Тень импичмента над Зурабишвили Арешидзе и Касрелишвили на Caliber.Az
Разногласия между президентом Грузии и парламентом страны вновь на грани бескомпромиссной непримиримости. Правящая партия «Грузинская мечта» даже инициирует процедуру импичмента президента Саломе Зурабишвили «из-за нарушения ею Конституции».
В «Грузинской мечте» заявили, что президент грубо нарушила Основной закон страны, проигнорировав отказ правительства осуществлять зарубежные визиты. Причину нежелания соглашаться с ГМ они усмотрели в том, что она действует заодно с «радикальной оппозицией» и только мешает евроинтеграции Грузии. Более того, Зурабишвили вопреки решению правительства сама отправилась в зарубежное турне, побывав за последние дни в Берлине и Брюсселе.
И это далеко не первый конфликт разных ветвей власти Грузии - рассорились президент и правительство еще весной 2022 года, так как Зурабишвили действовала чересчур самостоятельно - не советуясь с ведущей политической силой страны. К примеру, в одном из интервью она дала понять, что не разделяет мнения грузинского премьер-министра Ираклия Гарибашвили, заявившего, что правительство исключает присоединение страны к международным санкциям против России. «Не думаю, что сегодня такие заявления могут иметь большой смысл, - сказала Зурабишвили телеканалу France 24. - Я бы такого заявления не сделала».
Кроме того, был назван «серьезным нарушением Конституции» предполагаемый отказ Зурабишвили утвердить предложенные правительством кандидатуры нескольких послов.
Так в чем, собственно, суть кризиса властных структур в Грузии и есть ли шанс, что президент все же найдет общий язык с правящей политической силой или их разрыв неизбежен?
Как заявил в беседе с Caliber.Az грузинский политолог и кавказовед Мамука Арешидзе, нынешняя попытка импичмента зиждется на обострении противоречий между главной в парламенте страны партией «Грузинская мечта» и правительством с одной стороны и президентом Грузии Саломе Зурабишвили – с другой.
«По Конституции Грузия является парламентской республикой, где основной политический курс задают парламент и избираемое правительство страны, поэтому, когда президент самостоятельно совершает действия и шаги, идущие вразрез с этим курсом, не советуясь об этом ни с кем, естественно, возникают разногласия. А потом и политический кризис», - уточнил свою мысль политолог.
По словам Арешидзе, иногда даже кажется, что на некоторые шаги грузинского президента могут влиять и определенные центры силы из-за рубежа.
«Не хочется связывать происхождение Зурабишвили и ее французские корни с подоплекой ее политических ходов, но иногда такое ощущение все же возникает.
Сейчас не может все идти так, как раньше. На данный момент кредо Грузии скорее политика маневрирования, что исходит из текущей геополитической ситуации. То есть более гибкая политика по сравнению с той, что была раньше. Еще несколько лет назад Грузия выдерживала однозначную четкую прозападную линию, бескомпромиссный курс на Запад, а сейчас идет некая более тонкая игра на политическом поле в регионе и за его пределами. И это понятно и оправданно, потому что мировой порядок разрушен, нового нет, и поэтому каждая сторона пытается приспособиться к той большой игре, что сейчас развязана в мире. Поэтому на фоне такой стратегии «Грузинской мечты» откровенно прозападные инициативы президента вызывают ощутимый дисбаланс во внешнеполитическом курсе Грузии.
Хотя на мой взгляд, импичмент президенту – излишняя инициатива. Срок Зурабишвили и так истекает, и вполне можно обойтись без таких шагов», - сказал М. Арешидзе.
Вместе с тем, как считает другой грузинский политолог - председатель Конфедерации народов Кавказа Заал Касрелишвили, в Грузии все очень неоднозначно. Определенная часть общества поддерживает Зурабишвили, но есть и те, кто выступает за курс правящей партии. Более того, немало и тех, кто весьма скептически относится и к самому конфликту, и к взаимоотношениям президента и «Грузинской мечты».
«На мой взгляд, многие в Грузии не очень понимают, каковы истинные обязательства Зурабишвили перед правящей партией, какие между ними существуют реальные кулуарные договоренности и что стоит за публичной картинкой нынешнего кризиса власти. То есть в народе задаются вопросом - а разногласия ли это на самом деле? Сейчас, когда это противостояние двух центров силы достигло некоего пика, в конфликт вовлекается все больше слоев общества, еще недавно далеких от политики, но мнения на этот счет звучат самые разные», - отмечает З. Касрелишвили.
Между тем эксперт считает, что не стоит игнорировать то, что Зурабишвили - представитель очень уважаемых в Грузии семейных кланов, много сделавших для истории страны, а ее карьера началась еще в период Михаила Саакашвили. Однако нынешняя политика президента Грузии не всегда находит отклик в обществе, замечает он.
«Какими бы ни были государственный строй и Конституция страны, премьер-министр и президент должны отчитываться перед обществом о принимаемых стратегических решениях. Это касается и, например, намечаемого президентом политического тура по странам Европы – это важный политический ход и его надо согласовывать с парламентом и с обществом. Однако госпожа Зурабишвили предпочла обойтись без этих процедур. Такой подход не может остаться без внимания и выглядит как минимум непонятно. Сложно относиться к таким поступкам одобрительно. Хотя опять же замечу, что в полном смысле этого слова не берусь судить о природе конфликта президента и парламента. Что там происходит за закрытыми дверями власти – большой вопрос. Ну а вопрос импичмента лишь назревает – он может и не состояться вовсе», - полагает З.Касрелишвили.