Дети «миацума» Естественный отбор по-армянски
Стало уже общим местом утверждение, что Армения переживает экзистенциальный кризис. Причем, вопреки тезисам философствующего бандита об этнической несовместимости армян и азербайджанцев, обнаружилось, что экзистенциальные угрозы армянам несут…сами армяне.
Нет, дело тут отнюдь не в различиях в мировоззрении различных страт армянства, способных ввергнуть народ в пучину гражданской войны. При всем богатстве выбора, как говорится, мировоззрение большинства армянских партий – что левых, что правых, так или иначе, крутится вокруг идеи национальной исключительности. Возможно, в обозримом будущем вырастет целая стена осознанной оппозиции господствующей идеологии. Пока же лишь одинокие голоса выступают с разоблачением расовых идей цехакронизма.
Между тем, Армению захлестывает весьма мрачное явление. В ходе заседания правительства 23 ноября было отмечено, что в армянских школах наблюдаются проявления буллинга в отношении детей семей, переселившихся из Карабахского региона Азербайджана. Вопрос поднял один из детей, принимавших участие в заседании по случаю годовщины принятия Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
По словам бывшего омбудсмена Армении Ларисы Алавердян, среди причин буллинга в отношении детей из Карабаха можно указать на политическую позицию государства и соответствующие стереотипы, устоявшиеся в семьях армянских граждан.
Говоря о первой причине, Алавердян, конечно, транслирует удобный для оскорбленного армянского «величия» тезис о том, что якобы армянское руководство «сдало» Карабах и продолжает создавать негативный образ карабахских армян, как некоего балласта для развития Армении. Не будем комментировать этот тезис, потому что он более чем манипулятивный. С другой стороны, даже если он и существует, то лишь на фундаменте уже существующей предвзятости ереванских к карабахским. А это и есть вторая причина, упомянутая Алавердян, и она действительно приближает нас к пониманию истинной природы внутриармянских разборок. Более того, она, очевидно, является настолько сильной, что утаить ее, при всем желании, невозможно.
Кому-то за пределами нашего региона может показаться, что вопрос национальной солидарности стоит для армян в ряду приоритетов. Однако наш опыт наблюдения за соседями подсказывает, что обществу Армении, каким бы консолидированным оно ни казалось, вовсе не чуждо выбирать себе внутреннего врага. Тем более, что всех азербайджанцев из Армении давно изгнали (а они в свое время были главным объектом травли), а свято место, как известно, пусто не бывает. Армяне ждали консолидированную жертву буллинга долгих тридцать лет и нашли ее в лице карабахских армян, которые традиционно считались в Армении людьми второго сорта, грубыми деревенщинами, перевертышами. Это пренебрежение усилилось после двадцати лет правления карабахского клана, который, казалось, в свою очередь брал у ереванцев реванш за десятилетия испытанного презрения. И наконец, градус этого противостояния достиг своей кульминации после разгромного поражения Армении в 44-дневной войне.
В глазах ереванских армян, они проиграли именно по вине карабахских. Рационального объяснения этому нет. Просто, если бы не было Карабаха, то не было бы и национального унижения. Причем, эта неприязнь, по всей вероятности, претерпела две стадии. Во время первой, ереванцы ворчали и негодовали, а с наступлением второй, которая явилась, когда масса карабахских армян нежданно-негаданно в одночасье переселилась в Армению, глухая злоба начала принимать физическое воплощение.
То ли ереванцы, травя карабахских, и выпуская таким образом пар, вытесняют дискурс «миацума» на периферию своего сознания. То ли, наоборот, они взращивают в себе новый виток ненависти к азербайджанцам, производя замещение недосягаемых и сильных соседей отдельной группой армян по принципу ассоциации. Ведь если Карабах - это Азербайджан (это даже премьер признал), а карабахские прибыли из Азербайджана, то, стало быть, они – азербайджанцы.
Природа буллинга, к сожалению, впечатана в матрицу человека и отражает целый спектр функций естественного отбора. Социальные усилия по борьбе с буллингом могут лишь смягчить его пагубные формы, однако полностью избавиться от этого феномена невозможно, также как невозможно истребить в человеке страсть к конкуренции и доминированию.
Таким образом, можно констатировать, что карабахские армяне попали под жернова естественного армянского отбора. Есть в этом ирония судьбы. Ведь именно оккупация Карабаха и была в свое время воплощением болезненного аппетита маленького народа к доминированию над регионом.
Жаба «миацума» пожирает своего ребенка.