Особенности иранской «демократии» оборачиваются системным кризисом
    Аналитика Михаила Шерешевского

    АНАЛИТИКА  20 Сентября 2022 - 16:35

    Михаил Шерешевский
    Caliber.Az

    В ИРИ снова вспыхнули массовые протесты. На сей раз их причиной стала смерть девушки, арестованной полицией нравов. 22-летняя Махса Амини умерла в пятницу, впав в кому после ареста в Тегеране. Официальные власти отвергают обвинение в том, что причиной смерти стал арест и что девушка подверглась пыткам. Они объясняют эту смерть естественными причинами. Однако каким бы не было здоровье Махсы Амини - а это вопрос дискуссионный - вряд ли арест способствовал его улучшению.

    Студенты в Тегеране вышли на акции протеста, скандируя лозунг «Женщина, Жизнь, Свобода!». Волна негодования прокатилась и по другим городам. Амини была родом из Курдистана, и там тоже начались протесты, прежде всего на похоронах в ее родном городе Сакез. Женщины демонстративно срывали с себя хиджабы и озвучивали уже другой призыв – «Смерть диктатору!». Акции продолжились в понедельник, толпы людей забрасывали камнями полицию, выкрикивая: «Долой исламскую республику!» и «Я убью убийц моей сестры!».

    Исламская Республика Иран - теократическое государство (велаят-э-факих - государство верховного правоведа-богослова). Полиция нравов строго следит за поведением населения и контролирует дресс-код. Он должен соответствовать тем представлениям о нормах исламского права, которые приняты режимом. Но проблема в том, что происходящее все больше раздражает граждан. И дело не только в брутальном поведении полиции, но и в том, что многие женщины считают, что они вправе носить ту одежду, которую считают более приемлемой для себя. В принципе же, всё значительно глубже - иранский режим переживает кризис легитимности. И далеко не случайно, что политические акции, вызванные гибелью Махсы Амини, совпали по времени с другой напряженностью в обществе - вызванной слухами о болезни Верховного лидера.

    Хотя в стране регулярно проходят парламентские и президентские выборы, как президент, так и депутаты располагают лишь небольшой толикой власти. Девять десятых властных полномочий в руках Верховного лидера (рахбара), Великого аятоллы Али Хаменеи и его канцелярии (бете рахбари). Он обладает почти абсолютной властью, может вмешиваться в решение любого вопроса и навязывать всем свою волю, ему подчиняются все силовые структуры, а избирается он практически пожизненно. Избираемый раз в четыре года президент - на практике не более чем слабый премьер-министр, курирующий экономический блок при сильном авторитарном руководителе.

    Прежде в Исламской Республике Иран были более-менее честные президентские выборы. Наблюдатели признавали, что «внутри тяжелого экзоскелета авторитарного режима бьется крошечное демократическое сердце». Такая система до некоторой степени обеспечивала легитимность режима, поскольку многие считали, что все же выбирают хотя бы часть руководства. Но даже такие выборы время от времени фальсифицировались, и фальсификации 2009 года вызвали протесты миллионов иранцев и были подавлены силой. Нынешний президент, Эбрахим Раиси, ставленник Верховного лидера, был избран в июне прошлого года на выборах, в ходе которых избирательные заявки кандидатов рассматривал Совет стражей конституции Ирана (12 человек - шесть представителей духовенства, назначаемых верховным лидером Али Хаменеи, и шесть представителей парламента по рекомендации судебной власти). Это стало обычной процедурой. Однако на сей раз Совет допустил к выборам лишь семь кандидатов из 592, подавших заявки, причем были отстранены все сколько-нибудь заметные оппоненты Раиси. Понятно, что при таких исходных условиях интерес иранцев к «выборам» значительно сник. Явка составила менее 48,8% (из 59 миллионов граждан, обладающих правом голоса) - рекордно низкий за всю историю исламской республики; второе место после Раиси занял «кандидат против всех» - четыре миллиона иранцев вычеркнули всех кандидатов. К этому стоит добавить, что руководство страны гонит голосовать миллионы бюджетников, которых оно обычно принуждает отдать голоса за нужного кандидата, что также дискредитирует выборы. «Демократическое сердце» Исламской Республики Иран убил прогрессирующий паралич. Избрание Раиси не слишком отличалось от назначения по представлению Верховного лидера.

    Протесты, связанные с гибелью Махсы Амини, отражают глубокое недовольство значительной части общества. Многим иранцам непонятно, на каком основании самоназначенные пожилые правители диктуют им как думать, что говорить и во что одеваться.

    Акции совпали по времени с еще одной кризисной ситуацией, имеющей большой общественный потенциал - слухами о тяжёлом состоянии здоровья Верховного лидера. Издание New York Times сообщило со ссылкой на четырех человек, имеющих отношение к лечению Хаменеи, что 83-летний Верховный лидер отменил свои публичные выступления и встречи после того, как тяжело заболел, и что он находится на постельном режиме. Происходящее вызвало споры о том, кто станет преемником.

    В прошлом году Верховный лидер старательно продвигал Раиси на пост президента, о чем говорили публикации в близких к его канцелярии СМИ. Именно тогда многие увидели в происходящем нечто большее. Дело в том, что для самого Али Хаменеи пост президента в 1980-е годы стал трамплином для прыжка в высшую власть: в 1989 году после смерти основателя Исламской Республики Рухоллы Хомейни, Совет экспертов (особый  орган, состоящий из 74 представителей духовенства) избрал его высшим руководителем, рахбаром. А сейчас появилось предположение, что Верховный лидер рассматривает Раиси в качестве преемника.

    Если и так, выбор следует признать не слишком удачным. Иран поразил экономический кризис, отчасти вызванный самыми тяжёлыми за всю историю американскими санкциями, отчасти - неудачной экономической моделью, связанной с чрезмерно высокой долей бюрократизированного госсектора и коррупцией. Российский иранист Николай Кожанов указывает, что до 65 процентов иранцев живут на черте или за чертой бедности. Инфляция, по официальным данным, достигает 50 процентов, однако весьма вероятно, что она намного выше. Цены на продукты стремительно растут. 

    Попытки Раиси договориться с Вашингтоном о возобновлении ядерной сделки (снятии части санкций в обмен на отказ Ирана от создания ядерного оружия), что могло бы облегчить экономическую ситуацию и увеличить в несколько раз экспорт нефти, пока ни к чему не привели. Впрочем, время от времени появляются слухи о том, что сделка вот-вот будет заключена, и как раз сейчас снова наступил такой момент. Но переговоры о ядерной сделке продолжаются уже полтора года…

    Тем временем в стране растет раздражение.  Анонимный иранский автор указывает на страницах сайта Атлантического совета, что неудачная работа президента в первый год его пребывания на посту, особенно в области экономики, сильно подорвала его авторитет среди иранцев, которые теперь регулярно выдвигают лозунг «Смерть Раиси!» на демонстрациях протеста. Не менее интересно то, что иранские СМИ, очевидно, сообразив, куда ветер дует, сами принялись высмеивать президента, например, за то, что он не смог четко назвать уровень инфляции в стране.

    Очевидно, что чем дольше Раиси находится у власти, тем больше он затягивает петлю на своей шее. В таких условиях часть иранской верхушки, похоже, переориентировались на другого потенциального кандидата на пост Верховного лидера. Им является сын Али Хаменаи, Моджтаба. Как и Раиси, он имеет тесные связи с самой могущественной военно-политической силой в Иране - Корпусом стражей исламской революции.

    КСИР - это 125-тысячная армия, куда набирают наиболее религиозных военных, независимая от обычных вооруженных сил, а также система спецслужб, множество СМИ и экономическая империя, контролирующая около половины иранской экономики. В действительности в настоящее время КСИР контролирует всё или почти всё в Иране - от водных ресурсов до судебной системы (выходцем из которой является Раиси). В Иране шутят, что «люди в сапогах высасывают власть у людей в чалмах», то есть власть постепенно переходит от духовенства к КСИР. Но внутри корпуса есть разные группировки и, похоже, у противников Раиси стало больше шансов.

    Плюсом Моджтабы в глазах КСИР (или, скорее, некоторых группировок внутри организации) является как его возраст - 53 года (Раиси на 10 лет старше), так и то, что он пока не затронут текущими скандалами. Получив возможность пожизненно править Ираном, он, теоретически, способен обеспечить власть и богатство аппарата КСИР на десятки лет. Минусом может стать то, что он не обладает высоким религиозным статусом, необходимым для того, чтобы занять пост Верховного лидера. Но, видимо, это уже исправлено или будет исправлено в ближайшее время.

    Намеков на выдвижение сына Верховного лидера на позиции преемника немало. Например, известный противник иранского руководства, настоящий победитель выборов 2009 года Мир-Хоссейн Мусави, который уже 12 лет находится под домашним арестом, раскритиковал будущее назначение Моджтабы и фактическое возвращение Ирана к наследственной абсолютной монархии, заявив: «Слухи о заговоре сына, сменяющего отца, ходят уже тринадцать лет. Если это неверно, почему никто не опровергает это?». В ответ СМИ режима обрушились на Мусави, но опять-таки не стали опровергать утверждение о будущем назначении Моджтабы.  

    Недавно в аккаунте Instagram, связанном с бывшим президентом Мохаммадом Хатами, появилось сообщение от информационного агентства, освещающего деятельность шиитских духовных семинарий в Иране, где, между прочим, отмечалось, что «аятолла» Моджтаба Хаменеи начал регистрацию студентов для занятий в религиозном центре Кум. Это первый случай, когда титул «аятолла» был использован иранской прессой, чтобы подчеркнуть  религиозный статус Моджтабы. Прежде никто не утверждал, что он обладает необходимыми для такого сана знаниями. Такое повышение означает, что к информации о назначении Моджабы следует относиться серьезно.

    Между тем в субботу, 17 сентября, Али Хаменеи принял группу посетителей во время религиозной церемонии по поводу шиитского религиозного собрания - Арбаин. Ровным голосом он рассказал слушателям о важности Арбаина - церемонии, знаменующей окончание 40-дневного траура по внуку пророка Мухаммеда, имаму Хусейну. Итак, Верховный лидер Али Хаменеи жив. И все же состояние здоровья 83-летнего Хаменеи вызывает вопросы.

    Некоторые наблюдатели заговорили о расколе элит и даже об угрозе гражданской войны. Однако сегодня недостаточно информации для того, чтобы делать подобные выводы. Куда важнее другое.

    В настоящее время есть два претендента на должность рахбара - президент Эбрахим Раиси и сын рахбара Моджтаба Хаменеи. На первый взгляд, у последнего больше шансов, потому что Раиси очень непопулярен и дискредитировал себя дополнительно во время президентства. С другой стороны, фактическое возвращение Ирана к наследственной монархии может стать непопулярным и рискованным решением для страны, в которой несколько десятилетий назад восставший народ сверг шаха, выступая под республиканскими лозунгами. Даже официальная идеология Исламской Республики Иран, появившейся на свет в результате революции 1979 года, постоянно подчеркивает «революционный» характер режима. И как тогда должно воспринять общество предполагаемую «коронацию чалмой» сына Верховного лидера? 

    Возможно, раскол элит существует (хотя оба - ставленники КСИР, который, впрочем, тоже не однороден). Но куда более важно то, что кризис в Иране имеет множество измерений. Он охватил и экономику, и политическую систему, затронул сферу морали. В таком обществе оба решения будут непопулярны и только подхлестнут протестные настроения.

    Caliber.Az

    Просмотров: 4777

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

Цирк зажигает огни Им деньги и голоса нужны больше, чем остальным

19 Апреля 2024 - 16:46

Жалкая провокация с предсказуемым финалом О чем мечтают Дина и Анна?

19 Апреля 2024 - 15:15

Продукты вне зоны риска? В Азербайджане усиливают продбезопасность

19 Апреля 2024 - 11:11

Запад перед лицом ответа По следам расследования Caliber.Az

19 Апреля 2024 - 13:07

Лицемерие Вашингтона И неприятие действительности

18 Апреля 2024 - 19:01

Госдепартамент США недоволен расследованием Caliber.Az Факты — вещь упрямая

18 Апреля 2024 - 13:22
РЕКЛАМА
Видео
Последние новости

    В Украине открылся немецкий завод по производству БПЛА

    19 Апреля 2024 - 19:56

    Арестован руководитель сайта «Məclis.info»

    19 Апреля 2024 - 19:50

    Эрдоган подтвердил намерение посетить Эрбиль

    19 Апреля 2024 - 19:43

    Парламент Гагаузии обвинил президента Молдовы

    19 Апреля 2024 - 19:33

    В Азербайджане состоялся финал программы карьерного развития «Uğur yolu»

    19 Апреля 2024 - 19:25

    Абдоллахиан и Фидан призвали к немедленному прекращению огня в Газе

    19 Апреля 2024 - 19:18

    В некоторых районах Азербайджана пройдут дожди и град

    19 Апреля 2024 - 19:15

    Что ищет Армения в Гааге?

    Экспертные мнения на Caliber.Az

    19 Апреля 2024 - 19:09

    Азербайджанская гимнастка в финале Кубка мира

    19 Апреля 2024 - 19:05

    Байрамов попрощался с послом Алжира

    19 Апреля 2024 - 19:05

    Мишель ответил на упреки Трампа

    19 Апреля 2024 - 19:05

    «Барселона» может подписать полузащитника Аргентины

    19 Апреля 2024 - 18:53

    Военный лицей им.Джамшида Нахчыванского отметил 53-ю годовщину создания

    ФОТО/ВИДЕО

    19 Апреля 2024 - 18:52

    Самед Сеидов о возвращении Азербайджану четырех сел

    19 Апреля 2024 - 18:48

    Meta запустила бесплатный сайт со своим чат-ботом

    19 Апреля 2024 - 18:39

    НАТО одобрил азербайджано-румынский проект

    ФОТО

    19 Апреля 2024 - 18:36

    Три арабские страны призвали Израиль и Иран к сдержанности

    19 Апреля 2024 - 18:26

    Байрамов принял посла Италии

    19 Апреля 2024 - 18:22

    Угрожавший взорвать консульство Ирана в Париже оказался этническим иранцем

    ОБНОВЛЕНО

    19 Апреля 2024 - 18:21

    Кямран Алиев избран вице-президентом Международной ассоциации прокуроров

    ФОТО

    19 Апреля 2024 - 18:14

    Мировые расходы на оборону впервые превысили 2 трлн долларов

    19 Апреля 2024 - 18:13

    Азербайджан и Япония обсудили развитие туристических связей

    19 Апреля 2024 - 18:06

    Блинкен призвал КНР не помогать РФ

    19 Апреля 2024 - 17:59

    МИД Азербайджана о возвращении четырех сёл

    19 Апреля 2024 - 17:59

    Захарова: Москва ответит на конфискацию активов

    19 Апреля 2024 - 17:55

    Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы

    19 Апреля 2024 - 17:52

    Эрдоган: США заняли сторону Израиля в СБ ООН

    19 Апреля 2024 - 17:50

    В Литве начались военные учения США «Удар меча»

    19 Апреля 2024 - 17:49

    Алиев добился возвращения захваченных Арменией сел Газаха

    Новый этап укрепления суверенитета Азербайджана

    19 Апреля 2024 - 17:32

    В Азербайджане будут разработаны правила продажи арестованного имущества

    19 Апреля 2024 - 17:24

    В НАТО назвали «шагом назад» принятие Грузией закона об иноагентах

    19 Апреля 2024 - 17:22

    В Азербайджане выпал град

    19 Апреля 2024 - 17:18

    ЕС ввел санкции против израильских поселенцев

    19 Апреля 2024 - 17:13

    Важные пункты договоренностей между Азербайджаном и Арменией: подробности

    19 Апреля 2024 - 17:09

    Цирк зажигает огни

    Им деньги и голоса нужны больше, чем остальным

    19 Апреля 2024 - 16:46

    Какое будущее ждет Французско-азербайджанский университет?

    ОФИЦИАЛЬНО

    19 Апреля 2024 - 16:45

    Блинкен: США не могут поддержать операцию Израиля в Рафахе

    19 Апреля 2024 - 16:41

    Алиев и Шольц проведут переговоры в Берлине

    19 Апреля 2024 - 16:26

    Кремль о встрече Алиева с Путиным в Москве

    19 Апреля 2024 - 16:24

    Наим Кассем: Мы не ожидали, что война продлится так долго

    19 Апреля 2024 - 16:20

Все новости