«Милтон» против «Рамштайна» Точка зрения Теймура Атаева
Согласно информации «Шпигель», запланированная на 12 октября встреча контактной группы по Украине на авиабазе «Рамштайн» переносится на неопределенное время. Хотя, как ранее сообщалось, именно здесь Владимир Зеленский должен презентовать киевский «план победы». По его словам, с учетом предварительных планов Украины и ее союзников подписать новое соглашение о безопасности, в ходе подготовки ко встрече «стороны обсуждают такие вопросы, как комплектование бригад; вооружение и техника для солдат; закупки и поставки». Потому данный Рамштайн «будет особенным, и украинские партнеры получат все детали, все аргументы, как обеспечить результаты в ближайшие месяцы и на фронте, и в дипломатической работе».
Однако 8 октября президент США Джо Байден отказался принять участие на саммите, сославшись на приближающийся к Флориде ураган «Милтон». Следом аналогично поступил и госсекретарь США Энтони Блинкен. Как по горячим следам заявили отдельные эксперты, «ураганные страшилки» — не более чем отмазка для главы Белого дома посетить Рамштайн, где он должен был председательствовать. По их убеждению, Байден просто не хотел во всеуслышание ответить отказом на просьбу Зеленского разрешить наносить удары западным дальнобойным оружием по территории РФ. Параллельно обращается внимание на то, что «план победы», который Зеленский ранее презентовал в США и пока еще официально не обнародовал, не вызвал особого энтузиазма у партнеров, включая обоих кандидатов в президенты США. Лишь по линии Госдепартамента США было заявлено о содержании в плане «ряда продуктивных шагов, по которым Вашингтон будет взаимодействовать с Киевом».
Другое дело, что сегодня и сейчас западные информресурсы всё более громогласно стали формировать в читательской среде мысли о возможности решения российско-украинского противостояния по формуле: «вступление в НАТО в обмен на отказ на определенное время от территорий, захваченных Россией». Элементарно, подзаголовок недавней редакционной статьи в Financial Times от 5 октября звучит следующим образом: «Гарантии безопасности должны будут подкрепить любое мирное соглашение, в котором Россия сохранит контроль над украинскими землями». Как отмечается в материале, если новая стратегия Зеленского состоит в получении от союзников помощи для укреплении позиции Киева в военно-дипломатическом плане в целях «принуждения Москвы сесть за стол переговоров», то западные дипломаты и «всё больше украинских чиновников» приходят ко мнению, что «значимые гарантии безопасности могут стать основой для урегулирования путем переговоров, по результатам которых Россия сохранит фактический, но не юридический контроль над всей или частью украинской территории, занимаемой ею в настоящее время». Правда, при этом конкретизируется отказ сторонников данного варианта от «признания суверенитета России над незаконно захваченными с 2014 г. территориями, что серьезно подорвало бы международный правопорядок». Вместо чего «предлагается как бы молчаливое согласие на возвращение этих земель в будущем дипломатическими средствами». И хотя в статье данный нюанс характеризуется «чувствительным вопросом для украинцев, будучи для них табу», формула «уступка территорий в обмен на членство в НАТО» может быть «единственно верным решением». В свете чего приводятся слова президента Чехии, экс-генерала НАТО Петра Павла о том, что даже в случае «демаркации границы мы можем рассматривать это временным фактором — с предусмотрением принятия Украины в НАТО с территорией, подконтрольной ей». Причиной происходящего американский историк Мэри Саротт определяет «явное отсутствие у Запада стратегии для обеспечения победы Украины, что создает огромные препятствия на пути Киева к НАТО».
Именно в таком развитии событий аналитики усматривают подоплеку осторожных заявлений на сей счет со стороны ведущих мировых политиков, чего ранее не фиксировалось. К примеру, Камала Харрис отметила, что вопрос расширения НАТО и включения в него Украины «она планирует решать по мере поступления». Экс-глава НАТО Йенс Столтенберг же в более открытой форме предположил возможность потенциального получения Украиной членства в НАТО «даже при сохранении части ее территории под оккупацией России». По его словам, «просто нужна линия, которая определяет, где может быть применена ст. 5 устава НАТО о взаимной обороне, т. е. Украина должна контролировать всю территорию до этой границы». Вполне понятно, что на посту генсека НАТО Столтенберг избегал формулировок такого плана. Аналогично поступает и нынешний глава альянса Марк Рютте, отказавшийся отвечать на вопрос журналистов о теоретическом вступлении Украины в НАТО без части ранее принадлежавших ей территорий: «Я не хочу спекулировать на этом».
Естественно, в корне иную позицию в данном вопросе занимает Будапешт. Так, министр ИД Венгрии Петер Сийярто вообще исключил возможность «вступления Украины в НАТО», тем более что, по его словам, «за закрытыми дверями эту позицию разделяет большинство членов альянса». Как он выразился, решение о вступлении Украины в НАТО «может спровоцировать Третью мировую войну».
Возможно, именно данные телодвижения Запада, фактически отказывающегося от своей первоначальной (во всяком случае, перманентно декларируемой) позиции о «безоговорочной поддержке Украины столько, сколько нужно, до победного конца», подвели официальный Киев к объявлению о том, что второй саммит мира по Украине, запланированный на ноябрь, не состоится.
Кроме того, некоторые СМИ тиражируют информацию о готовности канцлера Олафа Шольца к переговорам с президентом России Владимиром Путиным, если, конечно, «речь будет идти о справедливом и устойчивом мире». В целом, смена риторики Берлина в этом направлении стала фиксироваться в преддверии региональных выборов в Бранденбурге, когда после сокрушительного поражения в других восточногерманских землях (Саксония и Тюрингия) возглавляемые Шольцем социал-демократы практически переоделись в тогу «Альтернативы для Германии», взяв на вооружение их антивоенные лозунги. К слову, в Бранденбурге победу праздновали как раз социал-демократы, смягчившие военную риторику. Как бы то ни было, по словам серьезных экспертов, мир в очередной раз становится свидетелем кульбита со стороны Запада в аспекте отказа от своих первоначальных заверений в «полной поддержке» той или иной страны.
Развитие событий не за горами.