Мыльный пузырь армянского экономического бума: проекты СЭЗ потерпели фиаско Обзор Caliber.Az
Несмотря на отчаянные попытки придать импульс процессу модернизации армянской промышленности, ситуация в республике не меняется в лучшую сторону. И хотя статданные по экономике говорят о росте, попытки правительства Армении капитализировать промышленность за счет привлечения зарубежных компаний в свободные экономические зоны (СЭЗ) не увенчались успехом. Целевые государственные льготные кредиты на модернизацию предприятий списываются по разным статьям, нет новых инвесторов в действующих армянских СЭЗ, и столь же безрезультатны усилия привлечь резидентов в новые кластеры, которые намеревались создать в Мегри и Гюмрю.
Вопреки стремлению правительства Никола Пашиняна реформировать постпандемическую экономику страны, потерпевшей в 2020 году сокрушительное военное поражение, так и не удалось преодолеть застарелые барьеры, три десятка лет мешающие «абрикосовой» республике полноценно интегрироваться в хозяйственное и инфраструктурное пространство региона. Невовлеченность Армении в региональную систему разделения труда, отсутствие выхода к транспортным хабам и источникам доступной энергии, сложности с доступом к дешевому сырью и комплектующим уже многие десятилетия оборачивается снижением рентабельности и удорожанием себестоимости производства, что лишает «страну камней» перспектив превратиться в сколь-нибудь заметного регионального экспортера.
Все перечисленные проблемы никуда не делись даже несмотря на позитивную экономическую статистику последнего периода, которую армянское правительство усиленно пиарит, пытаясь выдать за реальные глубинные сдвиги в развитии страны. Так, согласно официальным статданным, рост экономической активности в Армении за три квартала текущего года возрос до 14,1% годовых (с 4,4% годом ранее), сопровождаясь высоким ростом экспорта и импорта. Казалось бы, вполне достойный результат, но как известно, дьявол кроется в деталях.
Во-первых, все подсчеты Национального статистического комитета (НСК) Армении ведутся с «низкой базы» - обвального состояния национальной экономики в период 2020-2021 годов, и если оценивать динамику роста не в процентах, а в абсолютных цифрах, ориентируясь на показатели докризисного 2019 года, то станет ясно, что данные по деловой активности не столь позитивны, как кажутся на первый взгляд. Во-вторых, в текущем году в армянской экономике не наблюдалось никаких фундаментальных перемен, свидетельствующих о ее качественном изменении. На рост деловой динамики оказали влияние три внешних фактора - увеличение донорской помощи со стороны ЕС, существенный приток туристов и релокантов из находящейся под санкциями России, а также рост торговых операций с РФ. Причем последнее связано не с ростом поставок продукции армянских предприятий или агропрома (сельское хозяйство и вовсе продемонстрировало спад на 0,7%), а с превращением Армении в перевалочную базу для реэкспорта в РФ зарубежной продукции и оборудования в обход западных санкций. В частности, согласно данным НСК за три квартала этого года, армянский экспорт вырос на 63,8%, причем тройку лидеров за отчетный период возглавляет Россия - $1,405 млрд, рост в 2,4 раза. Учитывая плачевное состояния местной промышленности, в особенности аграрного сектора, кратное увеличение армянского экспорта в РФ было бы попросту технически невозможно. А приведенные цифры объясняются очень просто: при попустительстве стран ЕС, в основном «сестринской» Франции, закрывающих глаза на нарушения Ереваном режима международных ограничений на торговлю с Москвой, армянские торговые структуры, не опасаясь вторичных санкций, наладили массовый реэкспорт подсанкционных товаров, комплектующих и оборудования в Россию.
«Несмотря на благозвучность статданных за три квартала текущего года по росту экономической активности в 14,1% годовых, в реальности они несут в себе существенные риски, поскольку обусловлены внешними факторами - ростом визитеров со «своими кошельками», увеличением международной донорской помощи и так называемой параллельной торговлей», - заявил недавно экс-министр финансов Армении, международный консультант по управлению госфинансами Вардан Арамян. По его словам, реальные темпы роста ВВП страны оцениваются экспертами в пределах 4-4,5%, ну а приведенные статданные обусловлены временными факторами, связаными с ситуацией вокруг Украины. «В долгосрочном плане без каких-то серьезных преобразований, увеличения инвестиционной активности, роста экспортно-ориентированного сектора армянская экономика не сможет устойчиво расти, а при изменении геополитической ситуации мы рискуем оказаться у разбитого корыта», - подчеркнул В.Арамян.
Такие выводы вполне оправданны, и об этом неоднократно писали армянские СМИ. Да и если приглядеться к статистике НСК, станет понятно, что основную долю роста в структуре армянского ВВП в январе-сентябре текущего года обеспечили сфера услуг – рост на 27,1%, торговый сектор - 14,5%, сектор недвижимости - 14,3% и в большей степени туризм и сфера общепита и гостеприимства. В частности, за первые 10 месяцев 2022 года число туристов, приехавших в Армению, составило 1,4 млн человек, 46% из которых пришлось на граждан РФ. Причем если в первой половине года среди них было немало релокантов, то в последнее время это в основном скрывающиеся от мобилизации российские граждане.
Оборотной стороной массового наплыва в страну иностранцев стало высокое давление валютной массы на рынок недвижимости и потребительских товаров: все это разгоняет инфляцию, достигшую в конце сентября 9,9% - год к году. Не менее пагубные последствия для экономики «страны камней» имеет политика Еревана по наращиванию внешних заимствований. В целом за время правления правительства Никола Пашиняна госдолг республики увеличился более чем на 45% и сегодня превышает $9,97 млрд. В частности, в 2021 году госдолг Армении увеличился на $1,3 млрд, или 16%, а в январе-июле 2022 года еще на $748,36 млн. Эта практика продолжилась и в последующие месяцы: недавно подписаны кредитные соглашения с Французским агентством развития (AFD) и Азиатским банком развития на 100 млн евро и 100 млн долларов, соответственно. Международный валютный фонд (МВФ) готовится предоставить Армении кредит в $165,6 млн, также продолжается выплата траншей финансовой помощи Евросоюза в общей сложности, достигающей 2,6 млрд евро.
Однако большая часть внешних заимствований направляется на погашение бюджетного дефицита, и эта донорская помощь растворяется в ведомственном «распиле» казны, почти не отражаясь на финансировании реальной экономики.
Перспективы же привлечения портфельных зарубежных частных инвестиций в промышленный сектор Армении исчезающе малы. В качестве наглядного примера можно привести практически полный провал усилий армянского правительства по создания в стране различного типа СЭЗ. Согласно данным Центробанка Армении, порядка 92,2% льготных госкредитов, выданных бизнесу в 2020-2021 годы в рамках антикризисной программы, было израсходовано на выплату зарплат, коммунальные расходы, закупку сырья и налоговые выплаты. То есть заемные средства практически не использовались для покупки нового оборудования или расширения производства. Более того, армянские производители сегодня столкнулись с проблемой 20%-ного укрепления курса драма к доллару, что заметно снизило привлекательность страны как места локации ориентированных на экспорт промпредприятий.
Отсутствие инвестиционных перспектив особенно заметно на фоне безрезультатных попыток привлечь новых портфельных инвесторов в сформированные в Армении четыре свободные экономических зоны. В созданных десятилетие назад двух СЭЗ – «Альянс» и «Меридиан» до сих пор вложено всего $16,2 млн в микропроекты, и за последние годы не удалось привлечь ни одного резидента с серьезным индустриальным замыслом. А сравнительно новая СЭЗ «Мегри», на которую режим «реформаторов» возлагал столько надежд с оглядкой на инвестиционные посулы Ирана и России, до сих пор не смогла привлечь ни одного резидента. Оно и неудивительно, вокруг зоны «Мегри» уже четвертый год бушуют судебные процессы в связи с незаконно отчужденными земельными участками. В результате вся территория СЭЗ ограничивается 1,7 гектара, и, помимо недостроенного административного здания, здесь не было создано никакой инфраструктуры.
Столь же прискорбна ситуация вокруг другого амбициозного проекта – создания в городе Гюмрю производственно-логистической СЭЗ «Евразийский логистический парк». В Ереване рассчитывали привлечь в этот кластер площадью в 320 гектаров $540 млн зарубежных инвестиций, создав в течение 10-12 лет порядка 56 тысяч новых рабочих мест. Но этим радужным прожектам так и не суждено сбыться: согласно последним данным издания Civilnet.am , все запланированные работы по созданию СЭЗ приостановлены. В списке действующих СЭЗ, размещенном на сайте Минэкономики республики, и в реестре разрешений данные по кластеру в Гюмрю отсутствуют, нет и новых упоминаний и на интернет-странице компании-оператора. Более того, в реестре Комитета госдоходов обязавшаяся построить и запустить первую часть мощностей «Евразийского логистического парка» компания в настоящее время числится как прекратившая свою деятельность. А на спутниковых фотографиях Google Earth хорошо видно, что никакие земляные работы на территории, отведенной под СЭЗ в Гюмрю, не проводились.