Иран грозит соседям: какие схемы противостояния предлагает Вашингтон?
    Экспертные мнения на Caliber.Az

    ИНТЕРВЬЮ  19 Мая 2023 - 17:49

    Самир Ибрагимов

    Соединенные Штаты видят все больше признаков того, что Россия и Иран расширяют беспрецедентное оборонное партнерство, которое поможет Москве продлить войну против Украины, а также создаст угрозу соседям Ирана. Об этом заявил координатор Совета национальной безопасности США по стратегическим коммуникациям Джон Кирби.

    В рамках сотрудничества Иран предоставляет России ударные беспилотники и уже поставил их более 400 с августа 2022 года, заявил Кирби. «Речь идет о растущих оборонных отношениях, которые укрепляют Россию и позволяют Ирану запасаться своей военной техникой и представлять большую угрозу для своих соседей», - сказал Кирби журналистам.

    Беспилотники являются основной военной помощью, которую Иран оказывает России. Кроме того, Соединенные Штаты объявят о дополнительных примерах расширения военного сотрудничества между Россией и Ираном, добавил Кирби. По его словам, Вашингтон предпримет действия, которые станут реакцией на военное сотрудничество между Тегераном и Москвой. Возможны различные меры давления, включая санкции.

    Вопрос в том, существуют ли на самом деле такие инструменты давления у Штатов, которые были бы способны остановить поставки вооружений из Ирана в Россию, которые затем применяются против Украины? Как они могут выглядеть? И что именно мог иметь в виду Кирби, когда сказал, что это растущее военное сотрудничество представляет большую угрозу для соседей Ирана? Азербайджан, как известно, входит в их число, и его отношения с ИРИ безоблачными отнюдь не назовешь.

    Своим мнением по этим вопросам поделились с Caliber.Аz иностранные обозреватели.

    Украинский эксперт в сфере безопасности, военный аналитик Фонда «Демократические инициативы» Тарас Жовтенко отмечает, что Соединенные Штаты давно пытаются противостоять усилению позиций Ирана в регионе, так как, во-первых, это ставит под угрозу безопасность одного из главных ближневосточных союзников Вашингтона - Израиль, а, во-вторых, потенциально усиливает позиции Китая, который достаточно часто использует нынешний режим в Тегеране как прокси-инструмент продвижения своих интересов и влияния на ключевые процессы на Ближнем Востоке.

    «Китай здесь играет в игру, которую пытается копировать и Кремль: искусственно создавать кризисные ситуации, используя своих союзников-прокси, с тем, чтобы в дальнейшем «героически» их разрешать, предлагая механизмы и решения, которые соответствуют собственным национальным интересам.

    С учётом этих особенностей, для противостояния попыткам усиления сотрудничества Ирана с РФ у Вашингтона есть несколько действенных инструментов.

    Первое - силовой фактор. Здесь США полагаются на комбинирование собственного военного присутствия в регионе с активной позицией своих союзников, в первую очередь Израиля. Именно Израиль имеет оперативно-тактические возможности непосредственно наносить удары по военным и военно-промышленным объектам Ирана, не опасаясь прямого военного ответа со стороны Тегерана, так как ставки слишком высоки. В случае стратегического провала Ирана после такой военной операции он рискует оказаться в такой же ситуации, в какую загнал себя нынешний российский режим», - полагает Жовтенко.

    По его словам, в последнее время Вашингтон также активизирует соответствующие контакты с Азербайджаном, усиливая таким образом круг региональных союзников, совместный потенциал которых станет региональным сдерживающим фактором для Ирана.

    «Второе - непрямое воздействие на торговых партнеров Ирана. Ввиду введенных антироссийских санкций, ограничивающих возможности ВПК РФ, режим ограничений так или иначе будет распространятся как на страны-союзники путинского режима (такие, как Иран), так и на страны - торговые партнеры таких союзников. В сложившихся условиях Иран представляет интерес для РФ в первую очередь как страна, имеющая успешный опыт обхода международных санкций в течение многих лет. Сейчас, когда Россия стала безоговорочным чемпионом по введенным международным санкциям, этот опыт и соответствующие связи Тегерана представляют для Москвы особую ценность. Однако такие возможности Ирана, во-первых, не безграничны сами по себе, во-вторых, учитывая беспрецедентность ситуации с военной агрессией РФ против Украины, санкционный режим, в том числе и вторичные санкции - скорее вопрос времени, чем каких-либо колебаний. Если создать для Тегерана достаточно жесткие перспективы потери большинства механизмов получения доступа к закрытым для него технологиям, в стратегической перспективе это поставит под угрозу национальные интересы самого Ирана, что аятоллы вряд ли смогут так легко проигнорировать.

    И третье - стратегическое влияние на КНР. Китай, пытаясь использовать Иран в качестве регионального прокси-инструмента для достижения собственных целей, может стать «спасательным кругом» как для Тегерана, так и для Москвы. Однако Пекин будет это делать лишь постольку, поскольку это позволит ему отстаивать собственные национальные интересы - пытаясь встать вровень с мировым лидером - США. Если Вашингтон сможет предложить Пекину механизмы баланса интересов, ввиду которых ценность Ирана как прокси-союзника КНР будет нивелирована, это позволит ослабить поддержку иранского режима из Китая.

    Так или иначе, но даже военно-политическая поддержка Вашингтоном Украины в войне против российских захватчиков также опосредованно влияет на эту ситуацию, ослабляя российский режим, который Китай так же успешно превращает в своего прокси», - сказал украинский аналитик.

    Израильский эксперт, профессор политических наук Университета Ариэль в Самарии и Университета Бар-Илан Зеэв Ханин напоминает, что Иран и Россия, характер партнерства которых уже по многим параметрам приближается к уровню стратегического союза, несмотря на международные санкции, находят пути для того, чтобы осуществлять взаимные поставки.

    «Из Ирана в Россию идут беспилотники, двигательная техника и иные ресурсы, которые могут использоваться для военных целей. Кроме того, из Ирана в РФ через разного рода посредников под видом товаров двойного или гражданского назначения идут материалы, в которых российский ВПК испытывает острый дефицит – разного рода микросхемы и иное электронное оборудование, необходимое для производства вооружений и боеприпасов. В свою очередь, в Иран Россия поставляет (или намерена это делать в обозримом будущем) системы ПВО, военную авиацию, и т.д. А также, по некоторым данным, технологии, которые могут служить для дальнейшего совершенствования иранской ядерной программы, официально декларируемой как преследующая гражданские цели (энергетика, медицина, научные исследования), но де-факто сыгравшая немалую роль в уже состоявшемся превращении Ирана в страну, находящуюся на пороге получения ядерного оружия», - отмечает израильский ученый.

    По его словам, обычная схема противостояния этому работает путем давления на компании-посредники, что не всегда эффективно. Даже если речь идет о транснациональных компаниях, которым, казалось бы, следует дважды подумать, имеет ли им смысл зарабатывать на поставках между Ираном и Россией - ведь если их поймают за руку, они рискуют потерять американский и европейский рынки для своей продукции и попасть под санкции западных банков. 

    «Тем не менее, число субъектов, готовых рискнуть ради немалых доходов, не убывает – в том числе и потому, что отследить подобного рода схемы непросто. Международное сообщество периодически вводит те или иные механизмы для пресечения такого рода практик. Например, страны «большой семерки» еще в конце февраля 2023 г. договорились о координации применения санкций против «государств-изгоев», но их успех остается ограниченным. Некоторые надежды возлагаются на новую встречу этого органа в Хиросиме, где предполагается выработка более жестких схем и санкций для компаний и «нейтральных» стран, которые выступают в качестве посредников для поставок вооружений. Однако гарантии того, что предложенные там варианты решат проблему в принципе, дать нельзя.

    Одна из причин для такого скептицизма – это возможности России и Ирана пользоваться услугами своих стратегических региональных партнеров. Для России, например, такой страной является Беларусь, для Ирана – Армения, в отношении которой Тегеран выступает в качестве «декларированного гаранта безопасности», в ситуации, когда прежний главный гарант – Россия переносит основной фокус внимания и ресурсы на украинский фронт. В некотором смысле Армения находится в наиболее выигрышном положении: она является частью оси Москва-Ереван-Тегеран, и, по оценкам информированных источников, по сути является хабом иранских поставок в РФ - но, в отличие от Беларуси, не находится под санкциями. И более того – может позволить себе демонстрировать стремление сближения со странами Запада, и рассчитывать на получение от них материальной и дипломатической поддержки», - рассказал Ханин.

    Он отметил также, что ситуация становится еще более сложной, если учесть готовность некоторых европейских стран сыграть более активную роль в этом раскладе.

    «Например, Франция, практически открыто вставшая на сторону Еревана в его военном конфликте с Азербайджаном. Новым этапом этой политики – и новым вызовом для Баку – можно считать готовность Парижа поставить ВС Армении пакет летальных вооружений – от чего США и страны ЕС долгое время воздерживались. Поставленные Еревану западные вооружения, технологии и ноу-хау могут оказаться и в распоряжении России – что позволит ей оптимизировать методику и инструменты борьбы с аналогичным оружием, поставляемым странами НАТО вооруженным силам Украины.

    И, наконец, те же поставляемые Армении вооружения и знания о них могут найти и иной адрес – Иран, который явно не преминет использовать открывающиеся в этой связи возможности для реализации своих геополитических интересов на Южном Кавказе и в Восточном Средиземноморье, прежде всего в Сирии. Что, в свою очередь, усиливает, соответственно, иранскую угрозу для безопасности Азербайджана и Израиля, двух стран, находящихся в отношениях укрепляющегося стратегического партнерства.

    Пресечь эти угрозы очень сложно и стопроцентную гарантию не дает никто. Но всё зависит от воли международного сообщества, и можно дипломатически, политически и, главное, финансово-экономически повлиять на те или иные страны или субъекты, частные компании, которым в итоге придется решить, с какой частью мира им удобнее дружить. В случае неудачи попыток остановить подобные трансферы, это может быть очень серьезным вызовом для Азербайджана, но с другой стороны – у него есть не только противники, но и друзья», - заключил Зеэв Ханин.

    Caliber.Az

    Просмотров: 1003

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

«Визит Герцога показывает Ирану, что Баку не останется один на один с Тегераном» Израильские эксперты на Caliber.Az

30 Мая 2023 - 23:23

«После победы Украины Агдам и Бахмут могут стать городами-побратимами» Экс-посол Украины в гостях у Caliber.Az

30 Мая 2023 - 17:54

Для чего Россия размещает ядерное оружие в Беларуси? Змицер Мицкевич на Caliber.Az

30 Мая 2023 - 15:28

«Не стоит воспринимать российские угрозы несерьезно» Михаил Жирохов на Caliber.Az

29 Мая 2023 - 21:03

Почему Пашинян разнервничался и устроил полемику на встрече в Москве? Видео YouTube-канала Caliber.Az

27 Мая 2023 - 18:20

«Пашинян изрядно поднадоел Москве» Российский и казахстанский политологи на Caliber.Az

28 Мая 2023 - 11:57
РЕКЛАМА
ВИДЕО
Последние новости

    Президент ЦАР объявил о предстоящем референдуме по новой конституции

    31 Мая 2023 - 04:30

    Эстония призвала страны НАТО увеличить расходы на оборону

    31 Мая 2023 - 03:30

    Эксперты призвали защитить человечество от угрозы вымирания из-за искусственного интеллекта

    31 Мая 2023 - 02:30

    В НАСА назвали срок достижения человеком Марса

    31 Мая 2023 - 02:13

    Швеция контактировала с Турцией по вопросу своего вступления в НАТО

    31 Мая 2023 - 02:00

    По инициативе Полада Бюльбюльоглу в Москве открылась выставка зарубежных дипломатов

    31 Мая 2023 - 01:58

    Госдепартамент США распространил заявление по азербайджано-армянской нормализации

    31 Мая 2023 - 01:34

    Мэр Варшавы заявил о риске выхода Польши из ЕС

    31 Мая 2023 - 01:30

    Посол Азербайджана выразил признательность правительству и парламенту Литвы

    31 Мая 2023 - 01:04

    Марк Цукерберг заставил дочерей тренироваться по армейской системе

    31 Мая 2023 - 01:00

    Президент Израиля посетил Центр Гейдара Алиева

    31 Мая 2023 - 00:31

    Источник анонсировал объявление ЦИК Турции результатов выборов президента 1 июня

    31 Мая 2023 - 00:30

    Президент Израиля почтил память великого лидера Гейдара Алиева и посетил Аллею шехидов

    31 Мая 2023 - 00:16

    Россия сокращает взаимное консульское присутствие с Финляндией

    31 Мая 2023 - 00:00

    Венгрия планирует увеличить расходы на оборону в 2024 году почти на 29 процентов

    30 Мая 2023 - 23:40

    «Визит Герцога показывает Ирану, что Баку не останется один на один с Тегераном»

    Израильские эксперты на Caliber.Az

    30 Мая 2023 - 23:23

    Байден допустил передачу Украине дальнобойных ракет ATACMS

    30 Мая 2023 - 23:15

    Google отменила выпуск складного смартфона

    30 Мая 2023 - 22:50

    Из-за сильного ветра в Шамкире возникли перебои в подаче электроэнергии

    30 Мая 2023 - 22:39

    Верховный суд Болгарии отказал россиянину в убежище в стране

    30 Мая 2023 - 22:25

    Азербайджан избран членом Вспомогательного комитета Конвенции 1970 года

    30 Мая 2023 - 22:22

    Помощник госсекретаря США находится с визитом в Азербайджане

    30 Мая 2023 - 22:10

    Украина планирует углубить канал на Дунае для вывоза зерна

    30 Мая 2023 - 22:00

    Ильхам Алиев: Евреи в Азербайджане всегда были очень активной и видной частью

    ОБНОВЛЕНО/ФОТО

    30 Мая 2023 - 21:41

    Турция и США обсудили членство Швеции в НАТО

    30 Мая 2023 - 21:40

    В Баку отметили 75-летие независимости Израиля

    30 Мая 2023 - 21:23

    Румынский клуб вновь обратил свои взоры на азербайджанского вратаря

    30 Мая 2023 - 21:20

    Ицхак Герцог: Отношения между Азербайджаном и Израилем являются примером

    ФОТО

    30 Мая 2023 - 21:17

    Азербайджан и Россия провели консультации по вопросам Каспия

    30 Мая 2023 - 21:13

    В Грузии заверили, что санкционные товары через страну в РФ не ввозят

    30 Мая 2023 - 21:00

    Определились участники международного велопробега «Дорогая Шуша»

    30 Мая 2023 - 20:49

    «Ювентус» отказался подавать апелляцию на решение лишить команду 10 очков

    30 Мая 2023 - 20:40

    Спикер: Израильские компании участвуют в восстановительных работах в Карабахе и Восточном Зангезуре

    30 Мая 2023 - 20:32

    Tinder предупредил всех россиян о скорой блокировке

    30 Мая 2023 - 20:20

    В Азербайджане ожидаются сильный ветер, дожди и грозы

    30 Мая 2023 - 20:03

    Xiaomi перенесет часть производства гаджетов из Китая

    30 Мая 2023 - 20:00

    Права на песни группы Queen могут продать за более чем 1 млрд долларов

    30 Мая 2023 - 19:45

    Первые леди Азербайджана и Израиля побывали в Археолого-этнографическом музейном комплексе Гала

    ФОТО

    30 Мая 2023 - 19:44

    Польша договорилась с США о поставках ракет Hellfire

    30 Мая 2023 - 19:30

    Партия Эрдогана получила 268 мест в парламенте

    30 Мая 2023 - 19:15

    В Азербайджане погиб военнослужащий Внутренних войск

    30 Мая 2023 - 19:07

    Рейтинг «Альтернативы для Германии» достиг самого высокого значения на федеральном уровне

    30 Мая 2023 - 19:00

    Утверждена служебная форма одежды сотрудников Агентства наземного транспорта Азербайджана

    30 Мая 2023 - 18:50

    Позиции азербайджанской армии вновь подверглись обстрелу

    Заявление Минобороны АР

    30 Мая 2023 - 18:47

    NVIDIA стала первым производителем чипов стоимостью более 1 трлн долларов

    30 Мая 2023 - 18:45

Все новости