Иран грозит соседям: какие схемы противостояния предлагает Вашингтон?
    Экспертные мнения на Caliber.Az

    ИНТЕРВЬЮ  19 Мая 2023 - 17:49

    Самир Ибрагимов

    Соединенные Штаты видят все больше признаков того, что Россия и Иран расширяют беспрецедентное оборонное партнерство, которое поможет Москве продлить войну против Украины, а также создаст угрозу соседям Ирана. Об этом заявил координатор Совета национальной безопасности США по стратегическим коммуникациям Джон Кирби.

    В рамках сотрудничества Иран предоставляет России ударные беспилотники и уже поставил их более 400 с августа 2022 года, заявил Кирби. «Речь идет о растущих оборонных отношениях, которые укрепляют Россию и позволяют Ирану запасаться своей военной техникой и представлять большую угрозу для своих соседей», - сказал Кирби журналистам.

    Беспилотники являются основной военной помощью, которую Иран оказывает России. Кроме того, Соединенные Штаты объявят о дополнительных примерах расширения военного сотрудничества между Россией и Ираном, добавил Кирби. По его словам, Вашингтон предпримет действия, которые станут реакцией на военное сотрудничество между Тегераном и Москвой. Возможны различные меры давления, включая санкции.

    Вопрос в том, существуют ли на самом деле такие инструменты давления у Штатов, которые были бы способны остановить поставки вооружений из Ирана в Россию, которые затем применяются против Украины? Как они могут выглядеть? И что именно мог иметь в виду Кирби, когда сказал, что это растущее военное сотрудничество представляет большую угрозу для соседей Ирана? Азербайджан, как известно, входит в их число, и его отношения с ИРИ безоблачными отнюдь не назовешь.

    Своим мнением по этим вопросам поделились с Caliber.Аz иностранные обозреватели.

    Украинский эксперт в сфере безопасности, военный аналитик Фонда «Демократические инициативы» Тарас Жовтенко отмечает, что Соединенные Штаты давно пытаются противостоять усилению позиций Ирана в регионе, так как, во-первых, это ставит под угрозу безопасность одного из главных ближневосточных союзников Вашингтона - Израиль, а, во-вторых, потенциально усиливает позиции Китая, который достаточно часто использует нынешний режим в Тегеране как прокси-инструмент продвижения своих интересов и влияния на ключевые процессы на Ближнем Востоке.

    «Китай здесь играет в игру, которую пытается копировать и Кремль: искусственно создавать кризисные ситуации, используя своих союзников-прокси, с тем, чтобы в дальнейшем «героически» их разрешать, предлагая механизмы и решения, которые соответствуют собственным национальным интересам.

    С учётом этих особенностей, для противостояния попыткам усиления сотрудничества Ирана с РФ у Вашингтона есть несколько действенных инструментов.

    Первое - силовой фактор. Здесь США полагаются на комбинирование собственного военного присутствия в регионе с активной позицией своих союзников, в первую очередь Израиля. Именно Израиль имеет оперативно-тактические возможности непосредственно наносить удары по военным и военно-промышленным объектам Ирана, не опасаясь прямого военного ответа со стороны Тегерана, так как ставки слишком высоки. В случае стратегического провала Ирана после такой военной операции он рискует оказаться в такой же ситуации, в какую загнал себя нынешний российский режим», - полагает Жовтенко.

    По его словам, в последнее время Вашингтон также активизирует соответствующие контакты с Азербайджаном, усиливая таким образом круг региональных союзников, совместный потенциал которых станет региональным сдерживающим фактором для Ирана.

    «Второе - непрямое воздействие на торговых партнеров Ирана. Ввиду введенных антироссийских санкций, ограничивающих возможности ВПК РФ, режим ограничений так или иначе будет распространятся как на страны-союзники путинского режима (такие, как Иран), так и на страны - торговые партнеры таких союзников. В сложившихся условиях Иран представляет интерес для РФ в первую очередь как страна, имеющая успешный опыт обхода международных санкций в течение многих лет. Сейчас, когда Россия стала безоговорочным чемпионом по введенным международным санкциям, этот опыт и соответствующие связи Тегерана представляют для Москвы особую ценность. Однако такие возможности Ирана, во-первых, не безграничны сами по себе, во-вторых, учитывая беспрецедентность ситуации с военной агрессией РФ против Украины, санкционный режим, в том числе и вторичные санкции - скорее вопрос времени, чем каких-либо колебаний. Если создать для Тегерана достаточно жесткие перспективы потери большинства механизмов получения доступа к закрытым для него технологиям, в стратегической перспективе это поставит под угрозу национальные интересы самого Ирана, что аятоллы вряд ли смогут так легко проигнорировать.

    И третье - стратегическое влияние на КНР. Китай, пытаясь использовать Иран в качестве регионального прокси-инструмента для достижения собственных целей, может стать «спасательным кругом» как для Тегерана, так и для Москвы. Однако Пекин будет это делать лишь постольку, поскольку это позволит ему отстаивать собственные национальные интересы - пытаясь встать вровень с мировым лидером - США. Если Вашингтон сможет предложить Пекину механизмы баланса интересов, ввиду которых ценность Ирана как прокси-союзника КНР будет нивелирована, это позволит ослабить поддержку иранского режима из Китая.

    Так или иначе, но даже военно-политическая поддержка Вашингтоном Украины в войне против российских захватчиков также опосредованно влияет на эту ситуацию, ослабляя российский режим, который Китай так же успешно превращает в своего прокси», - сказал украинский аналитик.

    Израильский эксперт, профессор политических наук Университета Ариэль в Самарии и Университета Бар-Илан Зеэв Ханин напоминает, что Иран и Россия, характер партнерства которых уже по многим параметрам приближается к уровню стратегического союза, несмотря на международные санкции, находят пути для того, чтобы осуществлять взаимные поставки.

    «Из Ирана в Россию идут беспилотники, двигательная техника и иные ресурсы, которые могут использоваться для военных целей. Кроме того, из Ирана в РФ через разного рода посредников под видом товаров двойного или гражданского назначения идут материалы, в которых российский ВПК испытывает острый дефицит – разного рода микросхемы и иное электронное оборудование, необходимое для производства вооружений и боеприпасов. В свою очередь, в Иран Россия поставляет (или намерена это делать в обозримом будущем) системы ПВО, военную авиацию, и т.д. А также, по некоторым данным, технологии, которые могут служить для дальнейшего совершенствования иранской ядерной программы, официально декларируемой как преследующая гражданские цели (энергетика, медицина, научные исследования), но де-факто сыгравшая немалую роль в уже состоявшемся превращении Ирана в страну, находящуюся на пороге получения ядерного оружия», - отмечает израильский ученый.

    По его словам, обычная схема противостояния этому работает путем давления на компании-посредники, что не всегда эффективно. Даже если речь идет о транснациональных компаниях, которым, казалось бы, следует дважды подумать, имеет ли им смысл зарабатывать на поставках между Ираном и Россией - ведь если их поймают за руку, они рискуют потерять американский и европейский рынки для своей продукции и попасть под санкции западных банков. 

    «Тем не менее, число субъектов, готовых рискнуть ради немалых доходов, не убывает – в том числе и потому, что отследить подобного рода схемы непросто. Международное сообщество периодически вводит те или иные механизмы для пресечения такого рода практик. Например, страны «большой семерки» еще в конце февраля 2023 г. договорились о координации применения санкций против «государств-изгоев», но их успех остается ограниченным. Некоторые надежды возлагаются на новую встречу этого органа в Хиросиме, где предполагается выработка более жестких схем и санкций для компаний и «нейтральных» стран, которые выступают в качестве посредников для поставок вооружений. Однако гарантии того, что предложенные там варианты решат проблему в принципе, дать нельзя.

    Одна из причин для такого скептицизма – это возможности России и Ирана пользоваться услугами своих стратегических региональных партнеров. Для России, например, такой страной является Беларусь, для Ирана – Армения, в отношении которой Тегеран выступает в качестве «декларированного гаранта безопасности», в ситуации, когда прежний главный гарант – Россия переносит основной фокус внимания и ресурсы на украинский фронт. В некотором смысле Армения находится в наиболее выигрышном положении: она является частью оси Москва-Ереван-Тегеран, и, по оценкам информированных источников, по сути является хабом иранских поставок в РФ - но, в отличие от Беларуси, не находится под санкциями. И более того – может позволить себе демонстрировать стремление сближения со странами Запада, и рассчитывать на получение от них материальной и дипломатической поддержки», - рассказал Ханин.

    Он отметил также, что ситуация становится еще более сложной, если учесть готовность некоторых европейских стран сыграть более активную роль в этом раскладе.

    «Например, Франция, практически открыто вставшая на сторону Еревана в его военном конфликте с Азербайджаном. Новым этапом этой политики – и новым вызовом для Баку – можно считать готовность Парижа поставить ВС Армении пакет летальных вооружений – от чего США и страны ЕС долгое время воздерживались. Поставленные Еревану западные вооружения, технологии и ноу-хау могут оказаться и в распоряжении России – что позволит ей оптимизировать методику и инструменты борьбы с аналогичным оружием, поставляемым странами НАТО вооруженным силам Украины.

    И, наконец, те же поставляемые Армении вооружения и знания о них могут найти и иной адрес – Иран, который явно не преминет использовать открывающиеся в этой связи возможности для реализации своих геополитических интересов на Южном Кавказе и в Восточном Средиземноморье, прежде всего в Сирии. Что, в свою очередь, усиливает, соответственно, иранскую угрозу для безопасности Азербайджана и Израиля, двух стран, находящихся в отношениях укрепляющегося стратегического партнерства.

    Пресечь эти угрозы очень сложно и стопроцентную гарантию не дает никто. Но всё зависит от воли международного сообщества, и можно дипломатически, политически и, главное, финансово-экономически повлиять на те или иные страны или субъекты, частные компании, которым в итоге придется решить, с какой частью мира им удобнее дружить. В случае неудачи попыток остановить подобные трансферы, это может быть очень серьезным вызовом для Азербайджана, но с другой стороны – у него есть не только противники, но и друзья», - заключил Зеэв Ханин.

    Caliber.Az

    Просмотров: 1344

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

Будет ли мир между Баку и Ереваном, перевооружение Армении и роль США на Кавказе Рзаев беседует с Аббасовым и Дубновым

04 Декабря 2023 - 17:27

«Вашингтон и Париж убедились в безнадежности Еревана» Руслан Салихов на Caliber.Az

04 Декабря 2023 - 12:03

Что привез Либби в Азербайджан - разрядку или дальнейшее охлаждение? Цукерман и Уолш на Caliber.Az

04 Декабря 2023 - 09:55

«Потенциально Россия готова к выходу Армении из ОДКБ» Александр Жуковский на Caliber.Az

02 Декабря 2023 - 17:17

«Армения самоустранилась от Зангезурского коридора из-за своих амбиций» Владислав Кондратьев на Caliber.Az

02 Декабря 2023 - 13:04

«Пропаганда ненависти к Азербайджану мешает Еревану двигаться к миру» Ишхан Вердян на Caliber.Az

01 Декабря 2023 - 13:02
РЕКЛАМА
Видео
Последние новости

    The Guardian выявил проблемы с киберуязвимостью на опасном ядерном объекте Британии

    04 Декабря 2023 - 20:33

    В Баку и Сумгайыте содержание угарного газа в атмосфере превысило норму

    04 Декабря 2023 - 20:20

    Германия резко снизила экспорт товаров в Россию

    04 Декабря 2023 - 20:18

    SOCAR и ADNOC подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

    04 Декабря 2023 - 20:06

    Турция предупредила Израиль о последствиях действий против ХАМАС на ее территории

    04 Декабря 2023 - 20:06

    Лейла Алиева приняла участие в обсуждениях по изменению климата в рамках COP-28 в Дубае

    ФОТО

    04 Декабря 2023 - 20:04

    Посол: Культурно-гуманитарные связи между Азербайджаном и Казахстаном занимают особое место

    04 Декабря 2023 - 19:59

    Трамп считает, что Байден превратил США в банановую республику

    04 Декабря 2023 - 19:54

    Терзания «львиного» сердца

    Киракосян о планах против Азербайджана

    04 Декабря 2023 - 19:44

    Боксеры сборной Азербайджана удачно стартовали на чемпионате страны

    04 Декабря 2023 - 19:42

    Masdar изучает возможности производства «зеленого» водорода и аммиака в Азербайджане

    ФОТО

    04 Декабря 2023 - 19:36

    Генсек ОЭС: У Азербайджана большой потенциал для привлечения более 18 млн туристов

    04 Декабря 2023 - 19:30

    Генпрокуратура и МВД Азербайджана об инциденте в Габале

    Официально

    04 Декабря 2023 - 19:26

    Министр культуры: Начнается новый этап взаимоотношений между Казахстаном и Азербайджаном

    04 Декабря 2023 - 19:23

    На Каспии будут созданы мегапроизводственные мощности «зеленой» энергии

    04 Декабря 2023 - 19:16

    Турция и Украина проведут политконсультации 5 декабря

    04 Декабря 2023 - 19:14

    ANAMA отчиталась о ходе работ по разминированию

    Статистика за неделю

    04 Декабря 2023 - 19:13

    Власти Турции считают необходимым усилить контроль над TikTok

    04 Декабря 2023 - 19:02

    В Баку началась Неделя FIA

    ФОТО

    04 Декабря 2023 - 18:50

    Минобороны Азербайджана опровергла очередную ложь Минобороны Армении

    04 Декабря 2023 - 18:44

    Продолжается визит министра обороны Азербайджана в Египет

    ФОТО

    04 Декабря 2023 - 18:41

    Россия открыла КПП «Верхний Ларс» для грузовиков из Армении

    04 Декабря 2023 - 18:39

    Джейхун Байрамов отправился в Россию с рабочим визитом

    04 Декабря 2023 - 18:37

    Комиссия парламента Армении не поддержала запрет на признание Карабаха в составе Азербайджана

    04 Декабря 2023 - 18:35

    Фарид Гаибов удостоен специальной медали и премии на Конгрессе Европейской гимнастики

    ФОТО

    04 Декабря 2023 - 18:24

    Зампред правящей партии Турции: Мы всегда рядом с Азербайджаном

    04 Декабря 2023 - 18:18

    Кредитный портфель банка «Нахчыван» перешел Kapital Bank

    04 Декабря 2023 - 18:15

    Генпрокуратура Азербайджана обратилась к родителям

    По поводу обязательной диспансеризации детей

    04 Декабря 2023 - 18:08

    В Азербайджане 20 человек заразились COVID-19

    Статистика за последнюю неделю/ФОТО

    04 Декабря 2023 - 18:02

    Лидер победившей в Нидерландах партии высказался против поставок оружия Киеву

    04 Декабря 2023 - 18:00

    Делегация ВМС Ирана находится с визитом в Баку

    04 Декабря 2023 - 17:57

    Увеличен уставный капитал двух компаний «Азербайджанской промышленной корпорации»

    04 Декабря 2023 - 17:52

    Болельщики смогут посмотреть матч «Карабаха» в Ханкенди

    04 Декабря 2023 - 17:39

    В Казахстане пройдут Дни культуры Азербайджана

    04 Декабря 2023 - 17:29

    В Азербайджане вновь снизят лимит на онлайн-покупки?

    Депутат об актуальной теме ФОТО/Подробности

    04 Декабря 2023 - 17:29

    Закир Гасанов совершает визит в Египет

    ФОТО

    04 Декабря 2023 - 17:28

    Будет ли мир между Баку и Ереваном, перевооружение Армении и роль США на Кавказе

    Рзаев беседует с Аббасовым и Дубновым

    04 Декабря 2023 - 17:27

    В Азербайджане принят новый госстандарт в области искусственного интеллекта

    04 Декабря 2023 - 16:59

    Депутат Милли Меджлиса совершит визит в ОАЭ

    04 Декабря 2023 - 16:59

    В ЕК не согласились с позицией Орбана по членству Украины в содружестве

    04 Декабря 2023 - 16:55

Все новости