Армения подыгрывает Западу, вцепившись в Россию Ни воли, ни ресурсов
В преддверии появления в Армении гражданской миссии Евросоюза, в Ереване принялись озвучивать заявления, призванные оправдать этот, по сути, антироссийский демарш в виде десантирования на Южном Кавказе значительной группировки непонятного назначения. В Москве однозначно расценивают будущую миссию как угрозу региональной стабильности и явную попытку Запада вытеснить Россию из региона. На то, что Кремль будет жестко реагировать на играющие на руку Запада происки армянского руководства, указывают и недавние заявления официального представителя российского МИД Марии Захаровой, в очередной раз подтвердившие намерения России сохранить статус главного союзника Армении на Южном Кавказе.
Заявления Захаровой о том, что Брюссель пытается изменить систему безопасности на Южном Кавказе и что ее краеугольный камень - присутствие российских военных и членство Армении в ОДКБ - это не только констатация фактов, но и показатель резко отрицательного отношения Москвы к прозападной политике Пашиняна и тем более втягиванию Евросоюза в регион. Это во-первых. А во-вторых, заявления мидовского дипломата, что российские миротворцы обеспечивают мир в Карабахе, а российские пограничники работают на территории Армении, в том числе в армяно-азербайджанском приграничье - это адресный месседж Европейскому Союзу и лишнее напоминание Еревану о том, что Москва будет и дальше держать его и весь регион в орбите своих интересов.
Ну и, в-третьих, из заявлений Захаровой следует, что Москва не только недовольна позицией своего пока еще форпоста на Южном Кавказе, но и всецело доверяет Баку как стратегическому союзнику и партнеру, для которого сохранение региональной стабильности и безопасности является приоритетом. Кроме того, для РФ немаловажно, что, в отличие от Армении, Азербайджан, который к тому же проводит независимую и многовекторную политику, не состоит и не стремится ни в один военный блок, демонстрируя постоянство принципов своей политики. Это один из наиболее веских аргументов Баку, который способствует сохранению кредита доверия в первую очередь со стороны региональных соседей, в частности России.
А вот ближайший союзник России - Армения практически полностью исчерпала доверие Москвы, а теперь пытается прибегнуть к политическим уловкам и, что называется, выйти сухой из воды. То есть, с одной стороны, армянское руководство демонстративно заигрывает с Брюсселем и Парижем, с другой – стремится минимизировать недовольство Москвы, пытаясь переводить все стрелки на Баку. Так Ереван пытается хоть как-то обосновать приглашение миссии Евросоюза в регион для проведения мониторинга вдоль условной границы с Азербайджаном. Но в Москве внимательно наблюдают за происходящим в регионе и пока в состоянии отличать белое от черного.
Между тем масла в огонь подлили сообщения о том, что миссия ЕС может оказаться не вполне гражданской, что в ней будет присутствовать группа французских жандармов. Поэтому не удивительно, что нелепые пояснения Еревана, что жандармам в силу профессии будет проще составлять доклады о положении дел в приграничье, не нашли поддержку и понимание у Москвы. К тому же, как сообщают армянские СМИ, на определенном этапе нынешняя гражданская миссия наблюдателей от ЕС получит и военный компонент. Об этом заявил на брифинге в Национальном собрании и депутат от оппозиционного блока «Честь имею», представитель комиссии по обороне и безопасности Тигран Абрамян, что говорит о реальности опасений некоторых российских политиков по поводу возможного размещения на Южном Кавказе в будущем и военного контингента НАТО. Учитывая эти нюансы, явно идущие вразрез с интересами России, очевидно, что заявления официальных лиц Еревана, рассчитанные на то, чтобы сохранить хоть какие-то остатки доверия Москвы, бессмысленны. Вообще в сложившейся ситуации Армения может рассчитывать исключительно на поддержку проплаченных конгрессменов или депутатов Европарламента, преимущественно от Франции, к примеру Натали Луазо. Как сообщает CivilNet, на минувшей неделе эта дама заявила, что решительно поддерживает новую миссию ЕС с более широким размахом и масштабом.
«Я рада, что Франция предоставит миссии восемь жандармов. 20 февраля я буду в Армении. Я приветствую поддержку и сотрудничество Армении с миссией, которая будет нашими глазами и ушами на земле, и ее присутствие должно сдержать новые нападения. Я могу только надеяться, что Азербайджан будет добросовестно сотрудничать с миссией», - с некоторой угрозой предупредила Луазо, не обойдя вниманием и ситуацию на Лачинской дороге, вокруг которой Армения продолжает создавать чуть ли не всепланетный ажиотаж.
Попутно французский парламентарий озвучила несколько адресных месседжей России, обвинив в бездействии российских миротворцев, на глазах которых якобы разворачивается вот уже более 50 дней настоящая «драма».
«Мы слышим скептицизм министра иностранных дел России Сергея Лаврова в отношении усилий, предпринимаемых ЕС между Арменией и Азербайджаном. Но мы также видим, что он занимает сторону Азербайджана в вопросе Карабаха», - сказала Луазо, добавив, что считает уместным решение направить миссию на границу Армении и Азербайджана в расширенном формате.
Вероятно, французский парламентарий озвучила общую позицию ЕС касательно российской политики, причем не только по ситуации на Лачинской дороге, но и в целом по переговорному процессу между Баку и Ереваном. Европа всерьез настроена стать основным посредником на армяно-азербайджанских переговорах и едва ли ограничится лишь двухгодичным пребыванием своей миссии в регионе. И этот факт не может не напрягать Москву, особенно сейчас, когда она не в состоянии эффективно противодействовать уже запущенному процессу и поэтому ограничивается лишь декларативными заявлениями и косвенными угрозами к Армении. Однако последние заявления Пашиняна о предстоящей миссии ЕС, а также телефонный разговор между главами МИД Армении и России, в ходе которого армянская сторона выразила пожелание укреплять союзничество с Россией, говорят о том, что как бы Армения ни оглядывалась на Запад, она пока не решается на разрыв с Россией. Для этого у Армении нет ни политической воли, ни тем более ресурсов.