Египет может вспыхнуть от Газы Международная панорама Шерешевского
По мере того как в Газе усиливаются военные действия, в Египте растет напряжение. Согласно последним сообщениям из Газы, израильские войска продвигаются на нескольких направлениях. Их цель в настоящий момент заключается в том, чтобы окружить город Газа и отрезать его от снабжения. Скорее всего, осада города будет длиться месяцами, а вся израильская операция в секторе Газа может продолжаться год в целях окончательного уничтожения организации ХАМАС.
В экспертном сообществе отмечают, что главная проблема этой войны - отсутствие сколько-нибудь безопасных гуманитарных коридоров. В Газе - самая высокая плотность населения в мире. Из-за отсутствия свободной земли жители региона увеличивают высоту зданий по мере роста населения. Нередко в многоэтажном доме живет одна огромная многодетная семья. В случае разрушения такого строения в ходе сражений между ХАМАС и АОИ (Армия обороны Израиля) жертвы исчисляются десятками.
На фоне поступающих из Газы сообщений усилилась напряженность в соседних странах, прежде всего в Египте. И это может иметь большое значение для настоящего и будущего Ближнего Востока. События в Газе происходят не в вакууме, а в регионе, где проживают 400 миллионов арабов. По городам Египта прокатились акции протеста против действий Израиля. Эти события беспрецедентны, поскольку египетские власти запрещают независимые политические шествия. После того как в 2013 году военные ликвидировали режим «Братьев-мусульман», они стали пресекать независимую уличную активность. Но почему они разрешили ее сегодня? Вероятно, им захотелось выпустить пар недовольства.
В Египте, согласно поступающей оттуда информации, поднимается огромная волна негодования, которая охватила, прежде всего, молодежь. В конце концов, война проходит рядом с египетской границей, в то время, когда правительство обсуждает возможные планы приема палестинских беженцев. Совсем еще недавно это поколение (от 14 до 30 лет) считалось аполитичным. Молодые люди обожали американские сериалы, футбол и поп-звезд. Сегодня они сидят, уткнувшись в смартфоны, наблюдая за событиями в Газе, выучили названия районов и поселков в секторе и мечтают «отправиться на войну с сионистами». Египетские социологи указывают на то, что эти настроения оказались столь массовыми, что можно уже говорить о формировании мировоззрения и о стремительной политизации целого поколения молодых египтян.
Самое опасное для египетского президента Фатаха аль-Сиси то, что все это происходит на фоне тяжелого экономического кризиса.
Египетская армия не только полностью взяла под контроль политическую систему страны после 2013 года, она прибирает к рукам и экономику. Армия, которой и так традиционно принадлежал ряд крупных предприятий, расширяет свой бизнес. Она создает новые коммерческие компании и, параллельно, занимается рейдерством, т.е. захватывает частные предприятия силой. Военные прибирают к рукам модернизацию портов и строительство, включая создание новой египетской столицы, получают огромные государственные субсидии и не платят налоги. Множество принадлежащих им предприятий щедро финансируются из казны, так что их руководство не озабочено вопросами рационализации производства. Эти компании убыточны, неэффективны и существуют за счет остальных секторов экономики и работников Египта. Дело не только в том, что военных финансируют из налогов населения. Генералы силой забирают другие компании, или же фирмы-конкуренты разоряются, потому что не могут себе позволить соперничать со столь мощными монополистами.
Структурно египетская политико-экономическая система напоминает Иран, где схожую роль играет Корпус стражей исламской революции. Этот неэффективный госкапитализм, распространенный в ряде стран Ближнего Востока, основан на тесной спайке между государственным аппаратом, в котором главную роль играют силовики, и некоторыми частными лицами и структурами, которые используют госаппарат для обогащения и выкачивания средств из всех остальных секторов. В Египте военных часто называют глубинным государством, поскольку им принадлежит реальная власть во всех сферах жизни. Но по мере того, как их промышленная империя растет, пожирая средства населения и сказочно обогащая военную верхушку, в стране увеличиваются трудности. Генералы превращаются в миллионеров, остальные беднеют.
Добавим, что, борясь с инфляцией, правительство повышает процентные ставки. В результате банковский кредит дорожает и это ведет к падению производства в частном секторе. В ответ, чтобы стимулировать производство и создать новые рабочие места, египетское государство закачивает дополнительные средства в новые инфраструктурные мегапроекты, которые находятся под патронажем армии. Неэффективный сектор военной экономики разрастается подобно раку, высасывая все силы из страны и подавляя производство в других секторах.
Египет никак не может выйти из экономического кризиса (в январе 2023 года инфляция там выросла до 26,5%, но по неофициальным данным она намного выше). Израильский эксперт по инвестициям Амир Вайтман приводит следующие данные: «Официальный курс доллара к египетскому фунту вырос на 95%, но все еще ниже, чем курс на валютном черном рынке. Около 70% населения живут на несколько долларов в день, которых хватает на хлеб и базовые продукты, субсидированные государством. Объемы производства в частном секторе падают на протяжении 26 месяцев подряд. Дефицит бюджета составляет 6%. 10 мая 2023 года рейтинговое агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг Египта до 1Caa, это определяется как «значительный риск» – самая низкая оценка, когда-либо присвоенная Египту».
Вернемся к политике, которая неразрывно связана с экономикой и отражает глубинные процессы в ней. Сегодня египтяне протестуют на улицах из-за Газы и пока что речь идет о тысячах. Но это - Египет. Он помнит «Арабскую весну». Что, если на улицы выйдет миллион, как в 2011 году? Гнев толпы, в том числе по причине экономического кризиса (70 процентов египтян очень бедны) обрушится на правительство. Требования быстро выйдут за рамки арабо-израильского конфликта, приобретая внутренний, экономический и политический характер. Разогнать и расстрелять такую толпу будет означать (в глазах египетского общества), что президент Сиси «выступает на стороне сионистов» и это может только усилить протестные настроения. С другой стороны, если не разогнать толпу, это будет выглядеть как проявление слабости правительства, что в свою очередь может стать причиной еще более радикальных выступлений.
Одним словом, египетское правительство может оказаться в очень неприятной ситуации. Но ведь речь идет о самой густонаселенной арабской стране, где проживают почти 110 млн человек! Если там произойдет социальный взрыв, он окажет влияние на всю планету.