Молдова и Грузия: первые признаки разочарования в Европе Евроскептицизм кандидатов
20 октября 2024 г. может войти в историю как «знаковый день» относительно геополитических устремлений некоторых стран постсоветского пространства. В этот день стало очевидно, что «европейская идея» теряет популярность в странах, получивших статус «кандидатов в ЕС» – Грузии и Молдове.
Несмотря на то, что к акции «Грузия выбирает ЕС» в Тбилиси присоединилась действующий президент Саломе Зурабишвили, в нем приняли участие явно меньше людей, чем на то рассчитывали организаторы. Предполагалось, что изначально большую часть участников акции составит молодежь, но, судя по кадрам из Тбилиси, снятым 20 октября 2024 г. в начале марша «Грузия выбирает ЕС», значительную часть участников составляли люди среднего и пожилого возраста, в которых легко было распознать свезенных со всей Грузии «штатных» партийных функционеров и активистов.
Молодежь «подтянулась» в центр Тбилиси уже с наступлением темноты, но ее, похоже, влекли не столько идеи евроинтеграции, сколько возможность вечернего времяпрепровождения. Относительно прохладная осенняя погода количество участников акции уменьшила, в итоге «проевропейская демонстрация» оппозиции оказалась более малолюдной, чем «пик» весенних акций и протестов против закона «об иноагентах». Операторам оппозиционных и западных ресурсов и СМИ приходилось выбирать «ракурсы», чтобы снять «многотысячное единение грузинского народа за европейский выбор». Но даже самые «тщательно подобранные» кадры с площади Свободы в Тбилиси показывают, что в разгар «проевропейского» митинга примыкающие к площади улицы были практически пусты. Для прозападной оппозиции это показательный сигнал – зачастую ее сторонники еще менее охотно ходят на избирательные участки, чем на митинги.
Однако, ещё более показательными стали прошедшие в тот же день в Молдове выборы президента и референдум за евроинтеграцию. Ещё 2–3 месяца тому назад большинство аналитиков предполагали уверенную победу действующего проевропейского президента Майи Санду уже в первом туре, а также уверенное большинство голосов «за» на референдуме по внесению в Конституцию Молдовы положения о стремлении Молдовы в ЕС. Однако результаты голосования оказались неожиданными. По итогам подсчёта почти 98% голосов у действующего «проевропейского» президента Майи Санду оказалось 42%, а у ее ближайшего соперника, бывшего генпрокурора Александра Стояногло — 26,36% голосов. Санду, несмотря на пропаганду и поддержку ЕС, однозначно не смогла одержать победу в первом туре.
Еще показательнее стали итоги референдума за евроинтеграцию Молдовы. После обработки 98% протоколов за включение европейского вектора в Конституцию проголосовали 49,89% избирателей, а против — 50,11%. Однако после этого началась мощная DDoS-атака на сайт ЦИК Молдовы, и сторонники евроинтеграции незначительно вырвались вперёд - 50,4%. По опросам накануне референдума более 55% поддерживало курс Молдовы в ЕС, и около 35% выступали против. Поэтому «натянутые» 50% голосов за «евроинтеграцию» при фактически таком же проценте против — это однозначно поражение проевропейских и прозападных сил в Молдове.
Проходящий во второй тур Александр Стояногло идет на выборы от Социалистической партии Молдовы. Лидер социалистов, экс-президент Игорь Додон, в этот раз в выборах не участвовал, так как имеет достаточно большой антирейтинг. По национальности Александр Стояногло гагауз. В качестве независимого кандидата он ранее дважды баллотировался на должность башкана (главы) автономной Гагаузии: в 2006 году в первом туре он набрал 6025 голосов (10,58 %), что оказалось недостаточным для участия во втором туре; в 2015 году в первом туре он набрал 3174 голоса (4,98 %), что снова не позволило ему выйти во второй тур. После того как в 2019 г. Александр Стояногло занял пост Генерального прокурора Молдовы, его известность и популярность резко возросли. Он проявил себя как последовательный борец с коррупцией в высших эшелонах власти Молдовы. Александр Стояногло находился в конфликте с Майей Санду после того, как она стала президентом страны, и ее усилиями был отстранен от должности генпрокурора. Он также известен своим евроскептицизмом, поддержкой православной церкви и традиционных ценностей, является сторонником углубления сотрудничества Молдовы со странами ЕАЭС.
Прохождение тюрка-гагауза Александра Стояногло во второй тур президентских выборов в Республике Молдова, а также его очень высокие шансы стать президентом страны позволяет говорить об определенной тенденции «тюркского ренессанса» в странах, где доминирует нетюркское население. Совсем недавно президентом Ирана стал тоже азербайджанец Масуд Пезешкиан. Конечно, это можно считать «случайным совпадением», но реально в Евразии сегодня происходит выстраивание тюркской оси государств, к которой начинают тяготеть и страны, где доминируют нетюркские народы. Тюрки во главе таких государств воспринимаются населением как дополнительный фактор для более тесного и взаимовыгодного сотрудничества с динамично развивающимся тюркским миром.
И, безусловно, за Александра Стояногло голосовали евроскептики. Учитывая результаты референдума по вопросу евроинтеграции (где приходится изо всех сил «натягивать и рисовать» голоса «за Европу»), можно предположить, что во втором туре президентских выборов Александр Стояногло наберёт намного больше голосов, чем в первом.
Результаты первого тура президентских выборов и референдума в Молдове показывают, что «евроскептицизм» начинает доминировать в настроениях населения стран, имеющих статус кандидатов в ЕС. Есть вероятность, что такие же тенденции проявятся и на голосовании в Грузии 26 октября 2024 г. Выборов и референдумов пока не проводится в имеющей аналогичный статус кандидата в ЕС Украине, но и здесь, судя по комментариям в соцсетях, евроскептицизм нарастает.
Всё это даёт той же «Грузинской мечте» серьезные шансы на победу на парламентских выборах 26 октября 2024 г. Но гораздо важнее для грузинской партии власти будет «легитимизировать» и удержать свою весьма вероятную победу, поскольку прозападная оппозиция готовится к тому, чтобы не признавать свое поражение и попытаться осуществить силовой «улично-майданный» сценарий смены власти.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az