Контраргумент для Декотиньи — возвращение западных азербайджанцев Экспертные мнения на Caliber.Az
Чрезвычайный и полномочный посол Франции в Армении Оливье Декотиньи вновь заговорил о не дающем ему, по всей видимости, покоя «праве армян на возвращение в Карабах».
«Давайте не будем забывать об армянах «Нагорного Карабаха», «изгнанных» (кавычки - ред.) со своей земли, чье право на возвращение было закреплено Международным судом», – написал он в соцсетях.
Возникает несколько вопросов. Почему о возвращении армян в Карабах больше говорят французские дипломаты и депутаты, чем даже армянские чиновники? Что движет Францией? И, наконец, осознает ли господин Декотиньи, что в случае возвращения карабахских армян им придется принять гражданство Азербайджана, поскольку другого варианта просто не существует согласно нормам международного права?
Своими соображениями по этому поводу поделились с Caliber.Az известные азербайджанские эксперты.
Политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков уверен, что Декотиньи поднимает эту тему лишь для того, чтобы угодить местной аудитории и удержать вопрос так называемого «арцаха» в медиапространстве. Ведь ни Франция, ни Армения не в силах реанимировать эту тему на международной арене и вовлечь в ее обсуждение Азербайджан.
«Напрасные потуги. Баку не намерен обсуждать этот вопрос ни с участием Еревана, ни Парижа, ни кого-либо еще. Мы готовы рассматривать лишь индивидуальные обращения лиц, являющихся карабахскими армянами по рождению, при готовности их к легализации своего пребывания в Азербайджане и лояльности к властям и законам нашего государства», — подчеркнул политик.
В свою очередь эксперт в сфере безопасности Ильхам Исмаил отметил для начала, что лучше всего не отвечать тем, кто хочет «стать большим армянином, чем карабахские армяне».
«Но можно дать краткий ответ. Какой карабахский армянин хотел вернуться в Азербайджан, а мы ему помешали? Карабахский армянин, принявший условия Азербайджана и не совершивший преступления против Азербайджана в Карабахских войнах, может обратиться к азербайджанскому государству, и если при расследовании его заявления не будут установлены отрицательные обстоятельства, то он может принять гражданство Азербайджанской Республики и его безопасность будет гарантирована», — рассказал специалист.
В том, что французские чиновники встали на сторону армян, нет ничего необычного, полагает он.
«Мы не забыли незаконное посещение Карабаха кандидатом в президенты Франции, признание независимости «нагорно-карабахской кеспублики» обеими палатами Сената Франции, а также визит мэра Парижа на условную границу с Азербайджаном. Интерес Франции заключается не только в любви к армянам, но и в том, что Франция вошла на Южный Кавказ, используя Армению, и стремится укрепить свои позиции в регионе. Для армянских чиновников более интересно, чтобы их защищали французы или любые глобальные силы. Решение своих проблем чужими руками – армянская особенность», – напоминает эксперт.
По его словам, французы прекрасно знают, что когда на повестке дня стоит вопрос возвращения карабахских армян, мира в регионе не будет, и тогда возможности влияния и давления на регион у Парижа возрастут.
«Но возвращение карабахских армян, на их взгляд, должно быть действием не индивидуальным в каждом конкретном случае, а коллективным и при условии обеспечения неких международных гарантий безопасности. И Франция видит себя крылом этой «международной гарантии», что и является ее политикой на Южном Кавказе. А вот на это у Азербайджана есть встречное условие, контраргумент — возвращение азербайджанцев в Западный Азербайджан», — заключил Исмаил.