«В критическом состоянии Армении виноваты не Анкара и Баку, а ее политбомонд» Российский госсоветник на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с доктором политических наук, государственным советником РФ первого класса, членом закрытого клуба интеллектуальной, деловой и политической элиты Roscongress Club Татьяной Полосковой.
- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Армении, в частности утихшие протесты оппозиции, о чем это говорит?
- Это говорит о том, что разгар лета. А в такое время обычно снижается накал общественно-политической жизни. Ну а если серьезно, то оппозиция заявила о намерении вернуться в парламент в сентябре. А пока свернула и палаточные городки. Армянские эксперты и оппозиционные политики в частных беседах говорят, что якобы Армении удалось получить поддержку от каких-то российских «кругов», и не только российских, в плане решения «основных задач»: это «возвращение» Карабаха и подведение под импичмент Никола Пашиняна. Насчет России - весьма сомнительный тезис. Ибо российской власти сейчас не до этого. И боюсь, что к сентябрю будет совсем не до этого. На самом деле Пашинян вполне устраивает официальный Кремль. А вот нахождение и деятельность миротворцев в Карабахе становится, похоже, раздражающим фактором. «Несколько месяцев назад, когда должностные лица высокого уровня Минобороны РФ находились в Азербайджане, они обещали нашему Министерству обороны, что армянские военные до июня выйдут из Карабаха. Сегодня уже середина июля, но этот вопрос не нашел своего решения», - заявил недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев. Он также отметил, что российские миротворцы не принуждают Армению выводить свои войска из Карабаха, а это «неприемлемо» для Баку. Лично для меня это вполне понятный и обоснованный упрек. И косвенное подтверждение, что среди российских политических и военных кругов есть те, кто тормозят фактическое завершение освобождения Карабаха от армянской оккупации. А значит тешат надеждами армянских реваншистов. Зачем и каковы мотивы этого поведения - это предмет отдельного разговора.
- По вашим оценкам, будущее Армении всё же с РФ или с Западом?
- Честно говоря, меня будущее Армении вообще не интересует. Меня больше интересует, что будет с Россией после провалившегося блицкрига в Украине. Я не могу предсказать в деталях это будущее, но для меня очевидно, что решающую роль в процессах на территории Российской Федерации сыграют региональные элиты.
- Есть ли в России центробежные тенденции?
- Они всегда были. И в условиях ослабления федеральной власти эти тенденции всегда усиливаются. Жесткие меры в отношении оппозиционной части общества не бьют по региональным элитам. А народ в России никогда ничего глобального, будь то смена строя, режима и т.п., не решал. Напомню, что Россия - это страна не революций, а дворцовых переворотов. Именно от региональных элит зависит, что будет дальше со страной. Очевидно и то, что Россия понесла и несет существенные имиджевые потери, ее реальные возможности сегодня не соответствуют роли мирового лидера. И влияние на так называемом постсоветском пространстве стремительно снижается. Запад сейчас тоже трещит по швам - какова будет конфигурация Европейского Союза в ближайшем будущем никто не знает. Но кроме России и так называемого коллективного Запада (очень неоднородного и противоречивого), есть еще и Восток, тот же Китай.
И самое важное - а кто сказал, что Армения вообще в состоянии сама кого-то выбирать? Это что - процветающая страна, с которой все стремятся вступить в политический или экономический брак? В диаспоре не хотят больше вкладывать в Армению деньги, которые уже несколько десятилетий разворовывает ее элита. Да, вопрос Карабаха диаспору по-прежнему волнует. Я за последние месяцы беседовала с несколькими авторитетными представителями армянской диаспоры в России, и общее мнение таково: «Карабах отдавать нельзя, а надо возвращать». Ибо, сейчас эта территория «символ независимой Армении». А переведя эту риторику на язык родных осин - реваншистская тема, то есть последняя оставшаяся кормушка, на которую еще можно находить финансирование. В будущее Армении уже никто не верит, и не только в диаспоре. А поэтому какой может быть выбор? Использовать противоречия крупных держав в регионе (и даже средних) для продления существования квазигосударства, из которого стремительно утекает собственное население, долгое время не удастся.
- Стоит ли в ближайшее время ждать каких-то подвижек на армяно- азербайджанском треке в вопросе демаркации и делимитации границ?
- Даже если бы этому процессу не препятствовали внешние и внутренние факторы, прежде всего с армянской стороны, то это не сиюминутная история. Ереван публично заявляет, что всячески стремится ускорить процесс демаркации и делимитации. Например, намедни спикер Национального собрания Армении Ален Симонян заявил, что Армения прилагает усилия для разблокирования транспортных коммуникаций на Южном Кавказе, а также делимитации и демаркации границы с Азербайджаном. Но на самом деле многие представители армянских политических и экспертных кругов уверены, что подписание договора о границе - это «сдача, поражение и конец независимой Армении». Армения действительно находится в критическом состоянии, но виноваты в этом не Азербайджан и Турция, а армянский «политбомонд», который все эти годы разворовывал бюджет, львиная доля которого строилась на внешних вливаниях. Честно говоря, я больше поверю в новую антитеррористическую операцию, которая окончательно освободит Карабах от остатков армянских оккупантов, чем в добрую волю Еревана. Я полностью разделяю подход А.А. Громыко, который заявлял, что лучше 10 лет переговоров, чем один день войны. Но иногда именно военные действия позволяют сохранить жизни. В данном случае речь идет о возвращении оккупированных территорий, а не о захвате чужих земель.
- Насколько высока вероятность открытия армяно-турецкой границы?
- На самом деле открытие границы никаких проблем Армении бы не принесло. Наоборот, активизировало бы экономический обмен. К тому же граждане Армении - это одна из составляющих трудовой миграции в Турцию. Подвижки есть, напомню о вызвавшей резонанс в СМИ недавней поездке спецпредставителя Турции по нормализации отношений с Арменией Сердара Кылыча на турецко-армянскую границу в Карсе. Ряд встреч имел закрытый характер. Идет разминирование некоторых территорий турецко-армянской границы и подготовка к открытию пунктов пропуска. Но всё пока в процессе. И чтобы давать оценки надо иметь информацию, а сидеть в Москве на диване перед телевизором и рассуждать о событиях на турецко-армянской границе не в моих правилах. Я планирую в конце сентября командировку в Турцию, если все сложится - смогу дать более объективный прогноз.
- Какие процессы, на ваш взгляд, могут произойти в регионе Южного Кавказа в среднесрочной перспективе на фоне последней встречи лидеров РФ, Турции и Ирана в Тегеране?
- Лично я никаких иллюзий по поводу этой встречи не питаю. А что, собственно, эпохального произошло? Эрдоган заявил, что не хочет свергать режим Асада. А зачем ему его свергать? Турция сейчас фактически контролирует нефтеносные регионы Сирии. Находящиеся в российской зоне влияния Дамаск и Латакия испытывают жесточайший дефицит нефтепродуктов, бензин для машин продается втридорога на черном рынке, да и не только бензин. Режим Асада держится на поддержке Кремля. Сирия, как пишут уже вполне лояльные к Кремлю российские ученые, фактически расколота на три части. И шансы склеить из этого нечто цельное весьма невелики. Зачем свергать то, что само развалится?
Идеи о формировании некоего нового центра геополитического притяжения? Время покажет. Я уже несколько лет наблюдаю танцы вокруг БРИКС, но пока это всего лишь переговорная площадка. И прачечная для отмывания денег на всевозможных форумах, слетах, фестивалях. А внутренний товарооборот между этими странами весьма низок. Зато я вижу, как на постсоветском пространстве формируются новые региональные центры геополитического притяжения. Это Казахстан, Азербайджан. И я верю в будущее Украины.