Конец третьей ливанской войны: «Хезболла» выходит из игры? Обзор Шерешевского
В среду, 27 ноября, в 4:00 вступило в силу соглашение о прекращении огня в Ливане. Кабинет министров Израиля одобрил его. Судя по просочившейся информации, «Хезболла» отведет тяжелое оружие и основные силы за реку Литани (примерно на 10 км от границы с Израилем). Со своей стороны ЦАХАЛ вернется в Израиль. Промежуточную территорию между ними — приграничье Ливана — будет контролировать ливанская армия.
Впрочем, подробности соглашения неясны. Армия Ливана очень слаба и расколота на фракции. Военная мощь «Хезболлы» превосходит все возможности силовых структур этого государства, включая армию. К тому же многие из них, например, часть армии и Главное управление безопасности (основная спецслужба Ливана, управляющая другими силовиками), находятся под влиянием «Хезболлы» и ее союзников. Не вполне понятно, как эта армия сможет остановить «Хезболлу», если та захочет снова приблизиться вплотную к территории Израиля.
Две предыдущие ливанские войны (1982-2000 гг. и 2006 г.) не были удачными для Израиля и сопровождались отступлением с территории Ливана под давлением герильи «Хезболлы».
На сей раз израильская армия нанесла «Хезболле» тяжелые потери и уничтожила почти всё руководство группировки. Но, как и предсказывалось ранее, в Ливане ЦАХАЛ не ждали громкие победы. Там их встретили оставленные населением и большинством боевиков шиитские села и тщательно подготовленные засады. Несколько недель партизанской войны — «Хезболла» долго готовилась к ней — унесли жизни приблизительно 100 военных, многие из которых сражались в рядах элитных соединений. Одновременно ракетные атаки «Хезболлы» превратили израильский север в зону запустения. Асимметричная стратегия (герилья, ракетные и дроновые удары по территории противника) в сочетании с местностью Ливана (холмы, покрытые лесом) и подземными укрытиями, похожими на те, что ХАМАС построил в Газе, превратили израильское вторжение в малоэффективное предприятие. Около 80 тыс. израильтян вынуждены были покинуть свои дома, и число беженцев росло.
В то же время «Хезболла» потеряла, по всей вероятности, несколько тысяч бойцов убитыми и ранеными. Согласно оценкам израильтян, были убиты до 80 процентов руководителей организации, включая почти всю ее военную верхушку и политического лидера «Хезболлы», ее генерального секретаря Хасана Насраллу. Несмотря на это, партизанские соединения организации, обученные автономному проведению операций и координации действий друг с другом, смогли сражаться достаточно эффективно, и, кроме того, военное командование «Хезболлы», судя по некоторым признакам, было восстановлено. Всего группировка насчитывает 20–30 тыс. бойцов и примерно такое же количество резервистов. В самом Ливане в результате боев около миллиона граждан стали беженцами, многие приграничные села были уничтожены в ходе атак израильской армии.
Возможно, обе стороны осознали, что продолжение войны не сулит им ничего хорошего, и решили договориться о прекращении огня.
Вместе с тем, Израиль воюет не только с «Хезболлой». Третья ливанская война является элементом более широкой войны пяти или семи фронтов, охватывающей всю сеть иранских союзников — «Ось сопротивления». В нее входят ХАМАС (прежде всего в секторе Газа), режим президента Башара Асада и проиранские ополченцы в Сирии, иракские шиитские ополченцы, йеменские хуситы и сам Иран. Эта коалиция контролирует огромные территории Ближнего Востока, фактически создав коридор к Средиземному морю от Тегерана до Бейрута, в значительной мере подчинив своему влиянию Ирак, Сирию и Ливан, а также треть Йемена и сектор Газа. Теоретически, целью Ирана было создать «единство арен сопротивления», окружив Израиль огненным кольцом, нанося по нему ракетные и дроновые удары и принуждая его население к эмиграции. Это — программа-максимум, весьма эфемерная.
Программа минимум состояла в том, чтобы заставить Израиль прекратить бомбежки Газы и вывести оттуда войска, заключив сделку с ХАМАС — «израильские заложники в обмен на мир». Только на этих условиях «Хезболла» ранее соглашалась прекратить огонь по северным районам Израиля. Также удары по Израилю, хотя и менее мощные, регулярно наносят хуситы и иракские ополченцы. Если «Хезболла» согласилась выйти из игры, то это можно трактовать как политическую победу Израиля на данном этапе противостояния.
Но следует помнить, что иранская коалиция ведет борьбу с союзом США и Израиля за господство на Ближнем Востоке. Эта борьба не окончится с прекращением ливано-израильской войны и не окончится с прекращением огня в Газе, если оно также будет достигнуто.