Антироссийские санкции: страны Центральной Азии перед трудным выбором Экспертные мнения на Caliber.Az
Некоторые страны Центральной Азии могут присоединиться к антироссийским санкциям под давлением западного сообщества, заявил замминистра иностранных дел РФ Михаил Галузин в ходе центральноазиатской конференции дискуссионного клуба «Валдай».
По его словам, некоторые из стран региона «не хотят брать на себя соответствующие риски, дают понять о готовности следовать западным ограничительным мерам». При этом дипломат полагает, что в целом политика односторонних санкций в регионе отвергается также, как и в России.
Галузин добавил, что Россия не считает себя вправе навязывать другим странам какой-либо определенный политический курс, если их политика «не идет вразрез с взаимными обязательствами, в том числе по ОДКБ, ЕАЭС и СНГ».
Он считает, что следование курсом санкций для стран Центральной Азии может потенциально принести им гораздо больше издержек и экономических проблем, чем реальных приобретений.
Итак, насколько действительно готовы будут страны Центральной Азии ответить согласием на призыв западных партнеров ввести санкции против РФ, обещая при этом покрыть те самые издержки и экономические проблемы, о которых говорит Галузин? Есть ли у них для этого достаточно сил, политической воли и желания? Может, для каждой из пяти стран Центральной Азии этот вопрос выглядит иначе?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили известные иностранные эксперты.
Доктор наук, независимый таджикский политолог Парвиз Муллоджанов отмечает, что на самом деле речь пока идет лишь о требовании, чтобы страны региона и компании не поставляли в Россию товары двойного назначения и не помогали российской экономике обходить международные санкции.
«Другими словами, западные страны и международное сообщество не требовали и не требуют от стран региона ввести свои санкции против России или ограничить с ней торговые и экономические связи. Позиция Запада заключается в том, что страны региона не должны поставлять в Россию санкционные товары, которые могут быть использованы россиянами для продолжения войны в Украине. В противном случае, местные партнеры РФ сами попадут под вторичные санкции – об этом было недвусмысленно заявлено в ходе недавних поездок в регион ряда высокопоставленных чиновников из США и Великобритании», - напомнил он.
Что касается стран региона (как и ряда местных коммерческих компании), то они в последние годы получали достаточно значительную прибыль от поставок в РФ товаров двойного назначения – например, бытовых приборов, электронные части которых могут быть использованы российским ВПК, говорит Муллоджанов.
«Москва также активно продвигает планы по использованию территории региона для транзита своих нефтегазовых ресурсов в Китай, а в перспективе и на юг – что вполне отвечает экономическим интересам местных элит. Кроме того, государства региона не хотят портить отношения с Москвой, которая все еще сохраняет определенные рычаги влияния на местное общественное мнение, экономику и социальную сферу. Например, Москва может использовать в качестве рычага давления несколько миллионов трудовых мигрантов, благополучие семей которых напрямую зависит от возможности приезжать и трудиться в России.
Поэтому, ответ центральноазиатских стран будет, скорее всего, следующим: они сократят до минимума поставку товаров двойного назначения в Россию, чтобы не попадать под вторичные санкции и не портить отношения с Западом и международным сообществом в целом. Конечно, что-то все равно будет проходить, но уже далеко не в тех объемах, что прежде. С другой стороны, государства региона не будут окончательно портить отношения с Москвой, вводить против России санкции или публично осуждать российскую агрессию в Украине», - полагает таджикский эксперт.
Как заявил в свою очередь казахстанский политолог, профессор эконометрики - бренд-амбассадор Фонда «Открытый мир», член Нью-Йоркской академии наук Нурлан Мунбаев, страны, входящие в ЕАЭС и ОДКБ, вряд ли станут присоединяться к антироссийским санкциям.
«Но западные санкции все-таки станут красной линией для стран ЦА и Казахстана, и эту черту нельзя будет переходить. Просто может бумерангом прилететь за помощь России в обходе санкций. Тем более, что за 30 лет после развала СССР были вложены огромные иностранные инвестиции в экономику Казахстана и стран ЦА», - говорит он.
Экономический и политический факторы будут играть ключевую роль для руководителей государств ЦА и Казахстана, полагает Мунбаев.
«Здесь гордиев узел. Здесь не качели политики и экономики, которые можно раскачивать как кому выгодно. Тут жёстко - если вы на стороне западных санкций, то ваша экономика будет жить и развиваться в обмен на приток инвестиций и либеральной международной торговли; в противном случае можно стать новой страной, которой дадут жёлтую штрафную карточку (санкционную).
Россию в случае прекращения вторжения в Украину будет ожидать отмена санкций - если она станет восстанавливать украинские города, которым российские войска нанесли ущерб. Плюс выплатит контрибуции. И можно ожидать вызова руководства России в Гаагский суд за преступление против человечности - это стандартный прогнозируемый инструмент западной европейской судебной системы. Примером был Милошевич - никому не надо объяснять, что стало с ним после войны в Югославии», - заключил профессор.