Переворот в Ереване и новая армяно-азербайджанская война? Просчеты загнанного в угол Пашиняна
Премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал ряд антироссийских заявлений. Он сказал, что Россия уходит с Южного Кавказа и не выполняет свои обязательства по защите Армении и поэтому Ереван ищет других военных союзников. Кроме того, 5 сентября Армения отозвала постоянного и полномочного представителя республики в ОДКБ. В Москве раздраженно ответили - Россия с Южного Кавказа никуда не уйдет. После этого в регионе сложилась новая ситуация.
Дело в том, что руководство Армении предприняло и ряд других шагов, которые указывают на резкий разворот ее внешней политики в сторону Запада. Так, оно направило Римский статут в Национальное собрание, где депутаты обсудят ратификацию этого документа. Римский статут - международный договор, учредивший Международный уголовный суд. Подобное обсуждение в армянском парламенте является прямым вызовом по отношению к российскому президенту. Кроме того, было объявлено о проведении американо-армянских военных учений, в то время как Анна Акопян (супруга премьера Армении) поехала в Киев и занялась оказанием гуманитарной помощи Украине.
Но главный вопрос, который повисает в воздухе - какую внешнюю защиту получит Армения, если она потеряет поддержку России? Ведь без внешней защиты ее положение становится крайне шатким.
Я бы выделил здесь последний пункт как наиболее значительный. Пашинян призывает помощь Запада, но ничем, кроме выражения глубокой озабоченности ему Запад не поможет. Карабах является международно признанной территорией Азербайджана, включая признание его в этом качестве самой Арменией. Теоретически, Госдеп может пригрозить санкциями, но это сомнительно, так как Азербайджан поставляет нефть и газ, в том числе в Европу. Кроме того, в качестве ближайшего союзника Турции Азербайджан наряду с ней может обладать некоторым иммунитетом от американских санкций - Западу важно сохранять партнерство с влиятельной Турцией и ее близкими союзниками.
Даже если из Карабаха и с территории Армении уйдут российские войска и вместо них в Ереване окажутся ВС Франции (что весьма сомнительно), они все равно не станут воевать с Азербайджаном.
Соответственно, Пашинян оказался меж двух огней. С одной стороны, полный решимости установить конституционный порядок на всей территории Карабаха Азербайджан. Вне всякого сомнения, Армения Карабах не удержит в случае начала контртеррористической операции.
Вне сомнения, Азербайджану на руку охлаждение отношений между Москвой и Ереваном, как это было и во время 44-дневной войны. Тогда Россия была недовольна самим фактом бархатной (цветной) революции в Армении и отстранения от власти близкой Москве группировки Сержа Саргсяна. В Кремле рассматривают такие события на пространстве бывшего СССР как угрозу своей безопасности. Сегодня Москва недовольна очевидным разворотом Армении на Запад. Чем ниже мотивация России заступаться за Армению, тем меньше у Еревана шансов сопротивляться азербайджанской армии.
С другой стороны, в Карабахе укрепляется радикальное крыло сепаратистов после ухода Араика Арутюняна. Некоторые наблюдатели связывают «отставку» Арутюняна с ослаблением влияния в Карабахе Пашиняна и с укреплением наиболее радикальных элементов карабахского клана. В самой Армении пытается активизироваться связанная с сепаратистами бывшая власть, свергнутая бархатной революцией, группировка Кочаряна-Саргсяна. Сторонники реванша - карабахский клан - способны на многое.
Наконец, Кремль не прощает то, что он считает предательством. Он очень не любит, когда его кидают, и он поддерживает группу Кочаряна-Саргсяна, чего никогда не скрывал.
В итоге, в связи с демаршем Пашиняна повысилась вероятность двух событий. Первое – контртеррористическая операция ВС Азербайджана в Карабахе и новая война с Арменией. Второе - переворот внутри Армении и попытки возвращения к власти карабахского клана, который имеет небольшую поддержку внутри страны.
Я не утверждаю, что Пашиняна свергнут, или что азербайджанская армия начнет операцию в ближайшие дни. Но вероятность всех этих событий после демарша Пашиняна выросла. И у него нет новой системы безопасности, способной защитить его в случае разрыва с Москвой.
Петр Макаров