«Армения не пойдет на войну с Азербайджаном, так как не хочет второй капитуляции» Игорь Коротченко на Caliber.Az
Действия Азербайджана по зачистке сепаратистских очагов в Карабахском регионе успешно продолжаются и уже приносят свои плоды. Однако хотелось бы услышать мнения зарубежных военных экспертов со стороны, их точку зрения. Для этого редакция Caliber.Az обратилась к российскому военному эксперту, генеральному директору Каспийского института стратегических исследований Игорю Коротченко.
- Как вы оцениваете антитеррористические мероприятия локального характера ВС Азербайджана в Карабахском регионе?
- Первый этап антитеррористических мероприятий ВС Азербайджана в Карабахе заключался в том, чтобы уничтожить опорные пункты противника, узлы связи, места дислокации военной техники, комплексы ПВО. Это было осуществлено хирургически методом с применением высокоточного оружия, что позволяло избегать потерь среди гражданского населения. Эти действия показывают очень хороший военно-технический уровень и профессионализм личного состава ВС Азербайджана.
Очевидно, что вслед за первым этапом скорее всего должен последовать второй – это ввод сухопутных сил, если Баку примет политическое решение об установлении контроля над теми или иными районами Карабаха, где сегодня присутствуют сепаратисты. Уровень подготовки Вооруженных сил Азербайджана позволяет решить данную задачу.
При этом важно понимать, что система обороны в Карабахе долговременная, она готовилась десятилетиями, и это, безусловно, накладывает свой отпечаток на характер дальнейших действий. Очевидно, что Баку будет сочетать как методы точечного военного реагирования, так и дипломатические ресурсы, но пока, судя по тем заявлениям, что делают те или иные должностные лица Азербайджана, стоит задача реализовать второй этап наземной операции. По крайней мере, такой вывод можно сделать из заявлений, из алгоритма целей и задач дальнейшего развития антитеррористических действий. Также армянское население информируется о логике и мотивах действий азербайджанских Вооруженных сил в виде рассылки смс на мобильные телефоны. И это тоже указывает на то, что вторая фаза будет и это будет уже сухопутная операция.
- Стоит ли ждать какой-то негативной международной реакции на действия Азербайджана?
- Что касается международной реакции на действия Азербайджана, то мы, конечно, знаем возможности армянских лоббистов в США, Франции. Естественно, лоббисты сейчас максимально заряжены, чтобы добиться нужного политического и дипломатического эффекта в пользу Еревана в тех странах, где их позиции сильны, поэтому ситуацию надо оценивать совокупно. Я думаю, что все-таки главный тезис, логика действий Баку исходит из того, что операция проводится на международно признанной территории Азербайджана, при этом Азербайджан четко говорит о том, что отличает военные цели от гражданских, предлагает различные варианты безопасности. Это тоже говорит о продуманности и ответственности азербайджанского военного командования. Поэтому что азербайджанская армия - это не асфальтоукладчик, который едет и давит все, что попадает под каток. Важно, что Баку подчеркивает, что объекты исторического наследия, религиозные сооружения, дома мирных жителей не будут подвержены никакому военному воздействию. То есть, с точки зрения гуманитарного права здесь все чисто.
Логика и мотивация азербайджанской стороны понятна. Только начали проходить грузы по дорогам Агдам-Ханкенди и Лачин-Ханкенди, дальше мог бы состояться диалог о практический реинтеграции карабахских армян в правовое и политическое пространство Азербайджана. Все шло к этой логической развязки. И вдруг, буквально через сутки диверсионные группы сепаратистов осуществили установку противотанковых мин на дорогах. В результате подрывов на минах погибли гражданские и военнослужащие ВВ МВД Азербайджана. В этих условиях было принято решение о начале антитеррористических мероприятий локального характера. То есть была четкая причина, а действия Азербайджана стали следствием – это надо хорошо понимать, реакцией на то, что произошло.
Поэтому если мы разбираем ситуацию абсолютно непредвзято, без желания выделить одну сторону и негативно охарактеризовать другую, то все понятно – Азербайджан сделал все для реинтеграции армянского населения, а в ответ получил провокации, подрывы, гибель людей. Поэтому вполне естественно, что Азербайджан включил так называемую «логику израильского реагирования».
- Как будет реагировать Ереван?
- Пашинян уже сделал свое главное заявление о том, что Армения не начнет военные действия против Азербайджана, и это вполне очевидно, потому что Армения не хочет второй капитуляции. При этом идет выдвижение ряда армянских подразделений к условной границе, для ее усиления – это тоже факт.
Предполагаю, что могут произойти определенные события, похожие на те, что имели место в Ереване в ночь на 10 ноября 2020 года, по крайней мере уже звучат сообщения, что толпа пытается штурмовать здания правительства. И мы помним, что обезумевшая толпа способна на акты физической расправы над Пашиняном, как в свое время избила Арарата Мирзояна. Очевидно, что Пашинян будет искать укрытие в каком-нибудь подземном бункере под зданием Минобороны Армении, или даже на территории посольства Франции. То есть, возможны крайние сценарии.
Также мы с тревогой наблюдаем, как толпа возбужденных армян окружила российское посольство в Ереване. Если вы такие возбужденные, то берите автоматы и идите в Карабах воевать. Причем тут российское посольство? Мы не брали на себя обязательства защищать сепаратистов. Искаженная логика национализма, умноженного на ненависть – это очень опасная гремучая смесь и российским властям надо будет внимательно мониторить ситуацию, думать о том, что будет завтра, быть готовым к разным сценариям развития ситуации, провокациям. Между тем, Пашинян и правоохранительные органы Армении несут прямую ответственность за безопасность российских дипломатов и членов их семей.
Можно прогнозировать дальше – если Пашинян усидит и сохранит власть, он начнет активное перекладывание ответственности за происходящее с себя на Российскую Федерацию. Вплоть до каких-то отчаянных политических выходок: угроз выхода из ОДКБ и грязных политических обвинений – в этом сомневаться не приходиться.