«Новая военная доктрина Беларуси Армении не поможет» Тиханский и Петровский на Caliber.Az
Беларусь готовится принять новую военную доктрину, в которой будет рассматривать нападение на своих союзников как нападение на свою территорию. Об этом сообщил начальник информационно-аналитического управления Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси Артем Буторин. Он также добавил, что в доктрине будут прописаны принципы и взгляды страны на то, как страна будет вести себя в качестве союзника.
Понятно, что Беларусь сейчас находится на фланге противостояния двух глобальных центров силы и, по всей видимости, вынуждена реагировать по-своему, однако вместе с тем кое-какие вопросы возникают. Например, как в свете новой военной доктрины будет реагировать Минск, если вдруг в случае новой войны между Арменией и Азербайджаном Еревану почудится, что кто-то вторгся на армянскую территорию, и начнет слезно призывать на помощь ОДКБ? Разъяснить ситуацию редакция Caliber.Az попросила белорусских политологов.
Как отметил военный эксперт, полковник запаса, профессор Академии военных наук РФ Александр Тиханский, на сегодняшней день дорабатывается редакция новой военной доктрины Беларуси. Но есть еще и военная доктрина Союзного государства, и важно, чтобы эти доктрины находились в контексте друг друга.
«Да, этот новый документ открыт для изучения широкой публике, но его принятие сопровождается массой документов в закрытой форме, где уточняются детали этой доктрины. Дело в том, что на сегодняшний день вокруг Беларуси создалась такая ситуация, что мы были вынуждены сформировать совместно с Россией региональную группировку войск на западной границе для снижения напряженности. Но несмотря на это польские подразделения у нашей границы увеличиваются, в Польше находятся около 10 тыс. американских военнослужащих и примерно такая же ситуация у границ Союзного государства – я имею в виду Калининградскую область. Так что угрозы присутствуют и Беларусь вынуждена на них реагировать, в том числе и таким способом, как изменение своей военной доктрины. Учитывая и то, что на территории Беларуси сейчас тоже размещено тактическое ядерное оружие. И в двусторонних документах о военном сотрудничестве с Россией также все подобные факторы угроз у границ рассматриваются», - заметил эксперт.
По его словам, некоторые склонны связывать пересмотр военной доктрины с фактором ОДКБ.
«Но ОДКБ - это совершенно иная структура, в ней присутствует долгая процедура принятия решения, и если бы не обращение в ОДКБ Казахстана, такого роды инциденты так и оставались бы только теоретическими. Так что я бы связывал принятие новой доктрины как пересмотр действий исключительно в контексте военного сотрудничества с Россией ввиду напряженной текущей ситуации на западных границах Союзного государства.
А что касается политики Еревана, который в данный момент находится в весьма, скажем так, непростых отношениях с ОДКБ, хочу заметить, что когда Армения просила военный блок вмешаться в ее конфликт с Азербайджаном, то в ответ ей, как правило, отвечали: «А вы Карабах сами признали? Нет. Почему тогда мы должны воевать там?». Таким образом закрывались все спекуляции на эту тему.
И еще раз, что касается доктрины - данное заявление прозвучало из нашего Генерального штаба, который сейчас занят решением вопросов, стоящих очень далеко от Южного Кавказа. Это надо понимать» - подчеркнул Тиханский.
По мнению научного сотрудника Института философии НАН, эксперта Центра изучения интеграции «Северная Евразия» Петра Петровского, если вдруг Армения решит обратиться за помощью к своим партнерам и союзникам по ОДКБ, то она не сможет обратиться напрямую к Минску, ей придется, согласно уставу, направить свое обращение в руководство Организации, где уже будут принимать решения, исходя из анализа ситуации.
«Кроме того, все заявления Еревана касательно какой-либо угрозы территориальной целостности Армении, судя по риторике Пашиняна, произносятся исключительно для внутреннего дискурса, для той части националистического электората, который существует в стране. Да и сам президент Азербайджана Ильхам Алиев однозначно заявил, что у Баку нет планов по вторжению на территорию Армении. Так что армяне могут спать спокойно, таким заявлениям Баку, я думаю, стоит доверять», - заметил политолог.
Что касается новой военной доктрины, то она, по словам П. Петровского, всего лишь «уточняет некоторые нормы, что имелись в международных договорах». А эта норма заключается в том, что Беларусь исполняет свои обязательства перед союзниками.
«Но что касается Армении, то у нас нет двухсторонних договоров, только сотрудничество в рамках договора ОДКБ. Но ОДКБ рассматривает каждый случай конкретно и пристально, и мы прекрасно помним, какая была реакция Минска на обращение Армении, когда там попытались использовать ОДКБ.
Отмечу, что связи Азербайджана и Беларуси носят характер стратегического партнерства и товарооборот наших стран приблизительно раз в десять превышает показатели торговых отношений Минска и Еревана. Кроме того, в ОДКБ тоже судят, исходя из того, как себя ведет и поступает Армения. Как мы помним, Путин напрямую обратился к Еревану с предложением создать в рамках ОДКБ комиссию, которая помогла бы с демаркацией и делимитацией армяно-азербайджанской границы как раз во избежание двусмысленных ситуаций и спекуляций, но это предложение Ереван проигнорировал. Так что ОДКБ сделала все, что можно, откликаясь на предложения Армении и вряд ли сделает что-то еще большее», - заключил П. Петровский.