Москве удобно решать вопросы в регионе не с Ереваном, а с Баку По визиту Лаврова в Азербайджан
Нынешний двухдневный визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Азербайджан, хотя и был приурочен к годовщине подписания между нашими странами Декларации о союзническом взаимодействии (22 февраля 2022 года), показал и то, что в вопросах регионального сотрудничества в настоящее время Москва отдает предпочтение Баку, а не Еревану.
Говорит об этом и то, что ни до, ни после Баку Лавров не посетил Ереван, как это традиционно происходило в рамках прежних его визитов на Южный Кавказ. А причиной всему все более откровенно прозападная политика Еревана, особенно наглядно проявившаяся на фоне недавнего прибытия в Армению европейской миссии. Естественно, отнюдь не простые армяно-российские отношения вызвали далеко не столь благоприятную, как прежде, реакцию официальной Москвы.
Совершенно очевидно, что недовольству Кремля политикой Еревана способствует и то, что Армения стремится выбиться из трехстороннего формата урегулирования отношений с Азербайджаном при посредничестве РФ и отдает предпочтение переговорам на европейском треке, преимущественно с участием Франции. В Москве не собираются сносить оскорбление как союзника и посредника, нанесенным ей демаршем Еревана накануне намеченных на декабрь прошлого года трехсторонних переговоров. Тогда Армения демонстративно отказалась от московской встречи, сославшись на очередные небылицы – на этот раз о «блокаде Азербайджаном лачинской дороги» и обрушившейся из-за этого на мифических «120 тысяч армян Карабаха гуманитарной катастрофе». На самом же деле Ереван показал, что не желает конструктивных переговоров, тем более под модераторством именно России, как, впрочем, избегает и выполнения своих обязательств по трехсторонним заявлениям, на чем продолжают настаивать и в Баку, и в Москве. В итоге московские переговоры в декабре прошли с участием главы российского МИД Сергея Лаврова и его азербайджанского коллеги Джейхуна Байрамова при отсутствующем Мирзояне. Тем не менее стороны договорились о динамике работы по реализации трехсторонних заявлений лидеров России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года, а также 31 октября 2022 г.
В сложившейся ситуации напрашиваются два вывода: если ранее Россия в одинаковой мере призывала Армению и Азербайджан к нормализации отношений, то сейчас для достижения поставленных целей и заключения мирного договора у Москвы есть веские основания оказать давление на Ереван, используя собственные рычаги воздействия.
И по сути, Москва уже твердо взяла на вооружение главный политический аргумент в пользу Баку - Азербайджан по итогам войны в Карабахе 2020 года вернул территории, которые ему принадлежат. Это один из главных посылов недавнего заявления Сергея Лаврова в интервью телеканалу «Россия- 24».
«Территории Азербайджана были оккупированы Арменией, Азербайджан вернул свои земли», - подчеркнул глава МИД РФ, адресовав этот месседж в первую очередь Еревану и заодно напомнив ему, что Армения и сама признала территориальную целостность Азербайджана.
Таким образом, Россия, четко озвучив вопросы, представляющие принципиальную важность и для нее, и для Баку, дала понять Еревану, что будет и дальше придерживаться объективности в вопросах региональной повестки в постконфликтный период. Эта же политика Москвы просматривается в вопросах открытия важнейших транспортных артерий в регионе, в частности Зангезурского коридора, чему всячески препятствует Армения.
Сомневаться в том, что армянская сторона видит альтернативу миру с Азербайджаном в торпедировании переговоров, внедрении деструктивных сил в регион, культивированию реваншистских настроений и новой войне, в общем-то не приходится. Все, что предпринимает сегодня Ереван идет вразрез с интересами Москвы, которой явно не нужно присутствие в Армении на целых два года иностранных эмиссаров. Москве как никогда необходимо достижение мирного договора между Баку и Ереваном исключительно под собственным модераторством и желательно в ближайшие сроки. Это позволит ей сохранить свое влияние в стратегически значимом регионе и в то же время увеличит ее политическую значимость как миротворца, что особенно необходимо сейчас, когда она по уши погрязла в войне с Украиной.
Вместе с тем, учитывая приверженность Баку миру, выполнению трехсторонних заявлений, усиление российско-азербайджанского сотрудничества сулит благоприятную перспективу для всего региона как с точки зрения его безопасности, так и торгово-экономических отношений, а Декларация о союзническом взаимодействии - это еще и возможность согласовывать шаги по реализации мирной перспективы.
В такой контекст полностью укладываются и заявления Сергея Лаврова, озвученные им в Баку: региональная безопасность остается самой актуальной темой в отношениях АР и РФ не только в двустороннем плане, но и в многостороннем; только углубление союзнического сотрудничества между Азербайджаном и Россией придаст позитивный импульс всему региону.
В этой связи президент Азербайджана на встрече с Лавровым указал на особую роль, которую играет Москва в армяно-азербайджанском урегулировании, отметив, что в Баку настроены позитивно и конструктивно работать и с армянской стороной, и с российской, чтобы поскорее перевернуть страницу вражды и вернуть на Южный Кавказ мир. Однако, как показывает деструктивная политика Еревана, армянские власти отнюдь не готовы к аналогичным реалиям мирного будущего региона.
Нынешнюю приоритетную для Москвы позицию Баку подтвердил в беседе с Caliber.Az и российский эксперт по вопросам Южного Кавказа и Ближнего Востока, общественный деятель и публицист Дмитрий Верхотуров, который особо отметил, что Баку, в отличие от Еревана, выполняет достигнутые договоренности и соглашения, благодаря чему добивается прогресса в своей внешней политике.
«А вот насчет Еревана у Москвы нет такой уверенности. Поэтому Лаврову удобно разрешать ряд вопросов, связанных с Кавказом, Каспием, через бакинскую линию, что он, в принципе, и делает. Поэтому нет сомнений, что российско-азербайджанские отношения будут и дальше динамично развиваться по целому ряду вопросов. А судя по желанию Лаврова вести переговоры в формате режима «три плюс три» со всеми странами Кавказа, по всей видимости, МИД РФ рассматривает азербайджанскую линию как средство для общего улучшения обстановки в этом регионе», - сказал Верхотуров, добавив, что на определенных условиях Баку может стать модератором этого желательного для Москвы политического процесса.