Путь Турции и Пакистана Эволюция отношений
Отношения между Пакистаном и Турцией являются примером длительных и стабильных связей, насчитывающих уже более ста лет. Уже в начале XX века мусульмане бывшей Британской Индии обращали свои взоры к Османской империи, султан которой считался халифом правоверных.
После провозглашения Пакистаном независимости в 1947 году Турция установила дипломатические отношения с новой страной. Сближению между державами способствовал и тот факт, что в годы «холодной войны» оба государства оказались в одном политическом лагере.
В 1964 году Иран, Турция и Пакистан создали организацию «Региональное сотрудничество ради развития» (РСР), целью которой было взаимодействие по вопросам, в которых нельзя было рассчитывать на поддержку со стороны Запада. Для Анкары это была кипрская проблема, а для Исламабада — вопрос возможной американской военной помощи Индии.
По мнению президента Пакистана Айюба Хана, РСР должен был стать «поворотным пунктом в истории ислама» и «расчистить путь для более плодотворного сотрудничества всех мусульманских стран — от Марокко до Индонезии». Однако в итоге «Региональное сотрудничество ради развития» было распущено в 1982 году.
Помимо внешнеполитических связей, Турция и Пакистан переживали схожие внутриполитические процессы. С середины 1980-х годов страны постепенно отходили от режимов военной диктатуры и ориентировались на демократическое политическое развитие.
В 1988 году в Исламабаде был подписан турецко-пакистанский протокол, предусматривавший расширение сотрудничества в области промышленности, сельского хозяйства, технологий, гражданской авиации, телекоммуникаций, нефтехимии, здравоохранения, технической и научной кооперации. Обе стороны решили укреплять контакты в области образования и культуры. Одновременно Турция приступила к модернизации пакистанских танков и начала поставки зенитных снарядов.
Прорыв в отношениях между странами начался после прихода к власти в Пакистане в 2001 году президента Первеза Мушаррафа, который провёл часть своего детства в Турции. Став главой государства, он неоднократно подчеркивал, что видит Турцию как пример современной государственной структуры. Стремительное развитие отношений между странами нашло отражение в многочисленных государственных визитах.
Мушарраф впервые в качестве президента посетил Анкару в ноябре 1999 года. Турецкий президент Ахмет Недждет Сезер прибыл с ответным визитом в Пакистан в октябре 2001 года. Министр иностранных дел Турции Абдуллах Гюль посетил Пакистан в мае 2003 года, а премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган совершил визит в Исламабад в июне 2003 года. В этой поездке Эрдогана сопровождали 110 бизнесменов, что продемонстрировало готовность Турции повысить уровень экономического взаимодействия с Пакистаном. Были подписаны меморандумы по вопросам дорожного транспорта, борьбы с торговлей наркотиками, охраны окружающей среды.
В январе 2004 года президент Пакистана Мушарраф впервые в истории выступил перед депутатами турецкого парламента.
На трибуне ООН в последние годы Пакистан и Турция неоднократно оказывали друг другу взаимную поддержку по вопросам Северного Кипра, Кашмира и Карабахского региона Азербайджана.
Помимо единства позиций по основным международным проблемам и идеологической близости, Турция и Пакистан имеют тесные экономические связи, которые укрепляются из года в год.
Средний возраст 240-миллионного населения Пакистана составляет 27 лет. Это огромный рынок для турецких товаров. Турецкие строительные гиганты и оборонные предприятия имеют здесь конкурентные преимущества.
Объем двусторонней торговли между странами в 2024 году составил $1,4 млрд. Торговые делегации Пакистана и Турции регулярно совершают взаимные визиты, в рамках которых предпринимаются шаги по расширению экономического сотрудничества и привлечению инвестиций.
В рамках военного сотрудничества в 2018 году Турция подписала сделки на сумму 1,5 миллиарда долларов по продаже Пакистану ударных вертолетов, а также четырех корветов для пакистанского ВМФ. Турция также помогает поддерживать в рабочем состоянии пакистанские истребители F-16. Есть информация о сотрудничестве Анкары и Исламабада в области ядерной энергетики, учитывая, что Пакистан является ядерной державой.
Страны также активно развивают сотрудничество в области добычи традиционных энергоресурсов. Недавно турецкая национальная нефтяная компания TPAO и три пакистанские нефтегазовые компании составили совместное предложение по участию в тендере на геологоразведку нефти и газа.
Договоренность была достигнута в рамках визита министра энергетики и природных ресурсов Турции Алпарслана Байрактара в Исламабад. По его словам, договор стал «очередным шагом на пути углубления энергетического партнерства Анкары и Исламабада». Тендер на геологоразведку нефти и газа в морской зоне Пакистана будет объявлен 30 июня 2025 года. С пакистанской стороны в проекте примут участие компании Mari Energies, OGDCL и PPL.
Сотрудничество Турции и Пакистана стабильно и имеет перспективы дальнейшего развития. Однако оно вызывает беспокойство у других региональных держав, прежде всего у Индии, традиционного противника Исламабада. Определенное недовольство турецко-пакистанским сближением существует и в некоторых кругах США, опасающихся утечки американских военных технологий в Пакистан. Тем не менее, учитывая, что основное внимание мировой общественности сосредоточено на политике новой американской администрации, нет оснований полагать, что продолжающееся турецко-пакистанское сближение встретит серьезное противодействие.