть спиной.
— Как я понимаю, вы рассматриваете возможность вывода российских военных из Армении?
— Российские военные в Армении представлены в качестве разных подразделений, каждое из которых присутствует в стране по разным контрактам. Например, присутствие российских пограничников в аэропорту «Звартноц» не декларируется никак, а значит, и их вывод не может иметь юридических последствий. Военная база в Гюмри имеет право легально находиться там до 2044 года, и никакой руководитель страны ничего не может с этим сделать — приоритет в законодательстве Армении принадлежит международным договорам, а у премьер-министра нет законных полномочий денонсировать такие договоры до окончания их законного срока без тяжёлых последствий для страны.
А вот в контракте, регулирующем пребывание на границах Армении российских пограничников, вообще не указан срок, так что для их вывода премьер-министру Пашиняну понадобится недюжинная смекалка и сообразительность.
— Как вы думаете, недавнее заявление Лаврова о том, что Москва готова пересмотреть отношения с Арменией, это месседж о том, что РФ не отпустит страну из-под своего влияния?
— Никол Пашинян поставил Москву перед выбором: либо делаете как надо, либо наблюдаете со стороны. И Москва попала в патовую ситуацию, потому что, как оказалось, у нее нет рычагов давления на Ереван. Отсутствие общей границы позволяет Армении указывать России на ее «ошибки», заставляя за них отвечать. Пашинян вдруг осознал, что Армения находится в безопасном от России месте, и начал реализовывать все открывшиеся возможности.
— Вместе с тем очевидно, что в Ереване наивно рассчитывают, что Франция порывается помочь армянам, а вовсе не проталкивать свои интересы в регионе Южного Кавказа...
— Сказывается падкость армян на теплые слова и хорошее отношение. Армяне за улыбкой не замечают припрятанного ножа, в этом проблема. И никакие доводы не работают, никакие исторические параллели ничему не учат. Люди просто хотят верить, что у них есть надёжный защитник и друг. От этого, наверное, жизнь становится легче, а желание Франции убивать армян до скончания веков не имеет значения, ведь всё делается с дружелюбной улыбкой.
—Полностью согласна с вами. Как вам известно, карабахские сепаратисты и дашнаки оказывают давление на Пашиняна с требованиями реализовать «право народа Карабаха на коллективное возвращение». Азербайджан готов принять армян обратно, но при условии, если они подадут на получение азербайджанского гражданства, а Ереван обеспечит возвращение азербайджанцев в Зангезур и другие места их многовекового проживания на территории нынешней Армении. Пойдет ли на эти условия руководство Армении?
— Я понятия не имею, что собирается делать Никол Пашинян с вопросом возможного возвращения азербайджанцев в Армению. Он уходит от прямого ответа на вопрос, заявляя, что это не рассматривается. Кажется, Пашинян даже не знает, как подойти к теме даже концептуально. Так что у меня нет представления, как Пашинян будет обращаться с этой темой и как будет встраивать ее в переговорный процесс. Армянское общество, а Пашинян является представителем этого общества, ещё не готово рассматривать проживание азербайджанцев на территории Армении. А телодвижения разных «арцахских» элементов комментировать, наверно, не стоит — их мнение такое же пустое место, как и они сами. Однако всё сказанное не означает, что вопросы возвращения жителей не будут поняты — будут, и Пашиняну придется как-то с этим работать.
— Вы не исключаете принятия новой Конституции Армении с внесением поправок в преамбулу, которая в нынешнем виде содержит территориальные притязания к Азербайджану?
— У премьер-министра Пашиняна внутри страны есть абсолютный авторитет, и я думаю, что ему удастся реализовать всё, что он задумал, даже изменение конституции.