«Опора Армении на Индию - попытка выдать желаемое за действительное» Экспертные мнения на Caliber.Az
Нас покинули Россия и Запад. Наша надежда — Индия. В таком духе выразился Юрий Бабаханян, посол Армении в Нью-Дели. Он заявил, что основная военная задача, стоящая в данный момент перед Арменией — это строительство оборонной инфраструктуры вдоль границы с Азербайджаном, протяженностью более 500 километров.
Бабаханян напомнил, что Армения наладила военно-техническое сотрудничество с Индией, подписав соглашения о закупке у этой страны вооружений на сотни миллионов долларов, включая реактивные системы залпового огня «Пинака». И сообщил, что уже в ближайшее время в посольство Армении в Индии будет назначен военный атташе.
В своем выступлении посол Армении сказал, что США и Европа остаются важными игроками в регионе, однако их влияние постепенно ослабевает. По словам Бабаханяна, Армения чувствует себя покинутой Россией и Западом. Посол, в частности, отметил, что «попытки администрации Трампа остановить боевые действия во время 44-дневной войны осенью 2020 года были нерешительными и медлительными».
Итак, Армения при нынешнем руководстве пытается отказаться от военно-технического сотрудничества с Россией и возлагает в этом смысле большие надежды на Индию. А цель, как понятно из заявлений дипломата, загрузить иностранной военной техникой всю приграничную линию с Азербайджаном. Причем не очень понятно, зачем им столько. Возникает даже подозрение, что для каких-то наступательных действий в будущем. Казалось бы, Еревану надо думать о достижении мирного соглашения с Азербайджаном, документ до сих пор не подписан, а также об урегулировании отношений с Турцией. А вместо этого какой-то новый виток милитаризации – теперь в индийском направлении. Как можно оценить эти устремления Еревана? Насколько верна их ставка на Индию? К чему это всё ведет?
Своими мыслями на сей счет поделились с Caliber.Аz зарубежные аналитики.
По мнению доктора военных и политических наук Вахтанга Маисая (Грузия), сегодня у армянской общественности сложились пессимистические настроения в отношении фактора России и даже Запада в контексте урегулирования отношений с Азербайджаном и Турцией.
«Трудно судить, насколько Индия готова стать верным проводником интересов Армении. Ведь Индия придерживается политики неприсоединения. Она член Движения неприсоединения. И кстати, в эту организацию входит также Азербайджан. Так что у Индии абсолютно иные устремления в целом, и к тому же на Южном Кавказе каких-то особых интересов у нее не просматривается», - говорит эксперт.
По его мнению, скорее всего, Индия рассматривает отношения с Арменией, в том числе в рамках сотрудничества по линии ВПК, с чисто коммерческой точки зрения. И может быть еще в контексте того, что Армения является главным, ключевым фактором для реализации российского геоэкономического проекта Север-Юг, который должен соединить Петербург с индийским Мумбаем (Бомбей).
«Но я считаю, что Индия будет стараться придерживаться более сбалансированной политики по отношению к Армении и Азербайджану. То есть, желание Армении записать каким-то образом Индию в свои стратегические союзники, думаю, не осуществится», - отметил Маисая.
В свою очередь российский политолог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Станислав Ткаченко полагает, что дать однозначную оценку нынешним внешнеполитическим устремлениям Армении не просто.
«С одной стороны, дипломатия этой страны вплетена в сложную систему двухсторонних и многосторонних международных связей, имеет союзников, стратегических партнеров, а также дружественные и враждебные государства. В каждый отдельный момент времени лишь часть этих дипломатических связей оказывает влияние на лиц, принимающих в Ереване основные внешнеполитические и военно-стратегические решения.
С учетом отмеченного выше следует заключить, что часть внешнеполитического руководства Армении недовольна сложившимся вокруг их государства балансом сил, она стремится изменить данный баланс в лучшую для себя сторону. В этом смысле недавние заявления посла Армении в Индии Юрия Бабаханяна крайне показательны. Посол как официальное лицо не имеет права на «личное» или «субъективное» мнение, его устами говорит представляемая им держава», - отметил профессор.
С его точки зрения, заявление посла Армении в Нью-Дели об ориентации на Индию в процессе решения Ереваном задач военного строительства и изменения ситуации в рамках армяно-азербайджанского конфликта носит конъюнктурный характер.
«Оно отражает идущие в Ереване сложные дискуссии о путях выхода из кризиса на неких благоприятных для Армении условиях. Простой выход из конфликта путем подписания мирного соглашения, в котором будет зафиксирована граница двух государств и подтвержден статус Карабаха как части Азербайджанской Республики, для нынешнего поколения руководителей Армении не является благоприятным. Именно к такому решению уже много лет подталкивает Армению Россия. Поскольку актуальность проблемы мирного урегулирования сегодня остра как никогда, дальше отмахиваться от рекомендаций Москвы Ереван уже не может. Но и следовать единственно возможному пути к миру нет политической воли.
Отсюда и возникают такие необычные идеи, как опора на Индию в процессе усиления военных позиций Армении на Южном Кавказе. Но логичная в теории, данная позиция представляется крайне далекой в практическом плане. Выделим только две проблемы, препятствующие реализации намеченных дипломатом планов.
Во-первых, Индия ежегодно экспортирует вооружения на незначительную сумму (около 1,5 млрд долл.), при этом она многие годы является крупнейшим в мире импортером вооружений. Планы Армении на крупномасштабные закупки индийского оружия неизбежно натолкнутся на сложности с выполнением Дели экспортных контрактов. По мере сохранения военной напряженности в Южной Азии, прежде всего между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном, вероятность расширения масштабов экспорта вооружений из этой страны снижается до несущественных величин.
Во-вторых, Индия в последние годы проводит выверенную и осторожную политику, направленную на создание условий, в которых ее экономика будет быстро развиваться в период нынешних болезненных социально-экономических реформ. Такой стратегии противоречит перспектива оказаться на стороне одного из противников в конфликте, который лишь недавно, осенью 2020 года, вылился в крупномасштабную войну на Южном Кавказе», - полагает Ткаченко.
Как итог, размышления посла Армении в Индии следует оценить как информационную операцию, не основанную на реальных процессах «на земле», отметил он.
«То есть, перед нами попытка выдать желаемое за действительное. У экспертов в разных государствах планеты все меньше сомнений в том, что нынешнее поколение лидеров Армении, прежде всего ее премьер-министр Никол Пашинян, больше не представляют интересы большинства граждан этой страны и должны рано или поздно сойти с политической сцены. Тогда перспективы мира на Южном Кавказе станут более отчетливыми», - заключил российский политолог.