twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Франция и Иран: противоположность единства Антитюркский фронт «лакея Америки» и enfant terrible

02 Декабря 2022 15:26

Да, не звучит. Да, даже коробит слух. По идее, должно быть единство противоположностей. Но идея в данном случае отдыхает, как и идейность.

Франция и Иран являются антагонистами. Франция - одна из колыбелей современной демократии. Значение Великой французской революции и Первой Французской Республики для понимания институтов демократического правления трудно переоценить. Не менее весомым является вклад французов в интеллектуальное осознание демократических ценностей. Один лозунг «свобода, равенство, братство» чего стоит. Плюс «Марсельеза». Многие решения и приоритеты внешней, да и внутренней политики страны подаются как продолжение прогрессивной роли Республики и выполнение ею исторического предназначения. Какого? Нести свет развития и добра.

Иран совсем другая опера. Одна из немногих теократий мира, Джомхур-йе Исломи-йе грузом демократии и прогресса не обременена. Монархия и сменившая ее после переворота 1979 года исламская республика вряд ли могут рассматриваться как благодатная почва для свободы и равноправия. Иран был и остается агрессивен во внешней политике, открыто вмешиваясь во внутренние дела целого ряда стран. Недаром Джордж Буш включил ИРИ в ось зла. Военизированная ливанския шиитская группировка «Хезболла» (ее название переводится как «Партия Аллаха») считает создание в Ливане государства, подобного Исламской Республике Иран, своей основной целью.

Обратимся к истории. Многим известно про триумфальное возвращение аятоллы Хомейни в Тегеран в феврале 1979 года. Более 3 миллионов человек встречали его. Но не все помнят, что прилетел будущий «высший духовный авторитет» из Франции на чартерном рейсе Air France. Именно в местечке Нофль-де-Шато под Парижем аятолла провел последние месяцы в изгнании. По инициативе Франции были начаты переговоры в 2003 году после обнародования информации о функционировании в Натанзе засекреченного объекта по обогащению урана. Париж тогда не побоялся даже гнева заокеанских партнеров и игнорировал недовольство Израиля. Масштабными были и экономические связи, в частности, в нефтяном секторе и автомобилестроении.

Были и падения. Отношения резко ухудшились из-за поддержки Парижем Багдада во время ирано-иракской войны. Было также громкое дело Клотильды Рейсс, арестованной в Иране в 2009 году по обвинению в агентурной деятельности при освещении акций протеста. Близость Франции к Саудовской Аравии рождала много вопросов в Тегеране. После крайне болезненного для самолюбия правителей Ирана убийства генерала Сулеймани в Багдаде американскими спецслужбами, нынешний глава Франции Макрон заверил возглавлявшего на тот момент США Трампа в полной поддержке. Макрон подчеркнуто назвал Персидский залив «Арабско-персидским», в ответ на что лидер Ирана причислил Францию к «лакеям Америки».

Ну и ладно, нам то что? Как вы уже догадались, беглый анализ отношений Парижа и Тегерана предпринят не случайно. Несмотря на неоднозначный характер отношений, две страны солидарны в одном – последовательной поддержке Армении и ее агрессивной политики на Кавказе. За примерами далеко ходить не приходится. Около полутора лет назад Макрон и официальный представитель МИД Ирана Хатибзаде выступили с удивительно синхронизированными по сути антиазербайджанскими заявлениями, выказав полную поддержку Армении. Ереван и Тегеран стремятся к увеличению годового товарооборота. Открываются консульства. Ну и что с того, что в спешке открытое в Гафане здание выглядит как хлев? Это мелочи. Тут важен сам факт. Оно есть!

Что до Франции, то можно ограничиться только фактом проведения саммита Франкофонии в Ереване в 2018 году. И это при ограниченном числе франкоязычных армян. О недавних резолюциях Национальной Ассамблеи Франции умолчу. Наш новоназначенный посол в этой стране Лейла Абдуллаева (которой не позавидуешь – то еще поле дипломатической битвы) весьма тонко подметила контраст между 30-летним молчанием Франции о наглом нарушении Арменией всех мыслимых норм международного права и ее горячечными воплями об успешных усилиях Азербайджана по освобождению своих земель.      

Занятная картина. С одной стороны, enfant terrible мирового сообщества, избалованный долготерпимостью к его кровавым шалостям - Иран. С другой - чинная Франция. Чинная если опустить мелкие проделки, скажем, в Ливии и Мали, плюс небольшое колониальное прошлое. Ну, или не небольшое. Но кто прошлое помянет, тому…Не будем о французском грустном. Франция вполне себе рукопожатная страна. Однако и Иран, и Франция и осознанно, и неосознанно тянутся друг к другу на фоне неослабевающего желания помочь Армении. Почему?

При всей своей «разности», Париж и Тегеран части единого фронта, самым активным образом пытающегося противодействовать усилению влияния и мощи тюркского мира. Вводные и стимулы могут частично разниться, или интерпретироваться по-разному. Например, азербайджанское население Ирана и граждане Франции с армянскими корнями. Но и у мулл в Иране, и у суперсветских хозяев Елисейских полей устойчивая аллергия ко всему тюркскому. Причем это противостояние уходит далеко за пределы нашего региона. В качестве примера можно назвать открытое столкновение интересов Парижа и Анкары в Ливии и районе Африканского Рога. Принятая на вооружение иранцами и французами доктрина автоматически превращает любое выгодное для Анкары и Баку событие в крайне нежелательный для них сценарий.

Мы это видим. Более того, абсолютно открыто говорим об увиденном. Внешняя политика Азербайджана долгие годы строится на простом принципе «не пасовать ни перед кем, в том числе сильными мира сего». Звучит незамысловато, но претворить ее в жизнь сложнее, чем принять к исполнению. Это такой многовекторный лабиринт, что сам черт ногу сломит. И не один и не два черта остались в этом лабиринте со сломанными ногами, заплутав в сложных комбинациях Баку и Анкары. Я ничего не идеализирую, но конечный результат говорит сам за себя.

Не считаю себя умнее французских и иранских аналитиков. Франция есть Франция. Да и Иран не лыком шит. Этой стране удалось ликвидировать Саддама, своего злейшего врага, руками еще одного извечного недруга – США. Заодно превратив Ирак в свою вотчину. Правда, в последнее время с этим сложности, но все же. Думаю, в момент вторжения наземных войск США в Ирак в 2003 году в столице Ирана пели и плясали. Кстати, потирали ручки и армяне, предвкушавшие дивиденды неминуемого усиления одного из сюзеренов. А их у Армении много. Если кто не знает, сюзерен — это крупный феодал, власть которого зиждется на подчинении мелких землевладельцев. Но праздник продлился недолго. И с сюзеренами у Армении большие сложности. Но я отвлекся.

Мне любопытно, осознают ли обе стороны токсичность построенного на помощи и близости Армении «фратерните». Франция в паре с нерукопожатной муллократией, каждый день все глубже опускающейся в пучину протестов собственного народа. Протестов, подавляемых с особой жестокостью. Франция солидарна со страной, не оставляющей попыток получить ядерное оружие. Страной, чья деструктивная роль вот уже десятки лет лихорадит Ближний Восток. В которой попираются права женщин и ЛГБТ сообщества. Тегеран, в свою очередь, звучит в унисон с одним из тех самых лакеев, которых обличает как врагов ислама и проводников подлой политики империализма. В политике все возможно, но ведь есть же какие-то рамки приличия. Хотя в последнее время они быстро сужаются.   

Не стоит забывать, что в классическом варианте единства противоположностей есть еще и элемент борьбы. Противоречия Ирана и Франции так же глубоки и органичны, как их «любовь» к Армении. Вопрос только в том, кто «швырнет» армянский довесок раньше. 

Caliber.Az
Просмотров: 2767

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
Cамые читаемые
1

В Азербайджане достраивают грандиозный подвесной мост ВИДЕО / ПОДРОБНОСТИ

18692
14 Ноября 2024 14:31
2

«Сломать и перестроить» - новое спасение Бакметрополитена? Пассажиры требуют решить вопрос – метро отвечает / ПОДРОБНОСТИ

9550
15 Ноября 2024 11:55
3

Смерть Веры Агасян в Ханкенди: армянские родственники «оплакивают», но не забирают Подробности на Caliber.Az

8110
15 Ноября 2024 14:22
4

26 их было, 26... Компромату — быть

3712
14 Ноября 2024 14:25
5

В G7 сообщили, что поддержка Украины остается неизменной

3227
16 Ноября 2024 17:15
6

Желчь старой Европы Париж и Брюссель уходят в оборону

2951
14 Ноября 2024 19:22
7

Возвращение Абхазии в состав Грузии: предпосылки и возможности Расклад Владимира Цхведиани

2796
15 Ноября 2024 12:20
8

COP29 и МОРАГ: взгляд через призму инициатив Азербайджана Размышления Теймура Атаева

2045
14 Ноября 2024 10:34
9

США vs КНР: Грузия в новой геополитической реальности Статья Владимира Цхведиани

1211
14 Ноября 2024 12:55
10

Иностранный самолет экстренно приземлился в Баку

1203
15 Ноября 2024 09:18
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading