Разочарование Макроном Францию ждет рост политического насилия
Количество людей, вышедших 1 мая этого года на улицы французских городов, было значительно больше, чем в 2024 году. Ожидаемо, во время ряда уличных акций обстановка сильно накалилась.
Май, когда труд и мир – под угрозой
По данным французской полиции, первомайские демонстрации солидарности работников собрали в этом году 157 тысяч человек, из них 32 тысячи – в столице. Всеобщая конфедерация труда (СGT) говорит о 300 тысячах манифестантов, и, по сведениям профсоюзов, только на улицы Парижа вышло 100 тысяч. В любом случае отмечается рост массовости уличных акций, в прошлом году полиция докладывала о 121 тысяче участников по всей стране.
В Международный день борьбы за права трудящихся выйти на улицы призвали своих сторонников Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), Объединенная федерация профсоюзов (ОФП), «Солидарность», Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ), Национальный союз автономных профсоюзов (НСАП) и другие синдикаты, левые партии и молодежные движения.
Главной причиной роста протестных настроений стал социально-экономический кризис, нарастающий во Франции. И одна из наиболее острых проблем, ударивших по французам, – это безработица. В последнем квартале 2024 года число зарегистрированных безработных выросло на 3,9%, что стало самым большим увеличением с 2008 года. А в 1-м квартале 2025 года безработица увеличилась уже на 8,7%, или на 237 тысяч человек. И сегодня во Франции (без Майотты) 3,4 миллиона людей не имеет никакой работы. Растут цены, острой остается проблема жилья, аренда которого продолжает повышаться. Соответственно, увеличивается и число бездомных, включая детей.
Также в этот раз многих французов на акции 1 мая привела и тревога за судьбы мира и угроза большой войны в Европе. Франция ведет усиленную милитаризацию и пытается компенсировать потерю постколониального влияния в Африке – агрессивным вмешательством в дела независимых государств, в том числе – и на Южном Кавказе. А в профсоюзах говорят, что голоса работников о решении социальных проблем слышны все хуже на фоне риторики властей о перевооружении и требованиях нанимателей затянуть пояса и работать еще больше. ВКТ призвала французов выходить на демонстрацию 1 мая под лозунгами «Против ультраправых, за мир, свободу и социальную справедливость».
Кроме Парижа, демонстрации прошли в Марселе (15 тысяч), Тулузе (10 000), Страсбурге, Бресте, Ренне, Бордо, Нанси, Нарбонне, Меце, Дюнкерке. Всего манифестации и мобилизации прошли в 270 населенных пунктах Франции.
В портовом Дюнкерке, где находится одна из крупнейших доменных печей в Европе, рабочие протестовали против сокращения 600 человек в сталелитейной компании ArcelorMittal. Массовые увольнения запланированы также в Jennyfer и STMicroelectronics и других корпорациях. Шествие в Дюнкерке было красочным – во главе его под звуки «Интернационала» шел сталевар в серебристом костюме, балаклаве и в защитном снаряжении от брызг расплавленного металла, размахивающий дымовой шашкой. Впереди несли также транспаранты с требованием национализации компании и лозунгом «Мы можем лить металл без Миттала». На этот раз первомайская демонстрация в Дюнкерке собрала более тысячи человек. По словам представителей профсоюзов, это в 3 раза больше, чем обычно. Видимо, сама жизнь заставляет французских рабочих всё решительнее защищать свои права.
В Туре протестовали против сокращения 1000 человек компанией STMicroelectronics. В Меце также запланировано сокращение 113 рабочих мест. «Мы сыты по горло теми, кто распродает больницы, чтобы купить истребители Rafale», — кричали протестующие в этом городе. В Дижоне, где компания Tetra Pak готовит сокращение 207 работников, в ВКТ заявляли: «Мы должны работать меньше, чтобы все могли работать. Работа делится как богатство». А вот в Ренне более 3000 человек прошли через район Вилен, где две недели назад в ресторане Subway произошла перестрелка. Так профсоюзы выразили свою солидарность с жителями района и протест против наркоторговли.
«Черный блок» повышает градус противостояния
Примечательно, что Первомайская демонстрация в Париже проходила в праздничном, местами почти карнавальном формате. В рядах протестующих шли «кролики», клоуны и даже аниматор в костюме Иисуса. Играли духовые оркестры – и пели рэп-исполнители. Манифестанты несли плакаты и скандировали лозунги с требованиями отмены повышения пенсионного возраста, увеличения зарплат, нормального финансирования больниц и школ. Важным требованием в этот раз стал мораторий на увольнения работников. Но к мирным шествиям профсоюзов и левых партий присоединились и радикалы, одетые в черное и с масками на лицах. «Черный блок» атаковал несколько объектов, которые считает «символами капиталистического угнетения», и вступил в стычки с полицией. Впрочем, такого рода эксцессы время от времени случаются во время демонстраций во Франции.
Неожиданностью на этот раз стало другое – люди в черном напали на манифестантов из Социалистической партии (PS). Радикалы, скандируя лозунги «Все ненавидят Социалистическую партию», обрушились на социалистов, включая избранных депутатов. По словам депутата Европарламента от PS Хлои Ридель, нападавшие били социалистов кулаками и пинали ногами, оскорбляли и плевали в них, бросали петарды и срывали флаги и баннеры. Одного социалиста протащили по земле и пытались «линчевать», четыре активиста Соцпартии, включая депутата, получили легкие ранения. Была также уничтожена трибуна Соцпартии. Служба безопасности PS защищала членов партии от «черного блока», пока не прибыла полиция, которая и предотвратила дальнейшую эскалацию. «Позор тем, кто называет себя частью народа и выходит на марш в День труда, чтобы нападать на других активистов», – заявила Хлоя Ридель.
И это уже второе проявление агрессии против социалистов в последние дни. В воскресенье, 27 апреля, во время митинга против исламофобии группа людей в черном принялась выкрикивать лозунги про социалистов, которые часть его участников расценили как «антисемитские»: «Геноцидники», «Грязные сионисты», «Предатели». Из-за этой акции депутат от Соцпартии Жером Гедж вынужден был покинуть митинг. Во время же первомайской демонстрации в Париже Гедж вновь подвергся нападению. На бульваре Л'Опиталь депутата оскорбляли и забросали пиротехникой, когда он проходил мимо демонстрации анархо-синдикалистской организации НКТ. После чего в дело вмешалась мобильная жандармерия, арестовавшая двух человек.
Лидер Соцпартии Оливье Фор заявил, что они уже подали жалобы о происшедшем: «Мы никогда не примем насилие фанатиков, которые не служат никакой цели и разрушают коллективную борьбу». Происшедшее осудило и руководство профсоюзов. Министр внутренних дел Брюно Ретайо написал в Х: «Мы не отступим перед лицом политического насилия, которое крайне левые пытаются установить в нашей стране». Правда, при этом принадлежащий к правым консерваторам и известный жестким отношением к мигрантам министр МВД забыл добавить, что в данном случае жертвами нападения «крайне левых» стали собственно левые.
Жесткие столкновения с полицией произошли в Нанте, где 1 мая на демонстрацию вышло 5000 человек. Полицейские применили для разгона водометы, протестующие бросали в полицейских камни и «коктейли Молотова» и нанесли ущерб зданию местной префектуры.
На первомайских демонстрациях французская полиция арестовала 72 человека, 28 из них взяты под стражу. В самом Париже было задержано 52 протестующих, один из них – после нападения на активистов Соцпартии. 15 человек арестовали в Нанте. Травмы получили шесть полицейских.
А кто стоит за нападениями на социалистов? Иногда «черный блок» называют полицейскими провокаторами, а в этот раз представитель Социалистической партии назвал их «агентами» ультраправого «Национального объединения». Но на видео видны флаги, бывшие над «черным блоком» — движения «Антифа», анархо-синдикалистов из НКТ и знамя с надписями на арабском. В последнее время депутатов от Соцпартии все жестче обвиняют в соглашательской позиции по пенсионной реформе и в фактической поддержке Макрона и его правительств, что вызывает недовольство и даже ярость многих радикальных левых. Так, в «Непокоренной Франции» на социалистов возлагают ответственность за развал «Нового Народного фронта». Но Мануэль Бомпар, координатор «Непокоренной Франции», отмежевался от актов насилия: «Мы не согласны с урегулированием политических разногласий таким образом».
Конечно, современной Франции еще далеко до 1960-1980-х годов с тогдашним терроризмом ультраправой «Организации секретной армии» (ОАС) и ультралевого «Прямого действия». Но сегодня политизированное насилие растет на глазах, а порождающий его системный кризис также не идет на спад.
И проблема единства всех прогрессивных сил снова остро встала в эти дни. Даже профсоюзам только на 1 мая удается добиться объединения своих усилий. Лидера же «Непокоренной Франции» Жака-Люка Меланшона там вообще обвиняют в «пренебрежении профсоюзной независимостью» и «политизации 1 мая». Отвечая на критику, Меланшон заявил: «Долгое время именно профсоюзы объединяли Первомай и рабочий класс по всему миру. К сожалению, сегодня такое единство невозможно. Поэтому политикам предстоит сделать свое дело и сказать: «Если вы хотите изменить труд, вам нужно изменить мир». При этом фронтмен «Непокоренной Франции» поддерживает весьма радикальные требования – например, национализировать компанию ArcelorMittal, увольняющую своих рабочих.
Позиции же некоторых профсоюзных боссов могут быть более лояльными по отношению к интересам крупного капитала.
Крупный успех трудовой Франции
Крайне правые смогли провести только один крупный «национальный» первомайский митинг. День международной солидарности трудящихся — это явно не их день. На митинге в Нарбонне лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен снова говорила про массовую миграцию, которая ведет к снижению заработной платы и «подрывает социальную стабильность». И о том, что, лишив ее возможности баллотироваться в президенты, власти «похитили демократию».
Кстати, в Париже 1 мая состоялась еще одна акция — не менее тысячи человек собралось почтить память Абубакара Сиссе, убитого на прошлой неделе в мечети в регионе Гар. «Расизм убивает, нет ненависти к мусульманам», — гласили плакаты, которые держали протестующие, собравшиеся по призыву SOS Racisme и активистки Ассы Траоре.
Жан-Люк Меланшон перед началом первомайской демонстрации в Париже сказал: «Для нас 1 мая — это антирасистский митинг, и расисты всех периодов, всех эпох всегда знали это». По мнению лидера «Непокоренной Франции», расизм и исламофобию «изобрели сильные мира сего, чтобы разделить людей».
По мнению генерального секретаря ВКТ Софи Бине, нынешние первомайские демонстрации были крупным успехом. И в профсоюзах не намерены останавливаться. Уже 13 мая ВКТ призывает всех госслужащих выступить против сокращения государственных услуг. В этот день Всеобщая конфедерация труда намерена мобилизовать своих активистов для демонстрации во время проведения в Париже заседания Производственного совета ЕС по социальному обеспечению (CSE). Продолжится и борьба против увольнения работников в крупных корпорациях. А на 5 июня назначена общенациональная демонстрация против повышения пенсионного возраста и за сохранение занятости. Как раз в этот день в парламенте будет рассматриваться резолюция от Французской компартии за отмену пенсионной реформы. В случае необходимости протестующие грозят заблокировать и проведение Тур де Франс, 3-й этап которого запланирован на 7 июля между Валансьеном и Дюнкерком. Тем городом, в котором хотят провести массовые сокращения рабочих-металлургов.
Нынешнее лето во Франции обещает быть жарким во всех отношениях. Таков итог разочарования французского общества правлением Макрона...