Китай – Польша: что стоит за визитом Анджея Дуды в Пекин? Размышления Теймура Атаева
Сколько же подводных течений затаилось в визите президента Польши Анджея Дуды в Пекин. Да, внешне всё в рамках правил, но в реалии речь идет о том, в каком направлении будут развиваться отношения между Китаем и Евросоюзом.
Изначально глава КНР Си Цзиньпин назвал важным для обеих стран «черпать мудрость и силу из своей национальной истории и культурных традиций», с самостоятельным движением двусторонней дружбы. По его словам, стороны должны продолжать поддерживать усилия друг друга «по защите национального суверенитета, безопасности», противостоя «менталитету холодной войны и блоковой конфронтации», способствуя построению «равноправного многополярного мира». Вслед за чем Си Цзиньпин актуализировал взаимодействие в направлении грузового ж/д сообщения Китай-Европа в рамках проекта «Один пояс, один путь».
Даже из этой небольшой информации однозначно просматривается, насколько тонко председатель КНР постарался выделить Варшаву из общего хора евросоюзовских голосов, как бы направляя Польшу на принятие в отдельных, хотя бы, случаях шагов, не обязательно должных идти в унисон с действиями стран-лидеров ЕС. Приправив этот акцент решением о введении Пекином 15-дневного безвизового режима для граждан Польши.
В свою очередь, А. Дуда выделил вклад Пекина «в глобальный мир и развитие», не преминув высказаться в пользу принципа «Одного Китая» и стремления укреплять сотрудничество в рамках «Одного пояса и одного пути». Акцент на «Один Китай», безусловно, знаковый момент, т. к. главы стран-лидеров ЕС всегда отдельно говорят о ракурсе Тайваня.
Параллельно Дуда несколько отошел от общей линии Евросоюза в направлении Китая, озвучив намерение Польши обеспечить «недискриминационную деловую среду для китайских предприятий». Что, конечно же, не могло не произвести впечатления на Си Цзиньпина, который раскрыл значимость Польши для мира, отметив ее расположение на «перекрестке Евразии, на пересечении Янтарного и Шелкового пути», в свете чего Пекин готов к совместному раскрытию «потенциала транспортно-коммуникационных возможностей».
Рассматривая эти нюансы, ряд аналитиков высказали мнение, что практически полное согласие Дуды со сказанным Си Цзиньпином, будучи «домашней заготовкой», преследовало целью «задобрить» китайского лидера, прежде чем довести до него пожелание Брюсселя поддержать проукраинскую линию ЕС.
Дуда подчеркнуто вежливо подчеркнул возможности Пекина «найти решение для мира в Украине на принципах международного права», в свете чего обтекаемо предоставил информацию об ответе Си Цзиньпина: «Могу сказать, что нас выслушали». Вслед за чем, знаково добавив, что отсутствие Пекина на недавнем мирном саммите в Швейцарии было вызвано «собственной международной позицией» Китая, фактически повторил тезис китайского лидера.
Без сомнений, мало кто в ЕС ожидал моментальной смены курса Си Цзиньпином в украино-российском векторе, во всяком случае, на данном историческом этапе. Но, как считают некоторые наблюдатели, несхождение Китая с собственного курса вынудило Дуду акцентировать внимание главы КНР на «влияние Беларуси и России на безопасность сухопутных путей, соединяющих Китай с Европой».
Тонкость тут в том, что незадолго до визита Дуды Варшава распорядилась о создании «буферной зоны» в приграничьи с Беларусью с неисключением закрытия всех погранпереходов между странами. Реализация этого шага может остановить доставку китайских грузов на европейский континент. Т. к. ж/д ответвление Шелкового пути, связывающего Китай с Европой, аккурат проходит, в т. ч., через Беларусь. Поэтому возможное закрытие Варшавой границы с Минском может ударить по доставке китайской продукции в страны ЕС. Вот как раз в данном контексте ряд аналитиков посчитали предупреждение Дуды об этом шаге (на перспективу) неким месседжем Брюсселя Пекину о возможных проблемах для европейской линии Шелкового пути.
Однако насколько непосредственно Варшава согласна идти в этом вопросе до конца, с учетом немалых рисков как для экономики страны, так и в плане польско-китайских взаимоотношений? Если, конечно, Варшаву просто-напросто не принудят к этому шагу.
В свете обсуждаемого, эксперт Адриан Брон (Ягеллонский университет) исключил какое-то давление со стороны Си Цзиньпина на Беларусь, тем более что Китай вполне может экспортировать товары как посредством морского транспорта, так и через ж/д сообщения через Южный Кавказ и Турцию. Но, по утверждению польского аналитика, все же закрытие границ между Минском и Варшавой не является благоприятным исходом для Пекина.
Таким образом, как просматривается, визит Анджея Дуды в Китай вполне можно рассматривать далеко не просто плановым. По мнению наблюдателей, речь здесь идет о попытках Брюсселя «договориться» с Си Цзиньпином об ослаблении пекинско-московских связей. Как высказался в этой связи помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен, на сегодня китайские власти оказались перед выбором: «Помогать России в ее военных действиях против Украины либо поддерживать серьезные экономические отношения с европейскими странами». «Понятно, — резюмировал О'Брайен, — что выбор Пекина потребует некоторого времени». Тем более что Китай, как считают некоторые эксперты, «убеждается в действенности санкций против китайских компаний», не сворачивающих деятельность «в пользу России».
Поживем, как говорится, увидим. Но, в любом случае, взаимоотношения между Евросоюзом и Китаем подходят к очень сложному этапу, где важными могут стать не только действия сторон в том или ином направлении, но и риторика первых лиц.
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az