twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Ливан и будущее «Хезболлы» Обзор Шерешевского

30 Апреля 2025 11:05

В Ливане руководством страны ведутся разговоры о разоружении влиятельной группировки «Хезболла». Но оно маловероятно. «Хезболла» оказалась слишком слаба для того, чтобы одержать верх над Израилем, но все еще достаточно сильна для того, чтобы не позволить ливанскому правительству лишить ее оружия.

Руководитель Китая Мао Цзедун любил повторять, что власть вытекает из дула винтовки. Его мнение попытались оспорить в 1953 году рабочие Шанхая, устроив забастовки, поскольку их выборные комитеты самоуправления не желали передавать фабрики в руки государства. Но несмотря на то, что мощная забастовка оказала парализующий эффект на экономику, последнее слово все же осталось за Мао, который использовал армию, чтобы разогнать рабочих. Оружия у них не было.

Сегодня несколько министров ливанского правительства хотят установить график разоружения ливанской партии «Хезболла». Об этом заявил Камаль Шехади, министр, связанный с антихезболлаховской партией «Ливанские силы». Шехади сообщил Reuters, что разоружение должно занять не более шести месяцев. По его словам, график, который предположительно установит сроки для этого процесса, является «единственным способом защитить наших сограждан от повторяющихся нападений, которые стоят жизней, наносят ущерб экономике и приводят к разрушениям». По его словам, он и другие министры надеются, что правительство в полном составе одобрит эту идею и поручит министру обороны подготовить график. Но его мечты вряд ли реализуются.

Почему Ливан долгое время был в руках «Хезболлы»?

На протяжении десятилетий шиитская проиранская партия «Хезболла» фактически контролировала Ливан. Причина заключалась в том, что она обладала наиболее серьезными вооруженными силами в этой стране, превосходя ливанскую армию и различные враждебные группировке этноконфессиональные ополчения. Под ружьем у «Хезболлы» находились 20-30 тыс. бойцов при такой же численности резерва, причем имелись опытные, хорошо обученные подразделения, прошедшие столкновения с Израилем и гражданскую войну в Сирии, длившуюся 13 лет. Располагая артиллерией, танковыми соединениями и спецназом, группировка превратилась в настоящую армию, тренированную и опытную, хотя ее основу составляли силы партизан, обученных разведывательно-диверсионным операциям против Израиля.

Получая до 800 млн долларов в год от Ирана, партия располагала собственной бизнес-империей, производственной и торговой сетью, включая контроль над системой пунктов обмена валюты, и заканчивая строительными компаниями и супермаркетами. Ей принадлежали некоторые службы такси, а для шиитского населения партия строила бесплатные или дешевые школы и больницы, привлекая его на свою сторону.

Расколотая, раздираемая этноконфессиональными противоречиями, плохо обученная ливанская армия не могла и до сих пор не может составить конкуренцию «Хезболле». Используя выгоды от своего положения, партия смогла подчинить себе ряд ливанских ведомств и спецслужб, включая главный центр, контролирующий ливанских силовиков, — Главное управление общей безопасности (ГУОБ), которым годами руководил ее ставленник генерал Аббас Ибрагим, близкий к руководству группировки. Кроме того, «Хезболла» заключила пакт с другой шиитской партией «Амаль» и с крупной христианской партией СПД (Свободное патриотическое движение). Как замечали израильские аналитики, даже не контролируя полностью правительство, «Хезболла» по сути управляла Ливаном или, по крайней мере, имела контрольный пакет власти в этой стране, как выразился израильский эксперт Джонатан Спайер. Даже бывший глава правительства, суннит и один из самых богатых людей страны, Наджиб Микати, был ставленником «Хезболлы».

Будучи крупной частной корпорацией, вовлеченной в международный бизнес, «Хезболла» и сама зарабатывала миллиарды долларов, что позволяло ей содержать сильную армию и системы социальной поддержки для дружественного ей шиитского населения, включая школы, больницы и супермаркеты, где можно приобрести со скидкой иранские товары. В то же время, будучи важнейшей опорой Ирана в регионе, «Хезболла» получала от последнего деньги и оружие. Располагая крупными средствами и горами современного оружия, она могла перестреливаться с Израилем через границу и нанимать множество бойцов. В столь бедной стране, как Ливан, на службу группировке нанимались не только шииты, но и люди из других общин. Когда и если дома жителей шиитских деревень подвергались израильским атакам и обстрелам, строительные компании «Хезболлы» восстанавливали их благодаря иранской помощи.

Упадок могущества «Хезболлы»

Сегодня ситуация складывается так, что, кажется, буквально все работает против «Хезболлы», подрывая ее былое могущество.

Во-первых, группировка понесла тяжелые потери в борьбе с израильской армией в ходе военных действий в 2023-2024 гг. Хотя партизаны «Хезболлы» в целом смогли остановить или, по крайней мере, резко замедлить израильское наступление в горной местности Южного Ливана, все военное и политическое руководство организации, включая ее генерального секретаря Хасана Насраллу, было убито. Аппарат управления вооруженными силами группировки оказался разрушен, тысячи рядовых боевиков убиты или тяжело ранены. Особенно страшной стала израильская пейджерная атака, в ходе которой пострадали тысячи бойцов организации.

Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, Сирия, которая служила главным транзитным пунктом для передачи «Хезболле» иранского оружия, боеприпасов и другой помощи, была захвачена враждебной Ирану группировкой суннитов ХТШ. Ее силы взяли Дамаск после 11 дней боев 8 декабря 2024 года. Это стало сильнейшим ударом по логистике «Хезболлы», подрывая ее военные и финансовые возможности. До недавнего времени «Хезболла», которая была важнейшей военной опорой режима Башара Асада в Сирии, контролировала всю контрабандную торговлю с соседними странами. Однако сегодня вооруженные силы ХТШ, взявшие власть в Сирии, целенаправленно уничтожают нелегальные сети торговли, связанные с остатками бывшего режима и «Хезболлой». Это порой выливается в приграничные сражения между «Хезболлой» и силами сирийского правительства. Потеря Сирии стала причиной резкого ослабления «Хезболлы».

В-третьих, Иран находится в тяжелой ситуации, сталкиваясь с серьезными политическими и военными вызовами, а его экономика пребывает в глубоком кризисе, поэтому он не может сегодня помогать «Хезболле» в тех же масштабах, что и прежде. Отсюда проблемы с выплатами зарплаты части боевиков и сотрудников аппарата группировки, а также с финансированием восстановления жилья шиитов, пострадавших от израильских ударов. Впрочем, проблемы начались давно. Все это подрывает влияние организации на шиитскую общину. Шииты составляют 30-40 процентов ливанцев, но даже среди них группировка не имеет господствующего влияния. В парламенте Ливана она представлена всего 13 местами из 128. 

Многие шииты и представители других общин обвиняют партию в том, что она развязала войну с Израилем в октябре 2023 г. сразу после рейда союзника «Хезболлы» по проиранской коалиции («Ось сопротивления») ХАМАС в Израиль. «Хезболла» начала обстрелы его территории в октябре 2023 г. Фактически, она проиграла войну, подставила население Южного Ливана под израильские бомбежки, а теперь не может восстановить дома пострадавших семей. Но уже тогда многие обращали внимание на то, что «Хезболла» втягивает Ливан в войну с Израилем, совершенно не нужную большинству населения. 

Кроме того, Израиль контролирует ряд ключевых участков Южного Ливана в районе границы, не собирается оттуда уходить и даже время от времени бомбит некоторые регионы Ливана, на что ослабленная «Хезболла» почти не отвечает. 

Далеко не везде шиитское население имеет возможность вернуться в оставленные им села. Тогда зачем вообще было начинать войну с таким сильным противником, как Израиль, если вы не рассчитывали на победу или хотя бы на получение каких-либо стратегических преимуществ? — спрашивают шииты Ливана, а с ними и многие другие. Зачем вы полезли на Израиль? Только потому, что приказ отдали ваши иранские спонсоры? Чем тогда это отличается от иранской оккупации, ведь вы подставили ливанцев? И чем иранская оккупация лучше израильской, особенно если учесть, что «Хезболла» убивает своих политических оппонентов подобно шиитскому интеллектуалу Локману Слиму, которого застрелили после того, как он покритиковал партию?

«Политически «Хезболла» как никогда изолирована, — отмечает российский исследователь Максим Жабко. — Она долго шла к тому, чтобы растерять престиж, который у неё был в середине 2000-х — после вывода израильских войск с юга Ливана (2000) и относительного успеха в войне 2006 г. (Израиль тогда не смог ни уничтожить, ни радикально ослабить «Хезболлу»). Но шаг за шагом она настраивала против себя всё больше людей: за предполагаемой ролью в убийстве [бывшего премьер-министра Ливана] Рафика Харири (2005) последовало применение оружия против сторонников тогдашнего правительства в мае 2008 г.; потом она вступила в войну в Сирии на стороне режима Асада (ок. 2013), в конце 2019 г. применяла насилие в отношении мирных протестующих, а потом явно препятствовала расследованию взрыва в порту Бейрута 4 августа 2020 года».

Сегодня в Ливане у власти новое правительство. Из 24 министров 10 назначены президентом Жозефом Ауном (христианин) и премьер-министром Навафом Саламом (суннит). Эти силы не связаны с теми или иными партиями официально. Фактически они являются (в той или иной степени) прозападными и/или просаудовскими. Еще 5 мест у христианской партии «Ливанские силы», которая стоит на резко антииранских позициях, причем ЛС имеют крупнейшую христианскую фракцию в парламенте. А вот другая христианская партия СПД не получила мест в правительстве, перешла в оппозицию, да еще рассорилась с «Хезболлой».

Впрочем, две шиитские партии, «Хезболла» и «Амаль», получили Минфин. Это имеет большое значение, в особенности потому, что страна переживает финансовый кризис, и указывает на сохраняющееся сильное влияние группировки. Но у «Хезболлы» и ее союзников теперь нет контроля над силовыми ведомствами и нет блокирующей трети голосов министров, что могло бы позволить парализовать работу любого правительства.

Таким образом, явное ослабление «Хезболлы», которое наблюдается во всех аспектах, побудило ее оппонентов начать или продолжить разговоры о том, что неплохо бы этой группировке разоружиться и стать обычной политической партией. Пусть, мол, участвуют в политической борьбе на общих основаниях, а за порядком будут следить силовые структуры государства. Заодно враждебные «Хезболле» партии мечтают покончить с иранским влиянием.

Сюрприз! «Хезболла» не разоружится

И все же вряд ли «Хезболла» разоружится. В реальности она противостоит противникам на всех фронтах, будь то Израиль, новое сирийское правительство или власти в Бейруте, разоружение означало бы для нее скорую или постепенную физическую ликвидацию. Вряд ли оппоненты проявят гуманность к тем, с кем они воевали десятилетиями, неважно, идет ли речь о сирийских ХТШ или ливанских силах.

Лидер «Хезболлы» Наим Кассем в своей речи 29 марта заявил, что его группировка больше не имеет вооруженного присутствия к югу от реки Литани и придерживается соглашения о прекращении огня, в то время как Израиль «нарушает его каждый день». Израиль обвинил «Хезболлу» в сохранении военной инфраструктуры на юге страны. «Хезболла» возложила на ливанское государство обязанность заставить Израиль уйти и прекратить свои атаки. Кассем сказал, что еще есть время для дипломатических решений. Но он предупредил, что «сопротивление присутствует и готово», и указал, что может прибегнуть «к другим вариантам», если Израиль не будет придерживаться соглашения о прекращении огня.

Недавно в Ливане возобновилось расследование взрыва в порту Бейрута 4 августа 2020 г., в результате которого пострадали тысячи людей. Судья Тарек Бетар намерен привлечь к ответственности руководство «Хезболлы», поскольку ее силы контролировали в то время этот порт. Невозможно, однако, поверить в то, что «Хезболла» позволит арестовать своих руководителей и чиновников какому-то судье. А если позволит, тем самым покажет свою слабость, и тогда дни ее будут сочтены. Слабые на Ближнем Востоке долго не живут.

Да и вообще, какими силами располагает правительство Ливана? Его армия по-прежнему слаба и расколота. «Хезболла» же, несмотря на потери, располагает десятками тысяч опытных боевиков, танковыми соединениями и профессиональным спецназом, силами «Радван», способными проводить операции в стиле коммандос в глубоком тылу противника. Военный аппарат управления группировки, если верить израильским аналитикам, постепенно восстанавливается. И что может им противопоставить руководство Ливана? 

Пожалуй, этот фактор имеет центральное значение. Даже если «Хезболла» стала слабее в несколько раз, это не значит, что правительство Ливана обладает способностью ее уничтожить. И вряд ли оно сейчас рискнет помериться силой с шиитской армией. Не случайно президент Жозеф Аун заявил, что вопрос об оружии «Хезболлы» должен решаться путем диалога, поскольку любые попытки разоружить группировку силой приведут к конфликту. Патриарх Башар Бутрос Аль-Рай, глава ливанской маронитской церкви, сказал недавно, что настало время, чтобы все оружие перешло в руки государства, но для этого необходимо время и дипломатия, потому что «Ливан не вынесет новой войны». Но дипломатии, которая заставила бы «Хезболлу» разоружиться, скорее всего, не существует в природе.

Есть и другой фактор. Американская исследовательница «Хезболлы» Ханин Гадар указывает на то, что влияние группировки внутри шиитской общины в последнее время могло усилиться. Причиной стала резня близкого к шиизму алавитского населения в соседней Сирии, в регионе Латакия. Теперь некоторые или многие ливанские шииты стали воспринимать происходящее как экзистенциальную угрозу своему физическому существованию, а «Хезболлу» — как естественную защитницу от такой угрозы.

Наконец, как ни удивительно, «Хезболла» в определенные моменты защищала весь правящий класс Ливана от гнева социальных низов. В 2019 году на улицы городов вышли 2 млн человек, половина взрослого населения. Массовые протесты были направлены против верхушки всех ливанских партий, которых участники выступлений обвинили в коррупции, в разворовывании бюджета и обогащении за счет остального населения. В этом движении приняли участие люди всех конфессий, включая сотни тысяч шиитов. Участники также потребовали бесплатных социальных услуг, поставок электричества, воды, создания рабочих мест. Некоторые группы протестующих заявили о своем желании заменить ливанскую политическую систему прямой демократией. Это движение подверглось насилию со стороны боевиков «Хезболлы», которая помогла его ослабить и рассеять. Совсем не факт, что правящие классы Ливана располагают другой столь же надежной защитой на случай повторения событий 2019 г., которые иногда называют Второй арабской весной.

Так или иначе, вряд ли разоружение «Хезболлы» произойдет в ближайшее время. Можно даже предположить, что группировка пойдет на какие-то демонстративные и, по сути, незначительные действия, символически передав правительству пару сотен автоматов. А затем «Хезболла» будет вести бесконечные переговоры в иранском стиле, не достигая никаких результатов, кроме одного. Подобно тому, как иранцы годами ведут переговоры с США по ядерной сделке, «Хезболла» будет демонстрировать готовность к переговорам и сотрудничеству с правительством. Иными словами, она станет тянуть время, восстанавливать после понесенных потерь свою военную мощь и ждать лучших времен для того, чтобы снова попытаться восстановить былое влияние, контроль над страной. На Ближнем Востоке главное — уметь ждать.

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 212

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
instagram
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Cамые читаемые
1

Азербайджан добился международного розыска бывшего начальника личной охраны Макрона Подробности громкого скандала 

6587
28 Апреля 2025 09:00
2

Беспредел на тротуарах у Русдрамы в Баку пресечён ФОТО / ВИДЕО

5112
28 Апреля 2025 15:46
3

Путь ненависти Свидетельства преступной политики Армении

4200
28 Апреля 2025 19:15
4

Лянкяранский маяк: архитектурное и историческое наследие Экскурс в историю на Caliber.Az

3533
27 Апреля 2025 10:00
5

Так будет организовано движение составов на станции «Джафар Джаббарлы» Новые подробности от Бакметрополитена / ФОТО

3016
29 Апреля 2025 13:52
6

Грузия и очевидность двойных стандартов Запада Михайлов и Апхаидзе на Caliber.Az

2733
29 Апреля 2025 17:32
7

Прощай, единая Бельгия? Старая идея о новой перекройке границ Европы

2578
28 Апреля 2025 16:05
8

ЕС и Азербайджан на пути к перезагрузке отношений Рар и Валеев на Caliber.Az

2477
27 Апреля 2025 12:17
9

Варданян заявил протест по поводу состава судебной коллегии ФОТО

1921
29 Апреля 2025 20:13
10

Архивы не горят: азербайджанофобия армян - истоки и последствия Видеодоказательства против лжи

1786
29 Апреля 2025 16:29
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading