Курс рубля и лиры: последствия для Азербайджана Обзор Caliber.Az
Конец июня запомнился серьезными проблемами на монетарных рынках ключевых торгово-экономических партнеров Азербайджана – России и Турции. Продолжающееся уже более двух лет обесценивание турецкой лиры вновь усилилось в июне, несмотря на предпринимаемые в последнее время попытки корректировки курса за счет повышения учетной ставки. В первой половине 2023 года наблюдалась высокая волатильность и курса российского рубля, лишившегося четверти стоимости относительно доллара США, и этот негатив лишь усилился в июне. Ослабление валют ведущих торговых партнеров не может не влиять на экономические процессы в нашей стране и наряду с удешевлением импорта сужает возможности для отечественного экспорта, в определенной мере ограничивая и потенциал въездного туризма.
Между тем в последние месяцы волатильность курса главной резервной валюты мира – доллара США заметно сократилась, что во много является итогом последовательной работы Федеральной резервной системы (ФРС) США, ужесточающей денежно-кредитную политику со второй половины прошлого года. Поступающие в июне данные свидетельствуют об устойчивости экономики США, причем угроза рецессии более не представляется неизбежным сценарием, как это ожидалось в конце прошлого года. В этой связи глава ФРС Джером Пауэлл на днях подтвердил, что американский регулятор не завершил цикл ужесточения денежно-кредитной политики, и весьма вероятно, что к концу июля параметры учетной ставки будут еще более повышены, что свидетельствует о неизменности курса на «дорогой доллар». Эту версию подтверждает и все еще достаточно высокий уровень инфляция в США - больше, нежели ожидалось в годовых прогнозах. По словам Д.Пауэлла, высокие индексы потребительских цен - важнейший аргумент в пользу дальнейшего повышения учетной ставки, и в ФРС видят возможность еще как минимум двух повышений базовых процентных показателей в текущем году.
Само собой, что глобальные процессы не лучшим образом сказываются на других валютах из мировой резервной корзины (евро, фунты, йены), и по экспертным оценкам, в начале второго полугодия они могут еще более ослабнуть. Высокая волатильность и слабость курса евро в отличие от укрепляющегося доллара США вполне объективное явление: экономика Европы в наибольшей степени пострадала от энергетического, продовольственного, транспортно-логистического и иных кризисов последних полутора лет, в основном связанных с российско-украинской войной и санкционным противостоянием, а также потерей компаниями из ЕС активов и рынков сбыта в РФ.
Особым же испытаниям текущий год подверг российскую национальную валюту: за первое полугодие рубль подешевел на 25% относительно доллара США, причем только за июнь он потерял около 8%. Обесценивание рубля признано одним из худших результатов на мировом валютном рынке, для сравнения: из крупных экономик G20 впереди лишь турецкая лира с почти 40% спадом с начала года относительно вечнозеленого доллара.
В последние дни июня российский рубль продолжил падение, перескочив годовые минимумы: к вечеру 30 июня курс к доллару США перевалил за 89 рублей, обесценилась российская нацвалюта и в отношении евро и юаня. Необходимо напомнить, что несмотря на беспрецедентные западные санкции против РФ большую часть прошлого года российская валюта демонстрировала на удивление низкую волатильность, торгуясь в пределах отметки в 60 рублей за доллар, а незначительное снижение курса было отмечено лишь к середине декабря. Однако в текущем году, особенно в апреле-июне, курсовая устойчивость рубля просто обрушилась: сказался чрезмерный рост зависимости от импорта в силу недостаточного профицита торгового баланса. Потребность в американской валюте возрастала на фоне ухода иностранных инвесторов и вывода капиталов местными компаниями, что усугублялось усиленной дедолларизацией экономики и участившимися биржевыми спекуляциями на валютном рынке. Ну а главную роль в обесценивании рубля сыграли новые санкции ЕС, приведшие к понижению экспортной выручки на фоне снижения биржевых цен на российское нефтегазовое сырье и контракты по нефтепродуктам и топливу, а также потеря значительной части рынков на российские энергоносители. Существенным фактором давления на рубль служит и дефицит бюджета на фоне слабого экспорта и, напротив, возросших потребностей в валюте в связи с расходами на войну и иные актуальные внешние вызовы.
Весьма сложная ситуация сохраняется и на валютном рынке Турции. С 2021 года учетная ставка Центробанка Турции последовательно снижалась. Несмотря на ослабление лиры и высокую инфляцию в стране ставка снизилась с 19% в 2021 до 8,5% к февралю 2023 года, и с тех пор регулятор не шел на повышение процентной ставки, оставляя ее без изменений. Однако в июне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назначил главой Центробанка Хафизе Гайе Эркан, которая почти десять лет проработала в Goldman Sachs, и этот шаг означает переход к традиционной политике сдерживания инфляции и укрепления курса нацвалюты посредством повышения ставки рефинансирования с целью привлечения иностранных инвесторов, покинувших страну. В то же время Центробанк Турции смягчил регулятивные требования, введенные ранее с целью стимулирования частных лиц и бизнеса к сокращению долларовых вложений и увеличению депозитов в турецких лирах. Был пересмотрен механизм, требовавший от банков резервировать активы в лирах в размере 10% от суммы депозитов в иностранной валюте - согласно новой версии, этот параметр понижен до 5%.
Однако ожидать мгновенной положительной реакции финансового рынка на попытки корректировки монетарных механизмов не приходится. Так, 22 июня регулятор повысил ставку рефинансирования впервые за 27 месяцев до 15%, однако ожидаемой устойчивости для нацвалюты добиться не удалось - курс доллара впервые в истории превысил 24 турецкие лиры. А к 30 июня турецкая нацвалюта и вовсе подешевела до 26 лир за доллар.
Согласно прогнозам экспертов ведущих мировых банковских структур - Goldman Sachs Group, JPMorgan, Morgan Stanley, в Турции в ближайшие месяцы будут предприняты новые шаги по повышению учетной ставки для удержания курса лиры от дальнейшего падения. В свою очередь, аналитики Financial Times и Bloomberg Economics не исключают дальнейшего ослабления российской нацвалюты – рубля.
Каким же образом драматические события минувшего полугодия могут влиять на экономику Азербайджана, для которых Турция и Россия значатся в списке ведущих торговых партнеров, особенно в сегменте ненефтяной экономики? Товарооборот нашей страны с Турцией в минувшем году приблизился к $6 млрд, продолжив пропорциональный рост и в текущем году, поддержанный действующим с 2021 года режимом преференциальной торговли. Удешевление курса лиры, безусловно, скажется на росте турецкого импорта в нашу страну, в том числе за счет растущей год от года электронной коммерции. В то же время укрепление маната к лире не окажет серьезного пагубного воздействия на отечественных экспортеров: заметная часть азербайджанских поставок на турецкий рынок приходится на долю нефтегазового сырья, топлива, продукции нефтехимии и электроэнергии. Ценообразование в данном сегменте зачастую формируется по специальным долгосрочным соглашениям и коррелируется с учетом мировых долларовых цен. Что касается азербайджанского экспорта ненефтяной продукции, то несмотря на 19%-ный рост поставок в январе-мае 2023 года их объем составил $464,6 млн, что ощутимо меньше совокупного энерго-сырьевого экспорта.
Несколько иная картина складывается при рассмотрении товарооборота с РФ - третьим по уровню торговым партнером нашей страны: по итогам января-мая 2023 года азербайджано-российская торговля превысила $1,789 млрд, что на 44,4% больше соответствующего показателя прошлого года. Наблюдаемое в последние дни падение курса рубля, безусловно, скажется на удешевлении поставок от северного соседа, откуда к нам импортируется немалый объем продовольствия, в частности масличной, мясомолочной, зерновой, мучной, кондитерской продукции. Однако российский рынок все еще является главным и для Азербайджана по объемам экспорта ненефтяной продукции: за пять месяцев текущего года в РФ было поставлено азербайджанской ненефтяной продукции на $404 млн с ростом на 53,4%. Дальнейшее падение рубля и укрепление маната, разумеется, не лучшим образом скажется на поставках плодоовощной и иной аграрной продукции из Азербайджана в РФ, а также повлияет на транспортную логистику. С другой стороны, укрепление маната неблагоприятный вариант для развития туристических связей, заметно укрепившихся в последние полтора года. Так, согласно опубликованным на днях исследованиям IT-компании АТОЛ и сервиса путешествий «Туту.ру», Азербайджан признан страной, наиболее посещаемой российскими туристами в текущем году: в региональном рейтинге ТОП 5 наша страна, набрав 15% по наиболее популярными направлениям для граждан РФ, заняла первое место.
Тем не менее вопреки снижению курса лиры и рубля не стоит ожидать какого-либо негатива в отношении устойчивости курса маната. «Наша финансовая система в достаточно равновесном состоянии, банковская система надежная, у страны достаточно большие резервы и очень низкий долг. Поэтому каких-то особых негативных эффектов мы не ожидаем», - заявил на днях министр финансов Азербайджана Самир Шарифов, исключив какое-либо нежелательное воздействие инфляции в Турции на финансовую систему Азербайджана.
Здесь необходимо отметить, что порядка 90% азербайджанского экспорта приходится на энергоресурсы, которые традиционно реализуются на мировом рынке за доллары, создавая приемлемый уровень профицита внешней торговли и платежного баланса. Собственно, поэтому, в отличие от глобального энергетического кризиса 2014-2017 годов, в 2021-2022 годы и в первой половине 2023-го курс азербайджанского маната остался непоколебим, и несмотря на бушующую в мире инфляцию ситуация на валютном рынке нашей страны в целом остается стабильной. А главное, в отличие от многих внешнеторговых партнеров, Азербайджану пока удается избегать тяжелейшей беды – монетарной инфляции. Этому способствовали предпринятые в прошлом году Центробанком меры по удержанию макроэкономической устойчивости: использовались различные монетарные и денежно-кредитные механизмы, обеспечившие устойчивость маната – важнейшего антиинфляционного фактора. Равновесие на валютном рынке укрепляет основной якорь стабильности цен и в определенной мере нейтрализует импортируемую инфляцию. Все это в совокупности делает финансовую систему нашей страны достаточно прочной и создает определенный барьер, препятствующий влиянию негативных процессов, происходящих ныне на экономическом пространстве постсоветских стран и Турции.