От БПЛА до продовольствия Что еще стоит за сближением Тегерана и Минска?
Недавно оборонные ведомства Беларуси и Ирана подписали меморандум о военном сотрудничестве и определили план взаимодействия на текущий год. Как стало известно из открытых источников, встреча состоялась Министерстве обороны ИРИ и соглашение подписали главы военных ведомств двух стран Виктор Хренин и Мохаммад Реза Аштиани. В ходе встречи стороны обсудили вопросы состояния и перспективы развития взаимодействия в военной сфере.
Следует заметить, что 13 марта текущего года президент Беларуси Александр Лукашенко посетил Тегеран и провел ряд встреч с официальными лицами Ирана. Тогда было подписано восемь соглашений о сотрудничестве в сферах обороны, торговли, транспорта, сельского хозяйства и культуры.
Наблюдаемую активизацию отношений между двумя странами в разных сферах нужно рассматривать в нескольких аспектах. В первую очередь необходимо проанализировать цели подписанного меморандума о военном сотрудничестве между двумя странами. Отметим, что в открытых источниках детали соглашения не были раскрыты властями ни одной из стран. Сообщалось лишь о том, что в ходе встречи стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня, а также обсудили важность обмена оборонным опытом, готовность к проведению военных учений, а также важность сотрудничества в области науки и образования между вооруженными силами. Помимо этого, в ходе встречи стороны обсудили и полномасштабную войну, которую Россия ведет в Украине.
Так почему же Иран заинтересован в военном сотрудничестве с Беларусью? Достаточно взглянуть на вооружение ВВС и войск ПВО Ирана, а также вспомнить о заинтересованности Тегерана в покупке у России истребителей Су-35, и тогда можно прийти к выводу, что ИРИ отчаянно нуждается в усилении и модернизации этих родов войск. И наличие авиационных и иных заводов военного назначения на территории Беларуси делает это сотрудничество более чем логичным. Иран рассчитывает значительно улучшить техническую оснащенность своих ВВС и средств ПВО за счет военно-промышленного потенциала Беларуси в обмен на передачу Минску технологий производства беспилотников-камикадзе.
Иран и Беларусь и ранее тесно сотрудничали в военно-технической сфере. Тегеран закупил несколько систем ПВО белорусского производства. Также белорусские специалисты участвовали в модернизации иранских зенитно-ракетных комплексов, изготовленных по схемам советских систем. По этой причине нельзя исключать возможность обмена опытом специалистов двух стран в сфере авиации и средств ПВО (ЗРК, РЛС и др.), а также в области развития систем радиоэлектронной борьбы и автоматических систем управления (АСУ). Именно в приобретении такого опыта Иран так сильно нуждается в настоящее время.
В этом контексте возникает вопрос - что же получит Беларусь, особенно если учитывать напряженность на границе с Польшей? Военные эксперты предполагают, что Беларусь желает получить опыт в сфере производства ударных беспилотников, особенно после того, как такие БПЛА показали свою эффективность в Карабахе, и отлично зарекомендовали себя в ходе войны в Украине. Так, базирующийся в Вашингтоне аналитический центр «Институт изучения войны» (ISW) опубликовал отчет, согласно которому, на юге Беларуси, в Гомельской области будет построен иранский завод по производству беспилотников. В добавок к этому, по данным белорусской оппозиции, в мае рабочая группа иранских инженеров посетила Гомельский радиозавод и якобы обсуждала возможность налаживания системного производства беспилотников-камикадзе.
Сближение двух стран необходимо рассматривать и в экономическом контексте. Если учитывать данные Статистического центра Ирана об инфляции в стране на уровне 48 процентов, и сведения британской разведки о намерении Ирана неплохо заработать на желании Москвы обзавестись беспилотниками, можно понять, что соглашения, подписанные в текущем году между Тегераном и Минском, имеют и некоторые экономические аспекты. Для стран, которые в настоящее время сталкиваются с беспрецедентными санкциями Запада и испытывают большие экономические трудности, эти соглашения имеют большое значение. Довольно большой внутренний рынок Ирана, на котором всегда будут востребованы сельхозпродукция и продовольствие, очень интересен Беларуси. Особую заинтересованность у Минска вызывают и иранские порты, через которые белорусские товары могут выйти на ближневосточные рынки. Очевидно, что в результате этих соглашений и Иран может получить неплохие дивиденды.