ЕС против Венгрии: ограбление по-европейски Аналитика Лиманского
Кичащийся своими «плюралистическими» ценностями ЕС банально выкручивает руки всем правительствам, которые пытаются проводить независимую политику и защищать национальные интересы.
Финансовый шантаж или борьба за «демократию»?
Пресс-служба Европейской комиссии сообщила, что Венгрия не получит первый транш в размере 1,04 миллиарда евро из бюджета регионального развития ЕС. Ранее эти деньги были заморожены из-за якобы несоблюдения Будапештом норм верховенства права, теперь же – их забрали назад безвозвратно. А что в Венгрии не так с правом?
История вкратце такова. В декабре 2022 года в Брюсселе было принято решение о замораживании суммы в 6,3 миллиарда евро для Венгрии по программе сплачивания ЕС. Венгрию также лишили и доступа к 6 миллиардам евро из Фонда восстановления после пандемии COVID-19. Официально это оправдывали якобы непрозрачностью в расходовании европейских средств, нарушениями при государственных закупках, отсутствием прогресса в борьбе с коррупцией и неэффективности прокурорских расследований. И что все это несет риски для «бюджета Союза». Причем в 2022 году Еврокомиссия была вынуждена признать, что Венгрия выполнила ряд мер по исправлению недостатков. Но все равно решила наказать венгров.
Тогда Европейская комиссия снова выдвинула список из 17 требований, которые венгры должны были выполнить в течение двух лет. И 31 декабря 2024 года венгерский министр по делам ЕС Янош Бока написал у себя в Фейсбуке: «Венгерское правительство выполнило все условия для доступа к ресурсам ЕС. Брюссель хочет отобрать ресурсы у Венгрии и венгерского народа по политическим причинам. Но пока Венгрия имеет национальное и суверенное правительство, она не потеряет ни одного евроцента… Венгрия будет использовать все правовые и политические средства для приобретения оставшихся ресурсов».
Однако пресс-секретарь Европейской комиссии Анна-Кайса Итконен уже заявила Польскому информационному агентству (PAP): «Эта потеря необратима, и Будапешт не имеет права на апелляцию». Это стало первым случаем такого рода в ЕС после принятия в 2020 году Регламента об условиях соблюдения верховенства права. Этот механизм был создан для соблюдения государствами-членами «ценностей ЕС». Но попутно он позволяет Брюсселю осуществлять жесткий контроль над любыми ослушниками.
Удержанные средства должны были быть направлены на развитие инфраструктуры, образования и регионального развития Венгрии, и это может нанести серьезный ущерб стране. Многие обозреватели считают, что происшедшее становится поворотным моментом в отношениях Венгрии и ЕС. При этом инициатива эскалации явно принадлежит Брюсселю.
Верховенство права – сквозь призму геополитики
А вот характерный пример избирательного подхода Евросоюза к собственным членам. Так, средства из фондов ЕС в размере 140 миллионов евро были заморожены в свое время и для Польши, когда у власти там находились умеренные «евроскептики» из партии ПиС. Основанием для их блокировки также послужило обвинение в нарушении демократических норм. Но вот около года назад консерваторов сменяет либеральная, более проевропейская коалиция во главе с Дональдом Туском. И теперь уже оппозиция обвиняет новую власть в авторитаризме, контроле над СМИ, судами и гонениях на оппонентов. Но в этот раз Брюссель глух и нем и преспокойно возвращает 137 миллионов из замороженного гранта…
Кроме этого, Венгрия также подвергается другим санкциям ЕС. В числе прочего, в 2024 году Европейский суд наложил на нее штраф в 200 миллионов евро из-за несоблюдения правил ЕС о предоставлении убежища. К этой сумме был добавлен еще один штрафной миллион – за задержки в устранении этих нарушений. Случаи с беженцами, которых выдворяли из Венгрии, были названы «беспрецедентным нарушением правил ЕС». Но в то же время практика выдворения и жесткое обращение с мигрантами, приведшее даже к ряду зафиксированных случаев гибели соискателей убежища, но со стороны государств Балтии и Польши, никакого осуждения в Еврокомиссии не вызвали. Вероятно, потому, что мигранты насильственно выдворялись на территорию Беларуси. И в данном случае геополитическая повестка оказалась решающей.
И европейские либералы, столь щепетильные в вопросах политкорректности, охотно идут на откровенный расизм, когда речь заходит о тех, кто им не нравится. Так, на ресурсах ЕС Венгрию называют «Орбанистаном». Столь же уничижительная лексика и манипуляции применяются и в отношении еще одной страны, осмелившейся возражать Брюсселю – Словакии. Ее именуют «Фицолендом», и фото словацкого премьер-министра рядом с Путиным демагогически монтируют в коллаж рядом с фотографией словацкого диктатора времен Второй мировой войны Тисо и Гитлера.
«Золотое русло» Пекин — Будапешт
Характерно, что о реальных или мнимых проблемах в Венгрии в сфере, например, госзакупок, в Евросоюзе заявляли и в 2007–2013 годах. Но почему-то тогда эту тему не раскачивали и ни к каким наказаниям Будапешта не прибегали. Что же на самом деле вызвало нынешний столь жесткий поход цензоров из Брюсселя на Будапешт?
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал последнее решение Еврокомиссии о заморозке евротранша политически мотивированным. При этом самому Орбану как в западных, так и в российских СМИ создают облик «пророссийского политика». На самом деле это не совсем так. Он осуждал ввод войск РФ в Украину, поддерживал Киев и санкции против России. Однако Виктор Орбан выступает за прекращение военных действий и урегулирование конфликта путем переговоров, полагая, что для этого необходимы взаимные уступки и отказ от принятия Киева в НАТО. Подобная позиция по войне в Украине не является чем-то из ряда вон выходящим, но во многом совпадает с декларациями избранного президента США Дональда Трампа. Свои же отношения с Москвой премьер-министр Венгрии строит, исходя прежде всего из интересов национального бизнеса.
Орбана также часто считают «евроскептиком». Однако это именно он во время недавнего председательства Венгрии в ЕС выдвинул также в подражание Трампу лозунг «Сделаем Европу снова великой!». Можно сказать, что венгерский премьер вовсе не враг пресловутых европейских ценностей и интеграции, но просто сторонник их правоконсервативной интерпретации.
И, возможно, самое главное, что правительству Венгрии не могут простить в Брюсселе, – это тесные связи с Китаем. КНР является главным экономическим конкурентом ЕС, которому европейские корпорации проигрывают в последнее время с разгромным счетом. И поэтому ориентация на развитие сотрудничества с Пекином на государственном уровне рассматривается там как непростительное отступничество.
Достаточно сказать, что Венгрия является крупнейшим китайским партнером в ЕС и в области инвестиций, и логистики. Крепнет и политическая ось Пекин-Будапешт. Как сообщил глава венгерского МИД Петер Сийярто, в 2024 году именно на Венгрию пришлось 44% всех инвестиций из КНР в Европу. И не случайно лидер Китая Си Цзиньпин в ходе своего визита в Будапешт в мае прошлого года назвал отношения между двумя странами «всепогодным стратегическим партнерством». И объявил, что КНР и Венгрия отправляются теперь в «золотое путешествие». Было заявлено и о новом продвижении сотрудничества между двумя странами в ядерной отрасли, и в реконструкции железной дороги Будапешт-Белград. Этот проект стоимостью в 2,1 миллиарда долларов, большая часть которых составляет китайский кредит, является частью инициативы «Один пояс, один путь». Всего на этой встрече двух лидеров Венгрия и Китай подписали 18 соглашений.
Но отношения Пекина и Будапешта с прошлого года действительно вышли на новый уровень и не ограничиваются уже традиционной торговлей и экономикой. Еще в феврале министр общественной безопасности КНР Ван Сяохун и глава МВД Венгрии Шандор Пинтер подписали соглашение о сотрудничестве в области безопасности, в борьбе с международным терроризмом и транснациональной преступностью. Планируется также совместная работа над безопасностью и в рамках инициативы «Одного пояса…». В этом году в Венгрии появится также уже шестой Институт Конфуция. В Сегеде открывается и первый европейский завод китайской автомобильной компании BYD, что грозит новыми потерями и без того переживающего не лучшие времена автопрому ЕС. А в Дебрецене один из крупнейших китайских инвесторов CATL строит завод по производству аккумуляторов стоимостью 7,3 млрд евро.
В Венгрии находится и самая крупная за границей логистическая и производственная база Huawei Technologies. И это при том, что Еврокомиссия определила эту компанию как «угрозу безопасности ЕС». Брюссель неоднократно призывал своих членов «выровнять», то есть ограничить свои отношения с Китаем. Но Венгрия предпочитает строить свою внешнюю политику исходя из собственных экономических интересов, а не требований западных глобалистов. Будапешт неоднократно занимал нейтральную позицию или поддерживал Пекин при попытках его критики.
Безусловно, что всё это вызывает скрежет зубовный во многих брюссельских кабинетах и у руководства транснациональных компаний, там лоббируемых. И вот, кажется, за Венгрию решили взяться всерьез. И поставить свои плотины на «золотом русле» по пути из Китая в Венгрию. Следующие транши из 6 миллиардов евро, выделенных Будапешту на региональное развитие, также под вопросом. А 3 января либеральное правительство Дональда Туска не стало приглашать Виктора Орбана и посла Венгрии в Варшаве на церемонию вступления Польши в председательство ЕС. Формальная причина – предоставление на венгерской земле политического убежища бывшему польскому заместителю министра юстиции Марцину Романовскому, подозреваемому в хищении. Случайно или намеренно, но этот эпизод также происходит на фоне резко усиливающегося негативного отношения к Будапешту в Евросоюзе. И можно ожидать, что в ближайшем будущем конфронтация между Еврокомиссией и Венгрией будет только нарастать.
Венгерские политики могут быть далеки от идеала и не нравиться многим в руководстве ЕС, но они выбраны собственными национальными избирателями. А это значит, что за их решения, какими бы они ни были, фактически проголосовало большинство венгров. Это ли не азы демократии, за которую так ратуют в Брюсселе? Венгрия, как и любая страна, может иметь свои внутренние нерешенные проблемы. Но как суверенное государство она вольна самостоятельно определять свою внешнюю политику и свободно выбирать экономических партнеров. А политика двойных стандартов и фактического принуждения к покорности, так часто применяемая в ЕС в последнее время, может только оттолкнуть венгров, как и другие независимые народы, еще дальше от Брюсселя…