Китай — Аргентина: Поднебесная повышает ставки в Латинской Америке Международная панорама на Caliber.Az
Со времен императора Генриха IV, вымаливавшего на коленях прощение у папы Григория VII, некоторым правителям периодически приходится совершать «путь в Каноссу», дабы отречься от опрометчивых политических заявлений. Похоже, по их стопам направился и нынешний президент Аргентины Хавьер Милей, еще в прошлом году клятвенно обещавший не «заключать сделки с коммунистами» в Китае и Бразилии. Размахивая бензопилой, начинающий латиноамериканский президент называл правителей этих держав «ворами» и «убийцами», но в эти дни Милей поехал в Рио-де-Жанейро на саммит большой двадцатки, где пожал руку лидеру Китая Си Цзиньпину.
Согласно заявлению Министерства иностранных дел Китая, председатель КНР Си Цзиньпин выразил благодарность Милею за «готовность продолжать углублять двустороннее сотрудничество». А в официальном китайском издании China Daily было сказано, что «Си Цзиньпин заявил, что Китай готов сотрудничать с Аргентиной для дальнейшего продвижения инициативы «Один пояс, один путь» и углубления отношений в таких областях, как энергетика, горнодобывающая промышленность, инфраструктура, сельское хозяйство, научно-технические инновации и цифровая экономика. Он также выразил готовность Пекина продолжать финансовое сотрудничество с Буэнос-Айресом, чтобы помочь аргентинской стороне в поддержании экономической и финансовой стабильности».
В заявлении президента Аргентины отмечалось, что стороны выразили «желание продолжать изучать новые возможности для расширения и улучшения отношений» и обсудили «текущие торговые и финансовые связи». Все эти декларации подкреплялись фотографиями с дружескими рукопожатиями политиков.
По словам Патрисио Джусто, исполнительного директора китайско-аргентинской наблюдательной комиссии, изначально «главной ошибкой аргентинского правительства, которая повлияла на всю внешнюю политику, была дипломатия, основанная на идеологии, невежестве и личных предпочтения президента [Милея]. В ближайшем окружении президента существовало полное непонимание того, что Китай представляет собой для Аргентины и для всего мира».
Причина неожиданного смягчения позиции Милея вполне банальна. Президент Аргентины не хочет дальнейшего ухудшения отношений со вторым по величине торговым партнером страны и важнейшим источником финансирования.
Азиатские эксперты приписывают заслугу в сближении между Аргентиной и Китаем Карине Милей, сестре президента и его ближайшей советнице. Еще в июне 2024 года она встретилась с послом Китая в Буэнос-Айресе Ван Вэем, а затем посетила Шанхай для участия в Китайской международной выставке импорта. После этого в Пекин поехала бывший аргентинский министр иностранных дел Диана Мондино, которая постаралась сгладить эффект от оскорблений, которыми Милей осыпал китайский коммунистов. Вслед за ее визитом Китай возобновил сделку по обмену валюты на несколько миллиардов долларов, что пополнило истощенные резервы Аргентины.
Стоит также напомнить, что Китай владеет рядом стратегических активов южноамериканской страны, включая доли в литиевых рудниках, и контролирует гигантскую станцию космического слежения в Патагонии стоимостью в 50 миллионов долларов.
После поездки сестры в Шанхай и встречи с председателем Си в Бразилии, Хавьер Милей, похоже, настолько перестал бояться коммунистов, что в популярном телешоу заявил о намерении в январе 2025 года отправиться в Китай для участия в саммите Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК). Если эта поездка состоится, то она станет первым в истории визитом президента Аргентины в Китай и важным шагом на пути к укреплению отношений между двумя странами.
Также ожидается, что в КНР Милей будет стремиться привлечь новые инвестиции в такие отрасли, как энергетика, горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство. Особо большой интерес Китай проявляет к аргентинским литиевым и медным запасам. Другая перспективная отрасль, с которой китайцы проникают на рынки развивающихся стран, это производство электромобилей. Ван Вэй, посол Китая в Аргентине, подчеркнул, что «китайские автомобильные бренды уже представлены в Южной Америке и странах МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем), и на аргентинских дорогах появляется всё больше китайских автомобилей. Китайские компании, производящие электромобили, будут активно рассматривать возможность открытия заводов в Аргентине. Они уже представлены в Бразилии со своими производственными и сборочными линиями».
Просачивание Китая в Латинскую Америку, традиционный «задний двор» США, началось в первые годы этого тысячелетия. После финансового кризиса 2008 года Пекин заключил ряд выгодных сделок с руководством Аргентины, Боливии, Эквадора, Уругвая, Венесуэлы и Бразилии, открывавших для китайцев доступ к природным ресурсам этих стран – меди, железу и нефти. В свою очередь, после прихода КНР латиноамериканские государства ослабляли традиционную железную хватку Соединенных Штатов и защищали себя от последствий глобального кризиса.
В 2011 году падение цен на нефть и другие сырьевые товары дестабилизировало экономики региона, после чего китайцы снова подставили дружеское плечо, что еще больше укрепило авторитет Китая на латиноамериканских рынках. Пекин выделил десятки миллиардов долларов кредитов, что открыло ему доступ к сырьевым ресурсам по всей Латинской Америке. Так, китайцы контролируют 90% нефтяных резервов Эквадора на десятилетия вперед.
В 2017 году, по данным Бостонского университета, товарооборот между странами Карибского бассейна, Латинской Америкой и Китаем достиг 244 миллиардов долларов, а двумя годами ранее КНР заняла место главного торгового партнера Южной Америки вместо США.
Китайское продвижение в Латинской Америке не может остаться без внимания Вашингтона, тем более учитывая приход к власти Дональда Трампа, поднявшего на свои знамена лозунг противостояния Пекину. Аргентинский экономист Освальдо Кортези заметил, что «именно Трамп положил конец самоуспокоенной стратегии Соединённых Штатов в отношении Китая в 2017 году… В его новый президентский срок эта стратегия укрепится». Главный торговый советник Трампа Роберт Лайтхайзер назвал Китай «смертельным противником».
Что же касается Аргентины, то при разумной политике эта страна может оказаться в выигрыше. Тот же Кортези продолжает: «Аргентина сталкивается с новой геополитической реальностью при благоприятных экономических показателях и с логистическим выходом к Антарктиде, что делает её очень привлекательной для обеих гегемонов. И это самая высокая ставка для Милея».
Будущее покажет, кто станет победителем в борьбе сверхдержав. В прошлом США уже приходилось бороться в Южной Америке за влияние сначала с Великобританией, затем с Германией, а под конец и с Советским Союзом, и каждый раз Вашингтон выходил победителем из схватки. Но сегодня американцам противостоит гораздо более серьезный противник, исход противоборства с которым не предрешен.