Тюркское единство и внешний мир Геополитические акценты Габалинской декларации
Как уже сообщалось, лидеры государств-членов Организации тюркских государств подписали вчера на XII саммите ОТГ Габалинскую декларацию. Документ представляет собой обширную и достаточно подробную программу, согласно которой ОТГ будет определять приоритеты своей деятельности на обозримое будущее.
Декларация поделена на следующие главы: сотрудничество в политических вопросах, внешней политики и безопасности; экономическое и секторальное сотрудничество; межличностное сотрудничество; институциональное сотрудничество в тюркском мире; сотрудничество с внешними сторонами; организационные вопросы.
Как указано выше, все эти главы содержат подробную платформу для развития сотрудничества в рамках ОТГ. В данном же материале мы затронули такой аспект декларации, как внешнеполитические инициативы.
С первых же статей декларации ОТГ заявляет о себе как о надгосударственном международном субъекте, заботящемся о тюркском мире. Так, статья 2 гласит, что главы государств ОТГ подчеркивают необходимость достижения путем переговоров взаимоприемлемого и жизнеспособного урегулирования кипрского вопроса, основанного на существующих на острове реалиях, и выражают свою солидарность с турецким народом Кипра как неотъемлемой частью тюркского мира в его стремлении обеспечить свои равные неотъемлемые права.
В то же время отмечена обеспокоенность по поводу ухудшающейся гуманитарной ситуации в Газе. В декларации содержится призыв к немедленному и постоянному прекращению огня и беспрепятственному гуманитарному доступу к сектору, подчеркнута необходимость справедливого и прочного урегулирования палестино-израильского конфликта и реализации решения о создании двух государств в соответствии с соответствующими резолюциями ООН в рамках границ 1967 года с Восточным Иерусалимом в качестве столицы Палестины. Кроме этого, в документе была отмечена поддержка ОТГ территориальной целостности Сирии и стабильности в Афганистане.
Особое внимание было уделено инициативе создания формата ОТГ+ для сотрудничества с государствами, которые не входят в организацию.
Габалинская декларация также содержит призыв активизировать совместные усилия по обеспечению ОТГ статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН и Организации исламского сотрудничества (ОИС).
Кроме того, декларация ясно и недвусмысленно призывает государства-члены и наблюдателей активизировать сотрудничество и действовать в более тесной координации на международных платформах с целью консолидации и единогласного выражения своих позиций по вопросам, представляющим общие интерес и озабоченность, способствовать влиянию тюркского мира в процессе принятия глобальных решений и процессов.
Далее документ предлагает министрам иностранных дел стран — участниц ОТГ собираться на более частой основе, в свете стремительных темпов глобальных и региональных событий, с целью проведения всеобъемлющих многосторонних консультаций.
Более того, декларация содержит призыв поручить соответствующим органам власти продолжать проводить регулярные консультации по политическим вопросам и вопросам безопасности по региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес, укреплять совместные меры реагирования на основе общего стратегического видения.
Отдельного внимания заслуживают статьи 13 и 14 декларации. Первая призывает ускорить рассмотрение проекта «Договора о стратегическом партнерстве, вечной дружбе и братстве тюркоязычных государств», а вторая поручает Секретариату изучить пути создания Тюркской стратегической форсайт-сети, состоящей из ведущих аналитических центров и академических институтов государств-членов и наблюдателей. То есть, здесь можно говорить о создании единого центра стратегического прогнозирования и планирования для всего тюркского мира.
Как можно заметить из вышеуказанной информации, государства-члены ОТГ проявили стремление к углублению кооперации по формированию оптимизированного подхода к вопросам международной безопасности и внешней политики. Это очень важно – ведь тюркская интеграция обусловлена не только общей историей, религией, языком и культурой, но и пониманием общих внешних угроз по отношению к региону Центральной Азии и Южного Кавказа.