«Москва ставит диалог с Ереваном на паузу» Ткаченко и Нейжмаков на Caliber.Az
На этой неделе в Москве состоялись мероприятия в рамках ОДКБ, однако Армения вновь не приняла в них участия. Ее отсутствие еще раз подтверждает мнение о том, что Ереван решительно настроен на бойкот военно-политических связей с Россией.
Как в Москве оценивают столь явный демарш Армении? Какие механизмы для приведения Еревана в чувство могут быть использованы Москвой?
В беседе с Caliber.Аz доктор экономических наук, профессор СПбГУ, российский политолог Станислав Ткаченко заметил, что «удивление в России относительно дрейфа армянской дипломатии в направлении «от России» давно прошло и сменилось все более заметным раздражением». Это касается, по его мнению, как контактов между правительствами двух государств, так и взаимодействия парламентариев.
«В России, как представляется, позицию Армении в отношении сворачивания диалога с Россией и другими союзными ей государствами склонны объяснять двумя причинами.
Во-первых, нынешнему поколению руководителей в Ереване соблазнительно сделать Россию и руководимые ею структуры (прежде всего ОДКБ) виновными в провалах армянской внешней политики последних лет, самым ярким из которых стало разрешение Карабахского конфликта по худшему для национально-ориентированной армянской элиты сценарию военного поражения и бегства из региона.
Во-вторых, осознавая снижение электоральной поддержки и разочарование значительной части армянского общества в деятельности «реформаторов», ассоциируемых с Пашиняном, в Ереване сделали ставку на коллективный Запад как возможного защитника интересов Армении в противостоянии с Азербайджаном. Эта ставка рискованная и со стратегической точки зрения совершенно бесперспективная, что подтверждается примерами Украины и Молдовы», - подчеркнул российский политолог.
Но у Пашиняна и его ближайшего окружения, как считает Ткаченко, сохраняется иллюзия того, что ставка на Брюссель и Вашингтон поможет Еревану выиграть время, а в будущем может произойти чудо, которое изменит итоги Карабахского конфликта или негативное отношение граждан Армении к своим лидерам.
По мнению нашего собеседника, сейчас в Москве, похоже, решили поставить диалог с Ереваном на паузу.
«Обсуждать ничем не обоснованные заявления о какой-то «вине России в карабахской катастрофе» там больше не хотят, все уже сказано. А новых тем в разговоре не появляется, видимо, по совету, который Ереван получает из ЕС и США. Сейчас в Кремле и российском МИДе с интересом ждут, когда же в Ереване осознают гибельность нынешнего курса для безопасности Армении. Поэтому отказ в парламентском диалоге лишь служит подтверждением того, что позиция Еревана не изменилась. В Москве об этом уже не сожалеют, а просто с интересом наблюдают за разворачивающейся в Ереване драмой», - сказал С. Ткаченко.
В то же время, как считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций, российский политолог Михаил Нейжмаков, отсутствие делегации Армении на заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ — один из сигналов о сохранении разногласий между Москвой и Ереваном. Но вместе с тем наблюдаются и попытки обеих сторон вести диалог на фоне очевидного охлаждения отношений.
«Например, 14 декабря 2023 года в Ереване состоялись двусторонние консультации представителей Министерства высокотехнологической промышленности Армении и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, по сути, коснувшиеся разногласий двух сторон по поводу вещания российских телеканалов в Армении. Как известно, ряд сюжетов в эфире российских телеканалов (например, выпуск программы «Куклы наследника Тутти», посвященный Николу Пашиняну) вызвал резкую реакцию в Ереване. Большую часть осени и в начале декабря 2023 года в прессе Армении довольно активно обсуждалась вероятность исключения российских телеканалов из Общественного мультиплекса страны. Тем не менее, комментарии для СМИ министра высокотехнологической промышленности республики Роберта Хачатряна после указанных консультаций позволяют сделать вывод, что пока о такой мере речь не идет, а Москва и Ереван достигли компромисса по этим вопросам», - заметил российский политолог.
Также, по его словам, хотя Россельхознадзор заявлял о претензиях к ряду поставляемых из Армении продовольственных товаров, в конце ноября 2023 года отметив «резкое увеличение нарушений» в сфере поставок из Армении продукции растениеводства, в начале декабря в Москве прошли переговоры между руководителем Россельхознадзора и главой Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов Армении, где стороны пытались смягчить разногласия и найти общий язык.
По его мнению, стоит учесть и тот факт, что параллельно с Парламентской ассамблеей ОДКБ в Москве, в Ереване состоялось заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Арменией под председательством вице-премьера Армении Мгера Григоряна и вице-премьера РФ Алексея Оверчука, где стороны обсуждали разблокирование транспортных коммуникаций в регионе.
«То есть, несмотря на неучастие армянской делегации в работе ПА ОДКБ и сохраняющиеся разногласия между Москвой и Ереваном, пока мы наблюдаем определенную интенсивность контактов сторон. Это не значит, что охлаждение между сторонами вновь не может усилиться, а диалог свестись к минимуму. Все же, здесь на ситуацию тоже может оказывать влияние «эффект конца года», когда стороны не хотят завершать политический сезон, не оставив возможностей для диалога на будущее. Но, тем не менее, и по поводу участия Армении в деятельности ОДКБ в ближайшее время (если не появятся новые острые поводы для разногласий сторон) мы скорее будем наблюдать попытки поиска компромисса, чем «тотальную дипломатическую войну», - резюмировал М. Нейжмаков.