Нефть растет на дефиците: Азербайджан вновь в выигрыше Обзор Caliber.Az
На глобальном рынке после длительного периода неустойчивого спроса и волатильности цен зафиксирован рост стоимости нефти. Накануне на лондонской бирже ICE Futures цена октябрьских фьючерсов на марку Brent впервые с ноября 2022 года перевалила психологическую отметку в $90 за баррель. Эксперты связывают эту тенденцию с планами Саудовской Аравии и России продлить добровольное сокращение добычи до конца года, а также ростом спроса на топливо в Китае и усилиями ОПЕК+ оптимизировать добычу. И хотя эксперты международного нефтяного трейдера Gunvor прогнозируют резкий спад спроса в 2024 году, ожидается, что высокие цены скорее всего сохранятся до конца этого года. Пока же рыночный спрос и рост цен на азербайджанскую нефть марки Azeri Light благоприятствует сырьевой отрасли.
С конца прошлого года на глобальном сырьевом рынке сталкивались две противоположные тенденции. С одной стороны, в Европе, Северной Америке, Японии, ряде других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) наблюдались негативные процессы в экономике, связанные с развивающейся глобальной рецессией. На снижении темпов роста ВВП сказывалась борьба с инфляцией, вынуждавшая Центробанки ведущих стран мира резко повысить учетную ставку. В итоге удорожание заемных средств привело к инвестиционному спаду, замедлению производства и сокращению спроса на углеводороды, что, естественно, сдерживало подъем цен на нефть.
С другой стороны, на сырьевую торговлю ощутимо влияло снижение предложения нефти, особенно с учетом принятого в апреле 2023 года решения ОПЕК+ сократить нефтедобычу на 1,66 млн баррелей в сутки до конца текущего года, а также июньского соглашения участников картеля о целевом снижении добычи с 2024 года еще примерно на 1,4 млн баррелей в сутки. А в более широком плане сказывались последствия недофинансирования нефтедобывающего сектора после энергетического кризиса 2014-2018 годов. Так, за последние девять лет добыча нефти в Венесуэле сократилась на 75% в силу технических проблем в отрасли. По данным агентства Bloomberg, в июле сокращалась добыча и на крупном ливийском месторождении «Эль-Шарара», а из-за технических проблем закрылся крупнейший в Африке нефтяной терминал в Нигерии. Санкционное давление на нефтяной сектор России тоже ведет к сокращению добычи, сворачиванию разведки и бурения новых скважин, и по некоторым данным, в 2023-2024 годы спад в нефтяной отрасли РФ может достичь 30%.
Всю первую половину 2023 года указанные факторы взаимно уравновешивали нефтяной рынок, наблюдалась высокая волатильность, но цены менялись в пределах небольшой амплитуды 72-78 долларов США. Однако после длительного периода волатильности цен в июле начался процесс постепенного роста спроса на нефть в Китае и ряде других стран. В то же время сказывался фактор снижающегося предложения. Ну а с пятого сентября сырьевой рынок перешел к уверенному росту: нефть марки Brent поднялась выше отметки в $91 за баррель впервые с ноября прошлого года на фоне сообщения о планах Саудовской Аравии продлить добровольное сокращение добычи в 1 млн баррелей в сутки (б/с) до конца 2023 года. В тот же день вице-премьер России Александр Новак сообщил о готовности РФ тоже продлить добровольное сокращение поставок нефти на мировые рынки (на 300 тыс. б/с) до конца этого года.
На проходящей на этой неделе в Сингапуре международной конференции представителей нефтяной отрасли (APPEC) глава инвесткомпании Black Gold Investors LLC Гэри Росс сообщил, что до конца 2023 года цены на нефть могут продолжить подъем в диапазоне $90-100 за баррель на фоне роста туристической активности в Китае и ограничения добычи странами ОПЕК+. По словам эксперта, объем внутренних авиаперевозок в Поднебесной уже составляет 110% от предшествующего пандемии коронавируса уровня (благополучного 2019 года), а международные перевозки восстановились до 75% от допандемийных показателей. В частности, в Китае прогнозируется существенное увеличение спроса на авиационное топливо, которое только в этой стране составит порядка 500 тыс. баррелей в сутки, весьма высока и активность автомобильных поездок, тем более что путешествия на дальние расстояния совершаются преимущественно на машинах с бензиновыми двигателями. «Продажи бензина в Китае этим летом были просто ошеломляющими, люди активно ездят на автомобилях и уровень спроса в сравнении с прошлым годом будет впечатляющим», - полагает Гэри Росс.
Станет ли китайский фактор определяющим для сохранения устойчивого спроса на нефть в краткосрочный и тем более среднесрочный период - вопрос риторический. Так, в агентстве Bloomberg, ссылающемся на экспертов из международной нефтяной трейдерской компании Gunvor, полагают, что дальнейший рост цен на нефть находится под угрозой. Так, руководитель глобального отдела исследований и анализа Gunvor Фредерик Лассер полагает, что в ближайшие шесть месяцев сокращение рыночного спроса из-за рецессии в крупнейших экономиках мира (прежде всего ЕС и США) может снизить цены на нефть марки Brent до $71–72 за баррель. Эксперт допускает, что такой сценарий вполне возможен уже в первом квартале 2024 года даже без особых изменений в фундаментальных показателях или балансе спроса и предложения.
Так или иначе, но, судя по всему, текущий год нефтяной рынок все же завершит с тенденцией роста цен. Причем помимо возросшего спроса на весьма емком китайском топливном рынке, наблюдаются другие процессы регионального уровня, свидетельствующие о сокращении предложения. В частности, в последнее время в крупнейшем нефтяном хабе итальянского порта Аугуста в Сицилии, куда танкерами свозилась сырая нефть и нефтепродукты из стран Африки, Ближнего Востока, в том числе из Азербайджана (затем нефтяное сырье распределялось по терминалам и НПЗ в Европе), наблюдается снижение предложений по поставкам, своего рода локальный дефицит в сравнении с обычным предложением. С другой стороны, снижается активность нефтетрейдеров в регионе Черного моря: усилившиеся с этого лета атаки украинских беспилотников на российский порт Новороссийск весьма негативно сказываются на работе расположенного в этом порту крупнейшего регионального нефтяного терминала. Растут риски международных транспортных компаний, и вместе с ними увеличиваются страховые расходы, соответственно сокращается число оперирующих в Черном море танкеров, готовых загружаться в порту Новороссийска.
Все перечисленное накладывает негативный отпечаток, формируя тенденцию сокращения предложения относительно спроса на глобальном нефтяном рынке. В частности, уже в первой декаде августа в ежемесячном прогнозе Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США было отмечено, что глобальное потребление нефти и жидких углеводородов в 2023 году составит 101,19 млн б/с, тем самым оценка спроса на нефть в 2022 году повышена на дополнительные 1,76 млн б/с относительно показателей прошлого года. В свою очередь, Международное энергетическое агентство (МЭА) повысило прогноз спроса на нефть в мире в 2023 году на дополнительные 2,2 млн б/с, до 102,2 млн б/с, связав это с ростом спроса в Китае более чем на 70%.
Примечательно, что Азербайджан является очевидным бенефициаром происходящих на нефтяном рынке процессов: даже если среднегодовая цена на Brent не достигнет $100, а останется в пределах 80-90 долларов, это вполне комфортный сценарий для страны, где в ходе июньского пересмотра бюджетных параметров базовая цена на нефть, заложенная в госбюджете на 2023 год, составила $60 за баррель. Тем самым цена отсечения в бюджете по-прежнему ниже средних мировых цен на нефть, что обеспечивает комфортное выполнение обязательство по доходной части госбюджета, а также резервирования экспортных валютных поступлений в Госнефтефонд. Азербайджан остается в выигрыше и с учетом нынешнего роста цен на нефть: со среды цена барреля азербайджанской нефти марки Azeri Light увеличилась до $96,42. Даже с учетом того, что сегодня практически весь объем отечественной нефти экспортируется через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в виде смеси БТД (по трубе также переваливается транзитная туркменская и казахская нефть), экспортные прибыли нашей страны ощутимо возрастут, тем более что в настоящее время премия на смесь БТД в Джейхане превысила $5,3 относительно рыночной цены марки Brent.
Глобальное подорожание цен на нефть косвенным образом способствует и улучшению рыночных оценок и кредитных показателей Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR). Так, на днях международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service повысило базовую кредитную оценку (BCA) SOCAR с уровня ba3 до ba2, одновременно подтвердив корпоративный семейный рейтинг (CFR) на уровне Ba1. Все эти параметры отражают улучшение финансовых и кредитных показателей SOCAR на фоне благоприятной конъюнктуры на нефтегазовом рынке, помогая генерировать денежные средства и обладать хорошей ликвидностью.