Вот как бывает, или Армянская пастораль Размышления Эмина Галалы
Порой видишь чудо, но проходишь мимо. Только позже понимаешь масштабы.
Я читаю о реакции карабахских сепаратистов на вчерашние заявления армянского премьер-министра о принадлежности Карабаха Азербайджану. Я ловлю себя на том, что непроизвольно, не отдавая отчет, расплываюсь в горько-насмешливой улыбке.
Горька она потому, что я помню конец 80-ых и абсурдное желание армян включить, вернее, впихнуть Карабах в состав Армении, сменившееся стремлением создать «Армению-2» путем провозглашения независимости «арцаха».
Насмешлива, потому что я не забыл звериный оскал маршировавших по улицам Ханкенди и Еревана толп, изрыгивающих «миацум» и «арцах». Я представлял эти слова как часть диагноза армянства – миацум головного мозга, арцах прямой кишки, или наоборот. Но это серьезный диагноз. Болезнь хроническая, и мы - свидетели стремительной развязки.
Ханкенди брызжет слюной, обвиняя Пашиняна в предательстве. Бросили «арцах», нанесли удар в пах! Выполз знаток «геноцидальных намерений», бывший «омбудсмен» товарищ Бегларян и завел любимую шарманку о независимости, непризнанной миром по чистой случайности (мир не успел за 28 лет). Из-под заросших мхом и тиной болотных камней явились на свет божий бывшие премьеры и министры юстиции, посредством витиеватых юридических терминов желающие доказать, что Армения просто не имеет права отказывать «арцаху» в праве на независимость. Скоро свое никому не интересное слово скажет и апостольская церковь. И дядя Армен со склада. И иже с ними.
Читатель, вдумайся, прошу тебя. Так называемый «парламент арцаха» выражает возмущение не Азербайджану. Не Турции. Даже не какой-то стране, которую армяне в рабочем порядке обвиняют в продажности и падкости на нефтеикродоллары (к таким армяне относят всех партнеров Азербайджана, своих-то маловато). Речь об армянах, осуждающих армян.
Не отдельных «отщепенцев», склонных не испытывать врожденное желание убивать турков и тюрков. Самых обычных армян. Не идеализируя далеко не пушистого Пашика, мы наблюдаем противостояние мифов и реалий, больной армянской романтики и суровой прозы банкротства армянской действительности. «Пастораль», в которой для армян все было легко и просто, закончилась. Резко, без предупреждения. «Невинные» овечки попали, как куры в ощип.
Я оставлю политический и дипломатический анализ дипломатам и политологам. Выскажу свое мнение – подобно проигравшемуся вдрызг картежнику, армяне стоят перед выбором: убраться, пока что-то еще осталось, или продолжать закладывать все и везде в безумной надежде отыграться. Пашинян ведь пытался играть, блефуя и делая «покерное» лицо. Но он просчитался. И тогда понял, что пора сматывать удочки. Уйти сразу у него не хватило мужества, плюс он лелеял надежду на ошибки Азербайджана. Но, припертый к стенке, называет вещи своими именами.
Его политические оппоненты не уймутся. Они желают реванша, зная, что он выльется в новые потери для Армении. Робики-бобики, сержики-режики - все рвутся к власти, завывая, что Никол и его команда – предатели, антихристы, турки, чурки и вообще уродливый нарыв на теле армянства. Все оппозиционеры вопят о неизбежности волн народного гнева. О том, что армяне вот-вот проснутся и сметут. Уничтожат. Встанут, как один. Что «арцах» это их все, и вообще, как можно. Ибо!
Но армяне в большинстве молчат. По простой причине. Битва с ветряными мельницами, в которую вылилась арцахская авантюра, дорого обошлась не только Азербайджану. И пусть это не вернет наших павших и не осушит слезы членов их семей и сотен тысяч беженцев, армянство платит сегодня дорогую цену. Это не просто военное поражение, падение с самопровозглашенного Олимпа опять-таки самопровозглашенного «арцаха», глубокий экономический кризис и неспособность определиться с внешнеполитическими приоритетами. Это утраченные грезы.
Большинство армян – при всей их нелюбви к Азербайджану – больше не хотят строить замки на песке. Они слишком хорошо знают силу волн Каспия. Но они прозрели не сами по себе. Им помогли. Они не пробудились по своей воле – их привели в чувство. И сделали это наш народ, наша армия и наш президент.
Что теперь? Нам остается надеяться, что проснувшиеся армяне перевесят лунатиков, что адекватные пересилят зомбированных. Ну, а если нет – то пусть пеняют на себя. Второго шанса не будет.