Москва-Астана: операция «Дезинтеграция»? Казахстанские эксперты на Caliber.Az
Казахстан начал «притормаживать» свое участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)․ Об этом на днях заявил посол по особым поручениям МИД РФ, старшее должностное лицо России в АТЭС Кирилл Барский во время круглого стола на тему «Азиатско-Тихоокеанский вектор внешней политики Российской Федерации в контексте современных геополитических изменений» в Совете Федерации.
«У нас есть проблемы в том числе внутри нашего союза: в последнее время Казахстан начал «притормаживать» и свое участие в Евразийском экономическом союзе, и работу по большой Евразии, это очень тревожный сигнал», - сказал Барский.
Другая новость заключается в том, что Казахстан заморозил совместный проект между своим АО «Транстелеком» и российской компанией «Безопасная информационная зона» («Бизон») стоимостью около $39 млн. Об этом сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на источники. «Бизон» — партнер Сбербанка РФ, ранее входивший в его структуры. Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов сообщил газете, что остановка проекта могла быть связана с решением казахской стороны самостоятельно развивать кибербезопасность.
Консультант ПИР-Центра Олег Шакиров, в свою очередь, напомнил, что Казахстан сворачивает сотрудничество со Сбербанком и его структурами с начала военных действий в Украине. Так, отмечает эксперт, еще в апреле страна отказалась от партнерства с банком в сфере цифровизации госсектора, которое было заключено на ВЭФ-2021 при участии президентов Путина и Токаева.
«В целом Казахстан для России по-прежнему дружественная страна, но на таких примерах видно, как она дистанцируется, чтобы избежать последствий для себя», — добавил эксперт.
Отметим, что ранее в связи с геополитической обстановкой в Министерстве цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК сообщили, что Казахстан модернизирует систему электронного правительства собственными силами.
Интересно, о чем свидетельствуют эти сигналы? Руководство Казахстана проверяет Россию на прочность в стремлении отдалиться от сотрудничества с ее нынешним режимом? Трудно осуждать такое стремление, если учесть, что власти РФ уже развязали агрессию против одного из своих крупных соседей. Удастся ли Казахстану безболезненно покинуть в перспективе все объединения, заточенные на подчиненность Москве?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили казахстанские эксперты.
«Ну, во-первых, это российская привычка - обвинять Казахстан в «торможении» интеграции, - отметил политический обозреватель Газиз Абишев. - На самом деле казахстанское политическое руководство всегда обозначало, что дальше взаимовыгодного экономического сотрудничества дело не пойдет. Ни о какой политической интеграции, даже скрытой - через передачу излишнего числа суверенных полномочий на наднациональный уровень - речи не идет. Единая валюта, единая финансовая политика и прочее - на все это на нынешнем этапе можно не надеяться, но некоторые российские чиновники надеются - и потому считают, что Казахстан тормозит».
По его словам, очевидно, что военное вторжение в Украину спровоцировало совершенно ожидаемое международное санкционное давление на Россию. Казахстан не желает подпадать под пресс вторичных санкций, и рисковать важными проектами - поэтому ставит их на паузу до разрешения ситуации. Довоенные договоренности предстают в ином свете, и отдавать сотни миллионов долларов ради того, чтобы поддержать российские проекты - было бы глупо со стороны Казахстана, считает эксперт.
Проблема в том, что Казахстан географически заблокирован, и чрезмерная прыть в высвобождении из интеграционных союзов может нанести больше вреда, чем пользы, отмечает при этом Г.Абишев.
«Поэтому Астана действует предельно осторожно, выверяя каждый шаг. Украина продемонстрировала, что в отношениях с амбициозным экспансионистским режимом с ядерной бомбой за право полной свободы действий приходится платить десятками тысяч жизней сограждан с неоднозначными перспективами. Казахстан пока не готов оплачивать гарантированный счет за негарантированный результат, потому предпочитает осторожные дипломатические методы, предоставляя фундаментальным фоновым факторам - международному давлению, демографическому росту у нас и демографической стагнации в РФ - делать свое дело», - сказал политолог.
«Сейчас несколько факторов влияют на отдаление Казахстана от России по ряду направлений - война в Украине, санкции и изоляция России, - отметил в свою очередь казахстанский политический аналитик Димаш Альжанов. - Действия России значительно подорвали положение этой страны в Центральной Азии и поставили под вопрос перспективу ее политических и интеграционных проектов - ЕАЭС и ОДКБ. По ряду направлений отдельные соглашения утратили актуальность, а другие обросли дополнительными рисками, как в случае с платформой Сбербанка. Сотрудничество в этом направлении, с одной стороны, стало токсичным из-за санкций, а с другой - создает риски протестов внутри страны для Токаева после того, как он попросил помощи у Путина чтобы удержать власть.
Полагаю, что по мере ослабления российской экономики, вопрос выхода или пересмотра соглашений с Россией в рамках ЕАЭС назреет. Уже сегодня видные представители экспертного сообщества и отдельные политики продвигают этот вопрос в политическую повестку».
Самир Ибрагимов