Третий раунд в Турции – есть ли шанс на мир между Россией и Украиной? Экспертные мнения на Caliber.Az
Россия и Украина еще раз попробуют договориться, хотя на фоне обострения военных действий в это верится с трудом.
Как заявил глава турецкого МИД Хакан Фидан, Турция ожидает ответа украинской стороны для проведения третьего раунда переговоров, отметив при этом, что Москва уже подтвердила свою готовность к участию.
Между тем позиция Запада относительно конфликта тоже меняется. Так, президент Трамп заявил, что «очень недоволен действиями Москвы» и намерен возобновить полноценную военную помощь Украины, а ЕС, который какое-то время сохранял выжидательную позицию, рассматривает возможность выделения 100 миллиардов евро в целях создания фонда поддержки страны.
«Как вы относитесь к перспективам нового этапа переговоров в Турции?»; «Укрепят ли позицию Киева обещания США возобновить помощь Украине?»; «На чьей стороне играет Трамп?» – эти вопросы Caliber.Az адресовал российскому и украинскому политологам.
Украинский политолог-международник Максим Яли достаточно пессимистично относится к перспективам переговорам.
«Думаю, самое большое, о чем могут договориться на этих переговорах, как и на первых двух раундах, – это гуманитарные вопросы, обмен пленными. Уже даже Трамп осознал, что Путин не собирается останавливать военные действия и, по всей видимости, будет продолжать войну. Как мы видим, количество обстрелов, их интенсивность за последние недели, месяцы значительно возросли, и нет никаких практических результатов ни от переговоров между Трампом и Путиным, ни от переговоров в Турции, если речь идет о приостановке военных действий и других конкретных договоренностях», – сказал он.
Что касается готовности союзников оказать помощь Украине, то Максим Яли высказал сомнения в их быстрой и эффективной отдаче.
«Вопрос, в каком объеме США возобновят помощь Украине. Начнем с того, что пакеты помощи, которые мы сейчас получаем, были утверждены еще в прошлом году предыдущей администрацией. После ни одного решения о новых пакетах военной помощи Украине принято не было. Более того, Трамп заявил, что США возобновят помощь в оборонительном вооружении, и не совсем понятно, как широко будет представлена номенклатура американского вооружения – так что тут еще очень рано радоваться. Планы ЕС тоже не будут работать здесь и сейчас – на данный момент Украина воюет с тем, что есть, и вряд ли что-то изменится кардинальным образом в ближайшее время», – отметил политолог.
По его мнению, Трамп играет на стороне Соединенных Штатов и так, как он видит национальные интересы США. Его ключевая задача, то есть все, с чем связаны решения, в том числе и отсрочка введения новых санкций, и увеличение военной помощи Украине, ориентирована на эти интересы.
«Главная цель в том, что Трамп хочет оторвать Россию от Китая, который для него является главной угрозой национальной безопасности и глобальному лидерству Соединенных Штатов.
Он считает, что без природных ресурсов Россия и Китай как минимум замедлят свой экономический рост и потенциал, поэтому, в принципе, готов идти на серьезные уступки РФ относительно так называемого постсоветского пространства, вернуть даже Украину в ее сферу влияния, если при этом Путин согласится, скажем так, сокращать свое сотрудничество с Китаем и увеличивать взаимодействие в сфере безопасности, в том числе с Соединенными Штатами», – заключил М. Яли.
В то же время, по мнению российского политолога, эксперта по странам СНГ Аслана Рубаева, некий прорыв в переговорах возможен, если стороны смогут пойти на компромиссы.
«На первый взгляд, перспективы переговоров России и Украины в Турции, несмотря на заявление Фидана о готовности Москвы, остаются туманными. Подтверждение участия еще не гарантирует конструктивного диалога и достижения компромиссов. Среди факторов, снижающих оптимизм, – то, что на данный момент позиции России и Украины по ключевым вопросам (территориальная целостность, безопасность, гарантии) остаются диаметрально противоположными. Без готовности к взаимным уступкам переговоры обречены на провал, а после неоднократных срывов предыдущих попыток уровень доверия между сторонами крайне низок. Любые договоренности будут подвергаться сомнению и проверке на прочность.
Тут в минус играет и внешнее влияние: позиция западных союзников Украины и их готовность поддерживать Киев в дальнейшем оказывают значительное воздействие на переговорный процесс. Запад держит жесткую провоенную позицию, а в Украине существуют силы, заинтересованные в продолжении конфликта и не готовые к компромиссам», – отметил политолог.
Однако, по его мнению, есть и дающие надежду факторы, и один из них – это посредничество Турции: «Как страна, имеющая хорошие отношения с обеими сторонами, она может сыграть важную роль в организации и поддержании переговорного процесса».
Усталость от конфликта, считает политолог, тоже играет на руку успеху переговоров, поскольку продолжающиеся военные действия приводят к огромным человеческим и экономическим потерям обеих стран. Рано или поздно осознание необходимости прекращения конфликта может стать стимулом для поиска компромиссов.
«Угроза дальнейшей эскалации, в том числе с применением оружия массового поражения, также подталкивает стороны к поиску дипломатического решения. Так что, на мой взгляд, шансы на успех переговоров в Турции невелики, но и исключать их полностью нельзя. Многое будет зависеть от готовности сторон к пересмотру позиций и уступкам, а также от внешних факторов и внутриполитической обстановки. Переговоры, пусть даже без немедленного прорыва, могут стать важным шагом к деэскалации конфликта и созданию основы для будущего мирного урегулирования», – резюмировал А. Рубаев.