Утром деньги – вечером стулья А по-другому – никак
«Азербайджан имеет определенные успехи и в установлении отношений с союзниками Армении. Он пытается добиться, чтобы в Армению не поставлялось оружие. Заплачены сотни миллионов долларов, но обязательства по поставкам оружия в Армению не выполняются, в том числе и странами-союзниками. Нет, к сожалению, на сегодняшний день проблема не решена. Но обсуждения продолжаются», - посетовал премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Новость, конечно, хорошая, как и любая информация о том, что у противника что-то идет не так. Но «есть вопросы». «Заплачены сотни миллионов долларов, но обязательства по поставкам оружия в Армению не выполняются» - в это я верю не очень. В любом контракте есть статья, касающаяся «невыполнения подрядчиком условий поставки, оговоренных в Договоре». Контрактов без такой статьи просто не существует, «не смог» - тут не катит, форс мажор всегда, повторяю, всегда обговаривается отдельно и детально прописывается, и сторона-поставщик, не выполнившая взятых на себя обязательств, будет платить неустойку. А поставки вооружений – это вообще отдельная история, это не только «уже купил, лежит на складе, жду, когда понадобится», это и гарантийное, и ремонтное обслуживание, и обучение персонала, и «задел на будущее», влияние на политику государства-покупателя. Там много чего. Целый узел условий и условностей. Например, «нечистоплотные дельцы из компании «Локхид Мартин» обманули армян!» ТАК НЕ БЫВАЕТ, это не базар возле Красного моста, а очень серьезный рынок, где компании-производители и/или поставщики держатся за свою репутацию крепче, чем умная провинциалка за невинность. Мы, конечно, в той или иной степени, можем повлиять на согласие того или иного государства продать Армении тот или иной тип вооружений, но, увы, наши возможности не безграничны. Так что – скорее всего, тут другое.
«Пришлите ружья, а деньги мы заплатим через полгода», нам нужно много и сразу, но в кредит. Или просто – выделенные деньги растащили по норам, отчитавшись перед правительством, что «скоро все будет». Поищите их у соратников, Никол Воваевич, попросите показать контракты, а потом проведите финансовый аудит, если речь не идет о «пушках в долг».
Обида в голосе соседушек понятна, она проистекает из армяноцентричности, прибавляющей значимости в собственных глазах: «нас грех обманывать, потому что мы древние», «нам триста тысяч лет», «Библия на армянском была напечатана раньше Комплютенской Полиглотты, мы обязательно вернем», «у нас все традиции такие». Страны поумнее этим комплексом просто пользуются, поддакивая соседушкам «ему немного попоёшь – и делай с ним что хошь». Но услышав «я лично гладил Белку и Стрелку перед тем, как их запустили в космос» - люди начинают переглядываться. После «долма и борщ – наши национальные блюда, а первый хлеб в истории человечества испекли армяне» недоумение окружающих сменяется усмешкой, усмешка – хохотом, а отсмеявшись, окружающие расходятся и не дают денег. Потому что перебор, «дудук издал фальшивый звук». Это к чужому уму люди относятся подчеркнуто уважительно, а к примитивной колхозной хитрости – с понимающей ухмылкой.
Я не стану задавать вопрос «зачем вам оружие, если вы хотите мира?». Оружие нужно всем и всегда, мир населен не розовыми единорогами, и все государства – подчеркиваю, все – хищники, вегетарианцы на этом свете долго не живут. Запретить Армении иметь армию, и заменить ее милицией было бы замечательным решением, но это дело будущего, а «wishful thinking» — это пагубный путь, который приведет к неправильной оценке реальных возможностей противника. А потому и исходить нужно из наихудшего сценария «враг построил современную армию». Поэтому стратегическая инициатива должна быть у нас. Нужно не реагировать на ситуацию, а формировать её. И следить, не отрывая глаз, что там у драгоценных соседушек происходит. Например, создать отдел, который будет наблюдать за тем, что за вооружения и технологии закупает Армения. Уверен, что и так следим, но это должен быть максимально систематизированный процесс сбора данных подобного рода, включая то, что они пытаются протащить в Армению окольными путями, приобретая технологии или вооружения через третьи страны или фирмы-однодневки. «Держать руку на пульсе». Внимательно следить за тем, как функционирует экономика Армении, что является сферой, приносящей им основной доход, и что можно сделать, чтобы их доходы были минимизированы. Т.е, в идеале важна не столько правильная реакция на ситуацию (Армения приобрела вооружение у Индии – надо переломать им пальцы, чтобы они не смогли нажать на кнопку), сколько умение создавать ситуации самим (полная блокада Армении и доведение её экономики до состояния коллапса). Наша армия при любых раскладах должна быть в несколько раз сильнее, чем армия Армении, а отношения с соседями – лучше, чем отношения армян с ними же, а для этого нужно сталкивать их лбами, напоминать, например, Ирану, что в Армении несоразмерно большое посольство США, России – о флирте соседей с Западом, Грузии – о претензиях на Джавахетию. И как само собой разумеющееся – господствующие высоты должны находиться под нашим контролем. «Я рукой дотянусь до Джермука».